Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 октября 2020 г. N Ф07-10602/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А21-8945/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3764/2020) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.12.2019 по делу N А21-8945/2019, принятое
по заявлению ООО "Компания АРС"
к Калининградской областной таможне
3-е лицо: Союз "Калининградская торгово-промышленная палата"
о признании незаконным отказа в выпуске товара, обязании осуществить выпуск товара
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания АРС" (ОГРН: 1103925018581, адрес: 236029, г. Калининград, ул. В.Высоцкого, д.19; далее - ООО "Компания АРС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Калининградской областной таможне (адрес: 236006, г. Калининград, Гвардейский пр., д. 30; далее - таможня, таможенный орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа таможни в выпуске товара по описи документов, составляющих транзитную декларацию N 10012010/260619/00028744 и обязании таможни устранить нарушения прав и интересов ООО "Компания АРС" путем осуществления выпуска товаров, в отношении которых была подана опись документов, составляющих транзитную декларацию N 10012010/260619/0002874 от 26.06.2019, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и с проставлением всех установленных действующим законодательством отметок.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Союз "Калининградская Торгово-промышленная палата" (ОГРН 1033918501671, адрес: 236010, г.Калининград, ул. Ватутина, д. 20; далее - Калининградская ТПП).
Решением от 24.12.2019 суд первой инстанции требования ООО "Компания АРС" удовлетворил, признал незаконным отказ Калининградской областной таможни в выпуске товара по описи документов, составляющих транзитную декларацию N 10012010/260619/0002874; обязал Калининградскую областную таможню устранить нарушения прав и интересов ООО "Компания АРС" путем осуществления выпуска товаров, в отношении которых ООО "Компания АРС" была подана опись документов, составляющих транзитную декларацию N 10012010/260619/0002874 от 26.06.2019, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и с проставлением всех установленных действующим законодательством отметок; взыскал с Калининградской областной таможни в пользу ООО "Компания АРС" госпошлину в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы обращает внимание на тот факт, что при оформлении товара в таможенной процедуре таможенного транзита не представлены документы и (или) сведения, которыми подтверждается статус декларируемого товара как товара ЕАЭС. Образование отходов на территории Калининградской области, являющейся территорией, где функционирует особая экономическая зона, сам по себе не подтверждает статус таких товаров как товаров ЕАЭС. По мнению подателя жалобы, при ввозе на территорию Калининградской области упаковка и пластиковая пленка, послужившие в дальнейшем сырьем для производства пластиковых рамок, были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, соответственно, их статус для таможенных целей определяется в соответствии с положениями пункта 9 статьи 201 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, таможенный орган не обеспечил участие своих представителей в судебном заседании в режиме онлайн, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество на таможенный пост МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни представило опись документов, составляющих транзитную декларацию N 10012010/260619/0002874 с целью помещения товара "пластмассовые рамки - держатели для крепления номерного знака автомобиля" под таможенную процедуру таможенного транзита для их перемещения с одной части таможенной территории Евразийского экономического союза на другую часть таможенной территории Союза через территорию иностранного государства. К заявлению Обществом приложены CMR, спецификация, счет-проформа.
По результатам таможенного контроля Таможней принято решение об отказе в выпуске товаров на основании пп.1 п.1 ст.125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в связи с несоблюдением пп. 3 п. 1 ст. 304 Кодекса - при декларировании рассматриваемого товара в таможенной процедуре таможенного транзита не были представлены документы и (или) сведения, которыми бы подтверждался статус декларируемого товара как товара Евразийского экономического союза.
Не согласившись с вышеописанными действиями, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявление Общества удовлетворил в полном объеме, придя к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в выпуске товара.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров при невыполнении условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров.
Отказ в выпуске товаров оформляется в том числе, путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе и с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа (часть 3 статьи 125 ТК ЕАЭС).
Таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (пункт 1 статьи 142 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита применяется:
1) для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры, а также товаров Союза:
помещенных под таможенную процедуру экспорта в случаях, определяемых Комиссией;
помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, перевозимых с одной территории СЭЗ на другую территорию СЭЗ в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 207 настоящего Кодекса;
2) для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем товаров Союза и указанных в пункте 4 статьи 302 настоящего Кодекса иностранных товаров.
По общему правилу товары Союза, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, сохраняют статус товаров Союза (пункт 5 статьи 142 ТК ТС).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 304 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, под таможенную процедуру таможенного транзита является представление документов и (или) сведений которыми подтверждается статус товаров Союза.
В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС к товарам Союза относятся находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС иностранные товары - товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе, утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом.
Для целей Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)", утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49). Согласно пункту 2 указанных Правил "происхождение товара" означает принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Согласно подпунктам 9, 12 пункта 4 Правил N 49, полностью полученными или произведенными в стране признаются следующие товары: отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке или потребления в стране и пригодные только для утилизации и (или) переработки в сырье; товары, произведенные в стране исключительно из продукции, указанной, в том числе в подпункте 9 настоящего пункта.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 139 "О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза" к таким документам в случае перевозки товаров с одной части таможенной территории Союза, являющейся территорией свободной (специальной, особой) экономической зоны, указанной в пункте 1 статьи 455 Кодекса, на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза относятся документы, используемые в соответствии с законодательством государств - членов Союза для подтверждения статуса товаров Союза в значении подпункта 47 пункта 1 статьи 2 Кодекса.
