город Ростов-на-Дону |
|
03 июля 2020 г. |
дело N А32-42906/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Н.В.Ковалевой, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноплевым И.А.,
при участии:
от истца - представитель Федоренко А.А., доверенность от 16.12.2019,
от ответчиков - представители не явились, извещены;
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар (ОГРН 1022301606799, ИНН 2310032246)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2020 по делу N А32-42906/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ОГРН 1072308003063, ИНН 2308128945)
к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301172475, ИНН 2310041258), администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799, ИНН 2310032246)
при участии третьих лиц: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570), департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301612816, ИНН 2310056575), публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518)
о взыскании переплаты по договору аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - ООО "Газпром трансгаз Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о взыскании 1759858,97 руб. переплаты по договору аренды земельного участка от 13.06.2012 N 4300018433, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 30599 руб.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент финансов) и публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2020 с департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" взыскано 1759858,97 руб. неосновательного обогащения, а также 30599 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к администрации муниципального образования город Краснодар отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования города Краснодар обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что администрация и межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея заключили соглашение от 30.08.2017 о переводе на Российскую Федерацию прав и обязанностей по договору, зарегистрированное в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 22.09.2017 N 23/999/001/2017-21231. Пунктом 2 установлено, что соглашение вступает в силу со дня его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, а именно с 22.09.2017. Учитывая изложенное, начисление арендной платы по лицевому счету N 119430000017734 договора прекращено с 22.09.2017. В связи с чем, сумма излишне оплаченных денежных средств по лицевому счету N 119430000017734 договора составляла 943897,31 руб. В дальнейшем, на основании обращения ООО "Газпром трансгаз Краснодар" часть излишне уплаченных по договору денежных средств в размере 218846,18 руб. была зачтена на договоры аренды земельных участков от 02.02.2011 N 4300017094 и от 02.02.2011 N 4300017095, в связи с чем сумма переплаты по лицевому счету N 119430000017734 договора составляет 725051,13 руб. Для продолжения рассмотрения вопроса о возврате (зачете) денежных средств по договору истцу необходимо обратиться в департамент для подписания акта сверки взаиморасчетов по лицевому счету N 119430000017734 договора в установленном порядке. На сегодняшний день обращение ООО "Газпром трансгаз Краснодар" в департамент о подписании акта сверки взаиморасчетов по лицевому счету N 119430000017734 договора отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газпром трансгаз Краснодар" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Департамент финансов поддержал доводы апелляционной жалобы администрации, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Газпром" (принципал) и ООО "Газпром трансгаз-Кубань" (агент) заключен агентский договор от 28.11.2007 N 16/АГ-АР/0201 (далее - договор N 16/АГ-АР/0201).
Согласно пункту 2.1 договора N 16/АГ-АР/0201 принципал поручает, а агент за вознаграждение обязуется провести все мероприятия по оформлению прав принципала как арендатора объектов, совершать действия по исполнению договоров аренды и иные действия в соответствии с настоящим договором и указаниями принципала.
В соответствии с пунктом 2.2 договора права и обязанности по сделкам, совершенным агентом с третьими лицами возникают непосредственно у принципала.
В силу пункта 10.2 настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует без ограничения срока.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 03.05.2012 N 3304 между администрацией муниципального образования город Краснодар в лице департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Газпром" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 13.06.2012 N 4300018433, по условиями которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью 24536 кв. м, расположенный в Западном внутригородском округе города Краснодара по улице имени Дзержинского, 36, кадастровый номер 23:43:0201026:1 (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.3 договора аренды участок предоставляется для эксплуатации здания связи Краснодарского УС, для завершения строительства комплекса зданий и сооружений ЦДП (7. Прочие земельные участки).
Договор действует в течение сорока девяти лет с 03.05.2012 по 03.05.2061 (пункт 6.1 договора).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:43:0201026:1 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (номер и дата государственной регистрации права - N 23:43:0201026:1-23/001/2017/1 от 16.08.2017).
30.08.2017 между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (арендодатель) и администрацией подписано соглашение о переводе на Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13.06.2012 N 4300018433.
14.02.2018 между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (арендодатель) и ПАО "Газпром" (арендатор) подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 13.06.2012 N 4300018433, которым установлено, что с момента вступления в силу настоящего дополнительного соглашения договор аренды земельного участка от 13.06.2012 N 4300018433 считать договором N 01-09/3028 ДС.
Согласно пункту 1.1 дополнительного соглашения арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 23:43:0201026:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им. Дзержинского, 36, с разрешенным использованием - общественные здания административного значения: административные и офисные здания, общей площадью 24536 кв. м.
Срок аренды участка устанавливается по 15 августа 2020 года (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 договора дополнительное соглашение вступает в силу с даты его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (его территориальных органах) и применяется к отношениям сторон, возникшим с даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с 16.08.2017.
Размер арендной платы за период с 16.08.2017 по 31.12.2017 определен сторонами в размере 14749,84 рублей, на 2018 год - 40572,73 рублей (раздел 3 дополнительного соглашения).
Как указал истец, после перехода права собственности на спорные земельные участки к Российской Федерации общество продолжило вносить арендную плату ответчику в соответствии с заключенным договором аренды от 13.06.2012 N 4300018433.
ООО "Газпром трансгаз-Кубань" в адрес департамента 11.02.2019 направлена досудебная претензия с требованием о возврате переплаты по договору аренды.
Письмом от 19.03.2019 департамент отказал в удовлетворении требований претензии.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенном договором.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на момент заключения договора аренды администрация обладала полномочия по распоряжению спорным земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В пункте 23 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" разъяснено, что при перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду.
Таким образом, с момента государственной регистрации права федеральной собственности на арендуемый обществом земельный участок право на получение доходов от их использования перешло к Российской Федерации в лице территориального управления, являющегося государственным органом, которому предоставлены полномочия по распоряжению федеральным имуществом на территории Республики Адыгея согласно постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом".
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.02.2017 по делу N А01-2365/2015.
С учетом изложенного, с 16.08.2017 муниципальное образование не вправе претендовать на получение доходов от использования спорного земельного участка. Платежи подлежали внесению в федеральный бюджет.
Довод жалобы о правомерности начисления арендной платы по лицевому счету N 119430000017734 до 22.09.2017, учитывая, что дополнительное соглашение вступило в силу со дня его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, а именно с 22.09.2017, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно выписке из ЕГРН право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0201026:1 зарегистрировано за Российской Федерацией 16.08.2017 (номер и дата государственной регистрации права - N 23:43:0201026:1-23/001/2017/1 от 16.08.2017) (т.1, л.д. 133).
В представленных в материалы дела платежных поручениях N 27469 от 05.12.2016 на сумму 963446,64 руб., N 11316 от 29.05.2017 на сумму 5062168,12 руб., N 11574 от 09.06.2017 на сумму 2573035,73 руб. в качестве получателя денежных средств указан департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.
Платежным поручением от 16.10.2018 N 23632 истец перечислил арендую плату в размере 53762,07 рублей в пользу территориального управления.
Факт получения спорных денежных средств ответчиками не оспорен.
Согласно акту сверки взаимных расчетов от 26.09.2017 по договору аренды сальдо на 10.07.2017 с учетом оплаты за июль 2017 года составило 2398221,85 руб.
До даты регистрации права собственности Российской Федерации (до 16.08.2017) в отношении спорного земельного участка уплате подлежала арендная плата в размере 419516,70 руб. (15 дней * 27967,8 руб. (арендная плата в день)).
Таким образом, сумма переплаты по договору аренды от 13.06.2012 N 4300018433 составила 1978705,15 руб.
Часть излишне уплаченных денежных средств в размере 218846,18 руб. зачтена департаментом муниципальной собственности в счет оплаты по договора аренды от 02.02.2011 N 4300017094, N 4300017095.
Следовательно, правовых оснований для удержания денежных средств в размере 1759858,97 руб. у муниципального образования не имеется.
В соответствии с абзацем 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 от 28.05.2019 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 13) заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования город Краснодар, утв. Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6, к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 1.1 Решения городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 п. 19 "Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар" департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар. Департамент действует на основании Устава муниципального образования город Краснодар и настоящего Положения.
В соответствии с Положением о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар к основным задачам департамента относятся, в том числе подготовка материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар (пункт 2.2); осуществление функции главного распорядителя средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (пункта 2.8).
Кроме того, согласно приложению N 1, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 13.12.2018 N 65 п. 17 "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" главным администратором (администраторов) доходов, получаемых в виде арендной платы за земли городских населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продаж права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) является департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно взыскал с департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар неосновательное обогащение в заявленном ко взысканию размере - 1759858,97 руб.
В удовлетворении исковых требований к администрации правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2020 по делу N А32-42906/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42906/2019
Истец: ООО "Газпром трансгаз Краснодар"
Ответчик: Администрайия МО город Краснодар, Администрация муниципального образования города Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Третье лицо: Департамент финансов администрации МО г. Краснодар, Департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар, Межрегиональная Территориальное Управление Федерального Агенства по Управлению Государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, ПАО "ГАЗПРОМ", ПАО "Газпром"