Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2020 г. N Ф05-15070/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А41-104783/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2020 по делу N А41-104783/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма": Смотрова Л.А. (по доверенности N 2 от 09.01.2020);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области: Ковалева Е.В. (по доверенности N 04-40/00041 от 29.01.2020).
Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма" (далее - ГАУК "МОСГОРТУР", учреждение, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 02.09.2019 N 1936, с учетом решения от 08.11.2019 N07-12/092165@ о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа, доначислении земельного налога и пени.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.02.2020 отказано в удовлетворении заявленных требований.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ГАУК "МОСГОРТУР" (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что правомерность применения заявителем в проверяемом периоде налоговой ставки 0,1 % обусловлено свойствами объекта налогообложения - назначением и использованием заявителем земельного участка для целей организации детского лагеря.
От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ГАУК "МОСГОРТУР" 31.01.2019 налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 22.05.2019 N 42208.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 22.05.2019 N 42208, материалов камеральной налоговой проверки, инспекцией вынесено решение от 02.09.2019 N 1936 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно решению инспекции от 02.09.2019 N 1936 налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 названного Кодекса, с учетом применения статей 112, 114 Кодекса, в виде штрафа в размере 4 267 174 руб., налогоплательщику предложено уплатить 21 335 872 руб. недоимки по земельному налогу, а также в соответствии со статьей 75 Кодекса начислено 2 142 121 руб. 55 коп. пеней.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа об отсутствии у заявителя права для применения пониженной ставки земельного налога 0,1 % при исчислении суммы земельного налога к уплате в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041611:318.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Московской области.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 08.11.2019 N 07-12/092165@ решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель просит признать недействительным решение инспекции от 02.09.2019 N 1936, ссылаясь на то, что в отношении объекта налогообложения - земельного участка детского оздоровительного лагеря "Юный ленинец" (далее - ДОЛ "Юный ленинец"), расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, п. Горловка, г/п Большие Вяземы, кадастровый номер 50:20:0041611:318, категория земель: земли особо охраняемых территорий, вид разрешенного использования: туристическое обслуживание, земельный налог должен рассчитываться на основании пункта 2.1 решения Совета депутатов городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области от 26.09.2008 N 7/20 (далее - решение о земельном налоге от 26.09.2008 N 7/20) по ставке 0,1 %, установленной в отношении земельных участков, предназначенных для целей организации детских лагерей и используемых непосредственно для осуществления данной деятельности, поскольку в проверяемом периоде спорный земельный участок использовался заявителем по установленному целевому назначению, проводились организационные работы по организации работы детских лагерей.
Как указывает заявитель, согласно уставу целью деятельности учреждения является обеспечение организации детского, семейного отдыха и оздоровления жителей города Москвы, находящихся в трудной жизненной ситуации. Имущественный комплекс ДОЛ "Юный ленинец" передан в оперативное управление ГАУК "МОСГОРТУР" согласно распоряжению Департамента имущества города Москвы от 01.08.2011 N 1828-р. Как указывает налогоплательщик, осуществляемая в проверяемом периоде на спорном земельном участке деятельность по текущему ремонту и благоустройству является частью процесса организации детского оздоровительного лагеря "Юный ленинец".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 указанной статьи, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. На основании пункта 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В проверяемый налоговый период ставки земельного налога на территории городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области установлены решением Совета депутатов городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области от 26.09.2008 N 7/20 "О земельном налоге на территории городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области" (с изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 2.1 вышеуказанного решения ставка земельного налога 0,1 % от кадастровой стоимости применяется в отношении земельных участков, предназначенных для целей организации детских лагерей и используемых непосредственно для осуществления данной деятельности; жилищно-строительным кооперативам.
Пунктом 2.14 вышеуказанного решения в отношении прочих земельных участков установлена ставка земельного налога 1,5 %.
Как верно отметил суд первой инстанции, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, для применения пониженной (льготной) налоговой ставки в размере, не превышающем 0,1 %, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (для целей организации детских лагерей) и использование этого земельного участка непосредственно для осуществления данного вида деятельности.
Из представленных в материалы дела правоустанавливающих документов следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041611:318 площадью 170 300 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, в районе п. Горловка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенный вид использования: туристическое обслуживание, оформлен в собственность города Москвы (регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости от 27.05.2016 N 50-50/020-50/999/001/2016-4304/1), предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Первый автокомбинат имени Г.Л. Краузе" (ОГРН 1037700010017) в соответствии с постановлением главы Администрации Одинцовского района от 08.12.1992 N 1793.