Как следует из акта экспертизы ООО "Соэкс-Балтия" N 7405177 "Э" от 30.06.2017, Общество имеет необходимые условия (площади, оборудование, персонал, техническая документация) для производства рамок-держателей для крепления номерного знака автомобиля и регранулированного полимера в ассортименте (полипропилена, полистирола, полиэтилена).
Согласно экспертному заключению ООО "Соэкс-Балтия" N 7406013 "Т" от 27.11.2017 регранулированный полипропилен изготовлен обществом из пластмассовых отходов (пластиковые панели поврежденные, вспененный полиэтилен) полученных от ИП Никитина А.В., который получил их от ООО "АР-Пластик", которое, в свою очередь, получило их от ООО "Эллада Интертрейд", являющегося производителем легковых автомобилей марок "KIA" и "HIUNDAI" (т.1 л.д.108-110).
ООО "Эллада Интертрейд" для изготовления автомобилей получает комплектующие, упакованные в полиэтиленовую пленку из вспененного полиэтилена и в ящики, изготовленные из металлических стоек и пластмассовых панелей. В процессе распаковки комплектующих и разборки ящиков полиэтиленовая пленка рвется, пластмассовые панели приходят в негодность по своему первоначальному назначению из-за наличия разломов, вмятин, сквозных разрывов и т.п.
Таким образом, образовавшиеся на территории РФ в результате осуществляемых ООО "Эллада Интертрейд" производственных и иных операций пластмассовые отходы признаны экспертом товарами, полностью произведенными на территории РФ (Калининградская область) в соответствии с Правилами N 49.
Экспертом сделан вывод о том, что партия регранулированного полимера общим количеством 186 822 кг действительно изготовлена на территории Калининградской области в РФ в условиях ООО "Компания АРС" из товаров, полностью произведенных на территории РФ, а значит, является товаром ЕАЭС.
В представленном Обществом по требованию таможни от 27.06.19г. акте экспертизы Союза "Калининградская торгово-промышленная палата" N 7514704 от 25.01.2018 указано, что сырьем для изготовления изделий (в том числе, рамокдержателей номерного знака автомобиля) являются, в том числе, вторичные полимеры (полипропилен, полистирол, АБС в первичных формах (дробленый)), поступившие от ИП Дробаха И.А., который занимается переработкой пластмассовых отходов на территории РФ, осуществляет сбор, сортировку вторсырья (лом пластмассовых изделий, отходы пленки и др.) на территории городского полигона для мусора в г. Черняховске. ИП Дробаха И.А. получил от ООО "Чистота" лом пластмассовых отходов (в виде кусков), обломков пластмассовых деталей бытовой техники, предметов домашнего обихода и т.д., осуществил их дробление.
Таким образом, дробленый полимер, изготовленный из отходов, собранных на территории РФ, признан экспертом товаром, полностью произведенным на территории РФ (Калининградская область) в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Соглашением от 25.01.2008.
В связи с этим экспертом сделан вывод о том, что партия товара из пластмасс (в том числе, рамки-держатели номерного знака автомобиля), действительно изготовлена на территории Калининградской области в РФ в условиях общества из товаров, полностью произведенных в РФ и товаров, поступивших с остальной территории РФ, а значит, является товаром ЕАЭС.
Одновременно с описью документов, составляющих транзитную декларацию, Обществом представлен таможне акт экспертизы N 8501412 Союза "Калининградская торгово-промышленная палата" от 26.03.2018, согласно которому партия товара из пластмасс (рамки-держатели номерного знака автомобиля) изготовлена обществом из остатков сырья ЕАЭС (поступивших с остальной территории РФ, полностью произведенных в РФ), отраженных в акте экспертизы N 7514704 от 25.01.2018, и товаров ЕАЭС - регранулированного полипропилена, статус которого из ЕАЭС определен в экспертном заключении N 7406013 "Т" от 27.11.2017.
Изготовление товара осуществлялось по следующему технологическому процессу: изготовление гранул из дробленого полимера; засыпка сырья в бункер (приемное устройство) термопластавтомата; нагревание сырья в шнеке до вязкотекучего состояния; смыкание пресс-формы, впрыск расплавленной массы в оформляющую пресс-формы; выдержка детали в форме под давлением, охлаждение отливаемой формы; размыкание пресс-формы, извлечение изделия; при необходимости удаление облоя и след литника; повторение цикла в автоматическом режиме; тиснение фольгой; нанесение краски; сборка для двухсоставных рамок, рамок с планкой; упаковка, маркировка.
