г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А56-115729/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Патрикеев Д.В. по доверенности от 05.09.2019
от заинтересованного лица: Кязимов Р.В. по доверенности от 09.01.2020
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-12861/2020, 13АП-12860/2020) ООО "Кентавр" и СПб ГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2020 по делу N А56-115729/2019, принятое
по заявлению ООО "Кентавр"
к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга
3-е лицо: СПб ГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск"
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кентавр" (ОГРН: 1137847500614, адрес: 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 20, лит. А, пом. 3-Н; далее -заявитель, Общество, ООО "Кентавр") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (ОГРН: 1167847166882, адрес: 191014, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 7, лит. А, пом. 2-Н, 5-Н, 7-Н, 10-Н; далее - ККИ, Комитет, заинтересованное лицо) с заявлением об оспаривании постановления N 1671/2019 от 09.10.2019 о привлечении к административной ответственности по статье 44 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением 50 000 руб. административного штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник "Павловск" (далее - Учреждение, Музей-заповедник "Павловск", третье лицо).
Решением от 18.03.2020 суд первой инстанции постановление от 09.10.2019 по делу N 1671/2019 об административном правонарушении изменил, заменив назначенный штраф на предупреждение, в удовлетворении заявления в остальной части отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Кентавр" и СПб ГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что у него имелись правовые основания для осуществления своей деятельности на территории Музея без включения в схему НТО, так как земельный участок был представлен Учреждению в бессрочное пользование.
В апелляционной жалобе Учреждение также просит решение суда от 18.03.2020 отменить и заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что использование Обществом в рамках договора от 30.12.2016 N 14, заключенного с Учреждением декоративных телег, предназначенных для реализации сувенирной и печатной продукции на территории земельного участка, закрепленного за Музеем и являющимся территорией субъекта культурного наследия "Павловский дворцово-парковый ансамбль" не образует состава административного правонарушения, за которое Общество привлечено к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО "Кентавр" поддержал доводы апелляционных жалоб, представитель Комитета возражал против их удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Музей-заповедник "Павловск", извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От третьего лица поступило ходатайство о замене стороны в связи со сменой наименования СПб ГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск" на ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск".
Представители Общества и Комитета против удовлетворения ходатайства не возражали.
Согласно части 4 статьи 124 АПК РФ арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает необходимым произвести замену СПб ГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск" на ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск" в связи со сменой организационно-правовой формы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 20, лит. А, кадастровый номер 78:42:16201:2, принадлежит Музею на праве постоянного (бессрочного) пользования и является частью территории Павловского парка, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Павловский дворцово-парковый ансамбль" на основании постановления Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге".
В отношении указанного участка зарегистрировано право государственной собственности Санкт-Петербурга.
30.12.2016 Обществом и Музеем заключен договор N 14, согласно которому Музей предоставляет заявителю право на организацию оказания комплекса услуг на территории дворцово-паркового ансамбля по реализации сувенирной и печатной продукции.
В соответствии с п. 3.1.1 Договора Общество вправе обеспечивать оказание услуг собственными и привлеченными силами, а также с использованием собственного и привлеченного оборудования.
17.08.2019 в соответствии с планом проведения проверок фактического использования имущества Санкт-Петербурга государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Санкт-Петербурга на 2019 год, утвержденным временно исполняющим обязанности Губернатора Санкт-Петербурга, и на основании приказа Комитета от 16.08.2019 N 8519-по (далее - Приказ N 8519-по) Комитет провел плановую проверку фактического использования имущества третьего лица.
В ходе проверки установлен факт реализация товаров в местах, не предназначенных для осуществления торговли, с нестационарных торговых объектов в виде деревянных тележек на колесах по реализации сувенирной продукции, что отражено в акте обследования земельного участка.
06.09.2019 Комитетом в отношении ООО "Кентавр" составлен протокол N 613/Ю/2019 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 44 Закона N 273-70.
Постановлением от 09.10.2019 по делу об административном правонарушении N 1671/2019 Комитет привлек Общество к административной ответственности по статье 44 Закона N 273-70 в виде штрафа в размере в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако, посчитал возможным оспариваемое постановление изменить, заменив назначенный административный штраф на предупреждение.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на Комитета, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 44 Закона N 273-70 реализация товаров в местах, не предназначенных для осуществления торговли (на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, не включенных в схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденные в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (далее - схемы размещения), за исключением мест размещения нестационарных торговых объектов, размещенных до утверждения схем размещения в соответствии с адресной программой размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка, адресной программой размещения объектов мелкорозничной торговли, используемых для реализации периодической печатной продукции, при наличии действующих договоров аренды таких мест, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" (Закон N 165-27), размещение НТО на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы размещения НТО (далее - Схема) в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и договором на размещение НТО.
В силу пункта 2.7 Приложения N 2 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961) размещенный НТО относится к элементам благоустройства.
Как установлено судом, земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 20, лит. А, кадастровый номер 78:42:0016201:2, принадлежит Музею на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2012 N 78-АЖ 879106) и является частью территории Павловского парка, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Павловский дворцово-парковый ансамбль" на основании постановления Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге".
В отношении указанного участка зарегистрировано право государственной собственности Санкт-Петербурга.
30.12.2016 между Обществом и Учреждением заключен договор N 14, согласно которому Учреждение предоставляет заявителю право на организацию оказания услуг на территории дворцово-паркового ансамбля комплекса услуг по реализации сувенирной и печатной продукции.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора Общество вправе обеспечивать оказание услуг собственными и привлеченными силами, а также с использованием собственного и привлеченного оборудования.
