город Омск |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А46-17065/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2561/2020) учредителя общества с ограниченной ответственностью "Евроальянс" Пшеняника Владимира Борисовича на решение Арбитражного суда Омской области от 30.01.2020 по делу N А46-17065/2019 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению учредителя общества с ограниченной ответственностью "Евроальянс" (ИНН 5501110356, ОГРН 1075501007977644050, 644150, Омская область, город Омск, ул. Химиков, 4) Пшеняника Владимира Борисовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (ИНН 5504097209, ОГРН 1045504038140, 644010, Омская область, г. Омск, ул. Маршала Жукова, 72, 1), при участии в деле в качестве заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ИНН 5504124780, ОГРН 1075504003013, 644010, Омская область, г. Омск, ул. Маршала Жукова, 72, 1) о признании незаконным решения от 22.08.2019 N 16-23/01737дг, принятого по результатам рассмотрения жалобы учредителя общества с ограниченной ответственностью "Евроальянс" Пшеняника Владимира Борисовича от 05.08.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Алоян Л. Г., по доверенности N 01-17/01201 от 28.01.2020 сроком действия по 31.01.2021,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Орлов Д. П., по доверенности N 01-14/03669 от 31.01.2020 сроком действия по 31.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
учредитель общества с ограниченной ответственностью "Евроальянс" (далее - общество, ООО "Евроальянс") Пшеняник Владимир Борисович (далее - заявитель, Пшеняник В.Б.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения от 22.08.2019 N 1623/01737дг об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) в установленный срок осуществить действия по восстановлению ООО "Евроальянс" в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, Реестр) в качестве действующего юридического лица.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС России N 12 по Омской области, регистрирующий орган), осуществившая внесение в ЕГРЮЛ сведений об исключении общества из Реестра.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заявителем изменен предмет заявления и в окончательном виде требования сформулированы следующим образом: "признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 22.08.2019 N 16-23/01737дг, принятое по результатам рассмотрения жалобы учредителя ООО "Евроальянс" Пшеняника В.Б. от 05.08.2019. В качестве восстановления нарушенного права обязать Управление Федеральной налоговой службы по Омской области отменить решение от 18.09.2017 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области об исключении из единого государственного реестра юридических лиц как фактически недействующего общества с ограниченной ответственностью "Евроальянс", ОГРН 1075501007977, путем внесения в него соответствующей записи за государственным регистрационным номером 2175543519974".
Решением от 30.01.2020 Арбитражного суда Омской Области по делу А46-17065/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что обжалуемое решение нарушает права заявителя, гарантированные ему статьей 34 Конституции Российской Федерации.
УФНС России по Омской области и МИФНС России N 12 по Омской области до начала судебного заседания предоставлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых Управление и регистрирующий орган решение от 30.01.2020 Арбитражного суда Омской области по делу А46-17065/2019 просят оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления и МИФНС России N 12 по Омской области поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В регистрирующий орган из Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, где ООО "Евроальянс" состояло на налоговом учете, были направлены материалы, свидетельствующие о наличии признаков недействующего юридического лица в отношении данной организации:
- справка N 338-0 от 15.05.2017 о непредставлении ООО "Евроальянс" в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (последняя дата сдачи отчетности - 14.04.2016);
- справка N 338-С от 15.05.2017 об отсутствии в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам организации (отсутствие у юридического лиц открытых банковских счетов).
19.05.2017 МИФНС России N 12 по Омской области принято решение о предстоящем исключении недействующего Общества из ЕГРЮЛ (ГРН 2175543293330). Сообщение о принятом решении, сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Евроальянс" из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, опубликованы регистрирующим органом в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц - журнале "Вестник государственной регистрации" от 24.05.2017 N 20.
В установленный законом срок в адрес МИФНС России N 12 по Омской области заявлений от заинтересованных лиц не поступило.
Не располагая возражениями ООО "Евроальянс" или третьих лиц, а также сведениями об осуществлении ООО "Евроальянс" хозяйственных операций, 18.09.2017 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2175543293330 об исключении ООО "Евроальянс" из ЕГРЮЛ как прекратившего деятельность.