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 10.04.2017 N 10097 право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Первый автокомбинат имени Г.Л. Краузе" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041611:318 прекращено и предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок ГАУК "МОСГОРТУР".
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 24.04.2019 N 99/2019/258785731 следует, что право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка зарегистрировано за заявителем 28.04.2017, номер государственной регистрации права 50:20:0041611:318-50/001/2017-1.
Инспекцией в материалы дела представлен протокол осмотра территории земельного участка от 27.11.2018 N 3, проведенного налоговым органом на основании постановления от 13.11.2018 N 11-05/44322 при участии представителей налогоплательщика, из которого следует, что на участке осуществляется деятельность по текущему ремонту корпусов и инженерных коммуникаций ДОЛ "Юный ленинец" и благоустройству территории.
В период проверки инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от 15.04.2019 N 155471 о представлении пояснений и документов, в том числе документов о функционировании детского лагеря, путевок и других документов.
На данное требование заявителем представлен ответ от 25.04.2019 N МГТ-06-02-42/19 без представления истребованных инспекцией документов.
Заявителем не оспаривается, что в проверяемом налоговом периоде территория ДОЛ "Юный ленинец", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0041611:318, не использовалась для размещения детей в целях организации детского отдыха по причине проведения текущего ремонта и благоустройства территории.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами инспекции о том, что непосредственное использование спорного земельного участка для организации детского лагеря в проверяемом периоде не осуществлялось.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в письме от 01.11.2018 N 10367-05 на запрос инспекции от 10.10.2018 N 11-05/36487 сообщено, что информация от ГАУК "МОСГОРТУР" о планируемых сроках открытия ДОЛ "Юный ленинец", режиме функционирования, сроках и объемах проведения дератизационных и дезинфекционных мероприятий в 2016-2018 годах не поступала, санитарно-эпидемиологическое заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления работы ДОЛ "Юный ленинец", не выдавалось.
На запрос налогового органа от 16.04.2019 N 11-05/10294 в Администрацию городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области получен ответ от 22.04.2019 N 1286/4.18, из которого следует, что Советом депутатов городского поселения Большие Вяземы при установлении ставки 0,1 %, поименованной в статье 2.1 решения от 26.09.2008 N 7/20 "О земельном налоге на территории городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области", подразумевается применение указанной ставки к территориям действующих детских оздоровительных лагерей. Под детским оздоровительным лагерем понимается стационарное детское учреждение, приспособленное и осуществляющее деятельность, направленную на отдых и оздоровление детей в возрасте от 6 до 17 лет, с 2016 года по настоящий момент информация о непосредственном использовании территории лагеря (земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041611:318) для целей организации и осуществления детского оздоровительного отдыха отсутствует, заявителем официального уведомления о планируемых сроках открытия детского оздоровительного лагеря, режиме функционирования не представлено.
Налоговым органом направлен запрос от 21.05.2019 N 11-05/13554 в Совет депутатов городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области о разъяснении положений пункта 2.1 решения от 26.09.2008 N 7/20, на который получен ответ от 28.05.2019 N 7/1-9, который указывает на то обстоятельство, что данная норма (использование льготной ставки 0,1 %) не применяется в случае, если указанные в обращении работы делают невозможным осуществление основной деятельности по организации и осуществлению детского оздоровительного отдыха.
На основании приведенной информации доводу заявителя о том, что деятельность по текущему ремонту и благоустройству лагеря является частью процесса организации ДОЛ "Юный ленинец", суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, дал надлежащую оценку, указав, что в соответствии с пунктом 2.1 решения Совета депутатов городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области от 26.09.2008 N 7/20 "О земельном налоге на территории городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области" условием для исчисления земельного налога с применением пониженной налоговой ставки 0,1 % является непосредственное использование земельного участка по целевому назначению, а именно, функционирование (действие) детского лагеря на спорном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Представленные заявителем в материалы дела документы не являются доказательством использования земельного участка в проверяемом налоговом периоде для целей организации детского отдыха.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что инспекция при исчислении земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 50:20:0041611:318 правомерно применила налоговую ставку в размере 1,5 %.
Приведенные выводу соответствуют судебным актам по делу N А41-34230/2019, которыми заявителю отказано в признании недействительным решения налогового органа о доначислении земельного налога по тем же основаниям за 2017 год.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2020 по делу N А41-104783/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-104783/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКОЕ АГЕНТСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ТУРИЗМА"
Ответчик: Межрайонная ИНФС России N22 по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по МО, Межрайонная ИНФС России N22 по Московской области