17.08.2019 в соответствии с планом проведения проверок фактического использования имущества Санкт-Петербурга государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Санкт-Петербурга на 2019 год, утвержденным временно исполняющим обязанности Губернатора Санкт-Петербурга, и на основании приказа Комитета от 16.08.2019 N 8519-по (далее - Приказ N 8519-по) Комитет провел плановую проверку фактического использования имущества третьего лица.
В ходе проверки установлен факт реализация товаров в местах, не предназначенных для осуществления торговли, с нестационарного торгового объекта в виде деревянной тележки на колесах с тентом по реализации сувенирной продукции, что отражено в акте обследования земельного участка от 17.08.2019
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" размещение торговых объектов на земельных участках возможно при одновременном соблюдении следующих условий: право на использование земельного участка (договор аренды или договор на размещение НТО) и наличие земельного участка в Схеме размещения НТО.
Согласно статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с земельным законодательством, а также учитывая нормы, предусмотренные Федеральным законом N 381-ФЗ, размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется исключительно на основании схемы размещения НТО.
При этом законодательством Законом Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" не предусмотрена возможность размещения НТО на земельных участках, предоставленных Музеям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Отсутствие такой возможности ведет в том числе и к неполучению бюджетом города денежных средств от арендных платежей.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045.
Пунктом 1.4 Порядка установлено общее правило о возможности размещения НТО исключительно на фактически свободных земельных участках и не обремененных правами третьих лиц.
Таким образом, в соответствии с действующим земельным законодательством, а также учитывая нормы, предусмотренные Федеральным законом, размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется исключительно на основании схемы размещения НТО (указанная позиция подтверждается апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 07.08.2019 N 83-АПА19-17).
В связи с тем, что земельные участки, закрепленные на вещном праве за государственными учреждениями, в схему размещения НТО не включены, торговая деятельность на их территории является незаконной.
Договор от 30.12.2016 N 14, предметом которого является организация оказания на территории Павловского дворцово-паркового ансамбля услуг по реализации сувенирной и печатной продукции, не дает право на размещение НТО. Размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется исключительно на основании схемы размещения НТО.
При этом согласно пункту 1.2 Устава ГМЗ "Павловск" собственником имущества Учреждения является город Санкт-Петербург.
Имущество закреплено за Учреждением на праве постоянного бессрочного пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269 ГК РФ лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.
Фактически предоставление части участка, закрепленного за Учреждением на праве постоянного бессрочного пользования, для размещения НТО, является распоряжением этим имуществом.
Кроме того, при заключении вышеуказанного договора были нарушены требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому в целях соблюдения антимонопольного законодательства необходимо проведение конкурсных процедур на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества.
В нарушение данного положения договор от 30.12.2016 N 14 заключен без проведения конкурса (аукциона).
Из указанного следует, что без фактического пользования участком, ООО "Кентавр" не могло осуществлять свою коммерческую деятельность, вышеуказанный договор обладает всеми признаками притворной сделки, который в свою очередь, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 170 ГК РФ признается ничтожным.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения (своевременное получение соответствующего разрешения) при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 44 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70.
Заявитель полагает, что проверка, проведенная Комитетом, не имела надлежащего правового оформления, и ее результаты не могут быть использованы в качестве доказательств по делу.
В соответствии с Положением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" (далее - Положение) Комитет уполномочен на осуществление контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга. Для этих целей Комитет проводит обследования земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена. Порядок проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда утвержден распоряжением Комитета от 05.09.2017 N 11-р.
Обследование земельного участка, на котором выявлено административное правонарушение, осуществлялось на основании приказа Комитета от 16.08.2019 N 8519-по (далее - Приказ).
Приказ принят уполномоченным должностным лицом, содержит перечень сотрудников, которым было поручено провести 17.08.2019 обследование земельных участков на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга. Учитывая, что земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, город Павловск, ул. Садовая, д. 20, лит. А (далее - Участок) находится на территории Пушкинского района города Санкт-Петербурга, его обследование проведено в соответствии с вышеуказанным Приказом и с соблюдением требований, установленных пунктом 2.2 Порядка.
Таким образом, требования статьи 28.2 КоАП РФ Комитетом соблюдены в полном объеме.
Довод заявителя о превышении Комитетом своих полномочий в части изъятия имущества Общества подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ изъятие вещей и документов относится к числу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемых уполномоченным лицом в пределах своей компетенции в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Изъятие вещей и документов осуществляется и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 27.10 КоАП РФ.
17.08.2019 Комитетом составлены протоколы изъятия вещей и документов в связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 44 Закона.
Изъятие проводилось уполномоченным лицом на месте выявления и в целях пресечения административного правонарушения при отсутствии документов, подтверждающих правомерность размещения НТО.
Правомерность действий Комитета установлена и доказана в рамках рассмотрения дела N А56-103097/2019.
Ссылка заявителя на пункт 3.9 Порядка не может быть принята во внимание, поскольку согласно указанному пункту при выявлении в ходе проведения обследования признаков нарушения земельного законодательства, должностные лица Комитета составляют уведомление об устранении выявленного нарушения и размещают его на объекте недвижимости, в то время как НТО не является объектом недвижимости.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Наказание назначено Комитетом в пределах санкции статьи 44 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Вместе с тем, суд первой инстанции, с учетом положений статей 3.4, 4.1 КоАП РФ, не установив обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отсутствие причинения вреда, поскольку Общество ранее не привлекалось к административной ответственности, посчитал возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Возражений относительно решения суда в указанной части административным органом в суде апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 марта 2020 года по делу N А56-115729/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Кентавр" и Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей-заповедник "Павловск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-115729/2019
Истец: ООО "КЕНТАВР"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИМУЩЕСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-заповеднк "Павловск", ФГБУ культуры "Государственный музей-заповеднк "Павловск"
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10148/20
02.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12860/20
02.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12861/20
18.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-115729/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-115729/19