Полагая, что указанное решение не соответствует положениям Закона N 129-ФЗ, заявитель обратился в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с жалобой на решение об исключении общества из ЕГРЮЛ.
Решением территориального уполномоченного федерального органа исполнительной власти - УФНС России по Омской области, от 22.08.2019 N 1623/01737дг в удовлетворении жалобы Пшеняника В.Б. отказано.
Вместе с тем, полагая, что указанное решение УФНС России по Омской области от 22.08.2019 N 1623/01737дг N 33 является незаконным, Пшеняник В.Б обратился в арбитражный суд.
30.01.2020 Арбитражный суд Омской области вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьёй 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральным законом N 129-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона N 129-ФЗ, к таким сведениям относятся, в том числе, способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (подпункт "и").
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, данные единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в единый государственный реестр соответствующих записей на основании представленных уполномоченным лицом документов и решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом.
Согласно статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные названным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (часть 2 статьи 64.2 ГК РФ).
Аналогичная норма, согласно которой юридическое лицо, не представлявшее в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлявшее операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность, содержится в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из пункта 7 статьи 22 Федерального Закона N 129-ФЗ следует, что в случае, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, на основании сведений об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности регистрирующим органом принято решение от 19.05.2017 о предстоящем исключении ООО "Евроальянс" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 24.05.2017 N 20.
Поскольку кредиторы или какие-либо иные лица в установленный срок заявления о прекращении процедуры исключения ООО "Евроальянс" из ЕГРЮЛ не представили, 18.09.2017 в Реестр внесена запись за государственным регистрационным номером 2175543519974 о внесении сведений об исключении юридического лица - ООО "Евроальянс" как фактически прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа.
Отклоняя приведенные доводы общества, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается соблюдение регистрирующим органом требований закона при принятии оспоренного решения и при внесении в ЕГРЮЛ спорной записи.
Так, на момент внесения записи об исключении ООО "Евроальянс" из ЕГРЮЛ ни от общества, ни от иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в МИФНС России N 12 по Омской области не поступило. На дату принятия решения о предстоящей ликвидации общества оно отвечало признакам юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Таким образом, процедура исключения общества из ЕГРЮЛ регистрирющим органом соблюдена.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 2.09.2013 N 1346-О, Определение от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное взаимосвязанными положениями статьей 21.1 и пунктом 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
В рассматриваемом случае общество, проявляя достаточную степень заботливости, разумности и осмотрительности, и будучи осведомленным о положениях Федерального закона N 129-ФЗ, имело объективную возможность своевременно получить информацию о предстоящем исключении ООО "Евроальянс" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, и направить соответствующие возражения в регистрирующий орган. При том, что судом установлено соблюдение МИФНС России N 12 по Омской области требований к опубликованию сведений о предстоящем исключении ООО "Евроальянс" из ЕГРЮЛ.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о нарушении прав заявителя, гарантированных ему статьей 34 Конституции Российской Федерации, на основании того, что сама возможность свободного использования Пшеняником В.Б. своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности при участии в любом ином (в том числе вновь созданном) юридическом лице либо посредством осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица действиями заинтересованных лиц не нарушена.
Кроме того, обжалуемое решение Управления принято в порядке, предусмотренном статьями 25.1 - 25.6 Федерального закона N 129-ФЗ, и, как следует из материалов дела, учредителем реализовано право на обжалование действий и решений МИФНС России N12 по Омской области, а управлением, в свою очередь, исполнена обязанность по рассмотрению его жалобы. Принятое Управлением решение от 22.08.2019 N 16-23/01737зг не порождает для апеллянта правовых последствий ввиду того, что не изменяет правового статуса решения нижестоящего регистрирующего органа, не является новым решением, не затрагивает права заявителя, не возлагает на него дополнительные обязанности, не нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом решение регистрирующего органа об исключении ООО "Евроальянс" из ЕГРