город Омск |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А46-18473/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1199/2024) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.12.2023 по делу N А46-18473/2023 (судья Ухова Л.Д.), принятое по заявлению Департамента жилищной политики Администрации города Омска (ОГРН 1085543022234, ИНН 5503205740, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34) к Министерству финансов Омской области (ОГРН 1045504005414, ИНН 5503078620, адрес: 644043, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5) о взыскании суммы,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищной политики Администрации города Омска (далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Омской области (далее - ответчик, министерство, Минфин Омской области) о взыскании 3 360 562 руб. в счет возмещения убытков за предоставление жилого помещения Цепляеву Владимиру Никитичу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.12.2023 по делу N А46-18473/2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минфин Омской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в настоящее время нормативно-правовые акты, устанавливающие расходное обязательство Омской области по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не приняты, следовательно, спорное обязательство не может быть возложено на ответчика, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации; министерство полагает, что доказательств противоправности действий (бездействия) Омской области в лице министерства и причинной связи между этими действиями (бездействием) и убытками истца не представлено; жилое помещение предоставлено из муниципальной собственности с превышением нормы представления на 9 кв.м, стоимость превышения не может быть возложена на ответчика.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда города Омска от 13.09.2021 по делу N 2-3515/2021, вступившим в законную силу 19.10.2021, на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Цепляеву В.Н., в лице его законного представителя Цепляевой А.В., во внеочередном порядке в черте населенного пункта город Омск благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления с учетом площади, необходимой для проживания еще одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за несовершеннолетним.
Установлено, что Цепляев В.Н. страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987-н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире".
Во исполнение указанного решения Центрального районного суда города Омска департаментом Цепляеву В.Н. предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска (распоряжение о предоставлении жилого помещения от 05.07.2023 N 211-р).
17.07.2023 между муниципальным образованием город Омск Омской области и Цепляевым В.Н. заключен договор социального найма жилого помещения общей площадью 45 кв.м.
Для определения убытков, которые понёс департамент в связи с предоставлением жилого помещения, была проведена оценочная экспертиза данного жилого помещения.
Согласно отчёту от 24.08.2023 N 27-2/23, который произвела в рамках оценочной экспертизы частнопрактикующий оценщик Булыгина Ольга Викторовна из Ассоциации "Русское общество оценщиков", рыночная стоимость жилого помещения - квартиры площадью 45 кв.м. по состоянию на 24.08.2023 составляет 3 360 562 руб.
Полагая, что неисполнение министерством своих обязанностей по предоставлению межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации Администрацией города Омска полномочий субъекта Российской Федерации - Омской области по обеспечению указанной категории жилыми помещениями привело к убыткам у муниципального образования городской округ город Омск Омской области в размере 3 360 562 руб., истец обратился с соответствующим иском в суд.
20.12.2023 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Поддерживая вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае указанные расходы являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, апелляционный суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) указано, что предусмотренные законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По правилам статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статья 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства. Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в настоящее время нормативно-правовые акты, устанавливающие расходное обязательство Омской области по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не приняты, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанное обстоятельство не освобождает Омскую область от исполнения соответствующих обязательств.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 БК РФ, в которой приведен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной, в частности, в определениях Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303- ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045 и в Обзоре судебной практики ВС РФ N 1, утвержденном Президиумом ВС РФ 13.04.2016 (пункт 12).
Утверждения министерства о том, что факт незаконности действий (бездействия) министерства истцом не доказан, в связи с чем применение к министерству мер ответственности согласно статьям 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является необоснованным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
В статье 16 ГК РФ закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
Из системного толкования норм вышеназванных законов и ГК РФ вытекает, что возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях.
При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков, наряду с положениями статей 15 и 16 ГК РФ, определяется нормами главы 59 ГК РФ.
В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 ГК РФ возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению убытков за счет казны субъекта Российской Федерации обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
По смыслу приведенных норм права при рассмотрении судом настоящего иска доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Омской областью своих обязанностей, наличие и размер причиненного истцу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
В связи с тем, что граждане не являются участниками бюджетных отношений и исполнение вступивших в законную силу решений судов не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты и принцип исполнимости судебных решений, администрация не может отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10).
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Центрального районного суда города Омска от 13.09.2021 по делу N 2-3515/2021 на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Цепляеву В.Н. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления с учетом площади, необходимой для проживания еще одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за несовершеннолетним.
В свою очередь, бездействие субъекта Российской Федерации - Омской области, выразившееся в непредоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации Администрацией города Омска полномочий по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей-инвалидов, при наличии вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции, возлагающего на истца соответствующее обязательство, повлекло за собой возникновение убытков у муниципального образования город Омск.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учитывая, что в рассматриваемом случае ответственным субъектом является публично-правовое образование, суд первой инстанции правильно исходил из того, что надлежащим ответчиком с учетом положений статьи 158 БК РФ при рассмотрении дела в суде является главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
Согласно утвержденному Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 N 36 Положению министерство осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета и в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства областного бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений Омской области в соответствии с законодательством.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расходы, необходимые истцу для исполнения судебного акта суда общей юрисдикции, подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Омской области в лице Минфина Омской области.
При этом департаментом приняты достаточные и необходимые меры к исполнению решения суда общей юрисдикции о возложении обязанности по предоставлению Цепляеву В.Н. жилого помещения по договору социального найма, приобретение которого подлежало финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации, от имени которого выступает министерство (пункт 3 статьи 125 ГК РФ), что обуславливает обязанность последнего компенсировать департаменту убытки в размере стоимости предоставленного жилого помещения.
Ссылка министерства на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.04.2021 по делу N А46-12876/2020, которым отменены судебные акты нижестоящих судебных инстанций по аналогичным требованиям, заявленным Администрацией города Омска, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках дела N А46-12876/2020 рассматривался вопрос о взыскании за счет средств областного бюджета дополнительных убытков, вызванных увеличением стоимости предоставляемого жилого помещения в результате задержки его приобретения истцом.
Доводы министерства о том, что жилое помещение предоставлено из муниципальной собственности с превышением нормы представления на 9 кв.м, в связи с чем стоимость превышения не может быть возложена на ответчика, отклоняются апелляционным судом, исходя из следующего.
Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв.м.
Согласно пункту 2 статьи 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с частью шестой статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При фактическом предоставлении жилого помещения положения пункта 2 статьи 58 ЖК РФ, статьи 17 Закона N 181-ФЗ не нарушены, при этом конкретная площадь предоставляемого жилого помещения судебным актом суда общей юрисдикции не определена.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции, сформулированной Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 10.05.2018 по делу N А46-13422/2017.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по делу не распределяются, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, соответствующих расходов не понес.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.12.2023 по делу N А46-18473/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18473/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