В связи с этим экспертом сделан вывод о том, что партия товара из пластмасс (рамки-держатели номерного знака автомобиля) действительно изготовлена на территории Калининградской области в РФ в условиях общества из товаров, полностью произведенных в РФ и товаров, поступивших с остальной территории РФ, а значит, является товаром ЕАЭС.
Исследовав представленные в дело экспертные заключения по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный товар "рамки-держатели номерного знака автомобиля" является товаром ЕАЭС в смысле подпункта 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, статус которого подтвержден Обществом при таможенном оформлении представленными таможенному органу документами.
Учитывая изложенное, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 304 ТК ЕАЭС условие помещения товаров Союза под таможенную процедуру таможенного транзита Обществом соблюдено, и у Таможни отсутствовали предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС основания для отказа в выпуске товара.
В обоснование законности оспариваемого отказа таможенный орган в апелляционной жалобе ссылается на необходимость применения требований статьи 201 ТК ЕАЭС, а не Правил определения происхождения товаров.
В соответствии с пунктом 9 статьи 201 ТК ЕАЭС товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза (далее в настоящей главе - товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны), приобретают статус иностранных товаров с учетом абзаца второго настоящего пункта.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод таможни со ссылкой на статью 201 ТК ЕАЭС, поскольку не имеется оснований полагать, что спорный товар изготовлен из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны: ООО "Эллада Интертрейд" получает в качестве товара комплектующие для производства легковых автомобилей, а не полиэтиленовую пленку из вспененного полиэтилена и ящики, изготовленные из металлических стоек и пластмассовых панелей, в которые были упакованы указанные данные комплектующие; при этом упаковочный материал как самостоятельный товар в силу правила 5(б) ОПИ ТН ВЭД не декларировался, что не опровергнуто таможенным органом.
Утратившие в процессе использования свои первоначальные потребительские свойства упаковочные материалы являются отходами, полученными в результате производства на территории Калининградской области легковых автомобилей, и в соответствии с подпунктом 9 пункта 4 Правил N 49 являются товарами, полностью произведенными в данной стране (Российской Федерации).
Указанные отходы, как установлено судом первой инстанции, служат сырьем для производства Обществом на территории Калининградской области регранулированного полимера (полипропилена, полистирол, полиэтилен), который в свою очередь, служит сырьем для производства на территории Калининградской области рамок-держателей номерного знака автомобиля.
Также сырьем для производства Обществом регранулированного полимера служит вторсырье (лом пластмассовых изделий, отходы пленки и др.), собранное ИП Дробаха И.А. в Калининградской области, которое в силу подпунктом 9 пункта 4 Правил также признается товаром, полностью произведенным в Российской Федерации.
Таким образом, товар изготовлен в Российской Федерации из продукции, указанной в подпункте 9 пункта 4 Правил N 49, и согласно подпункту 11 пункта 4 Правил является товаром, полностью произведенным в Российской Федерации.
Положения пункта 1 Правил N 49 о применении Правил в отношении товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, не исключают применение Правил для определения страны происхождения товара "пластмассовые рамки" при его помещении под процедуру таможенного транзита для ввоза с территории свободной экономической зоны на остальную территорию Союза, поскольку в этом случае их ввоз на территорию ЕАЭС в силу пункта 3 статьи 9 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 происходит в момент перемещения с территории свободной экономической зоны на остальную территорию Союза. При этом под "происходящими товарами" в Правилах понимаются и товары, которые при соответствии указанным в пункте 3 Правил условиям в дальнейшем признаются полностью произведенными в данной стране.
Статья 201 ТК ЕАЭС, в свою очередь, регламентирует содержание и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (в том числе определяет статус товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров), однако порядок установления статуса товаров, произведенных из отходов, в ней не приведен. По этим же основаниям подлежат отклонению и доводы Таможни о необходимости применять для определения статуса спорного товара пункт 3 статьи 9 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, также не содержащий норм, касающихся отходов.
Правомерность позиции Общества в отношении аналогичного товара, заявленного таможенному органу в предыдущей партии, подтверждена судебными инстанциями по делу А21-9708/2018, в том числе Определением Верховного Суда РФ N 307-ЭС19-16928 от 07.10.2019.
Принимая во внимание изложенное, отказ Таможни в выпуске товара, статус которого как товара ЕАЭС подтвержден в установленном порядке, обоснованно признан судом первой инстанции незаконным и нарушающим права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Ссылка суда первой инстанции на Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Соглашением от 25.01.2008, утратившие силу с 12.01.2019 - с даты вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14.07.2018 N 49, утвердившего новые Правила определения происхождения товаров, не повлекла вынесения незаконного судебного акта, поскольку Правила N 49 содержат аналогичные с ранее действовавшими Правилами положения.
Доказательств иного толкования или действия иных норм и правил в части определения происхождения товаров таможенным органом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 декабря 2019 года по делу N А21-8945/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8945/2019
Истец: ООО "Компания АРС"
Ответчик: Калининградская областная таможня
Третье лицо: Союз "Калининградская торгово-промышленная палата"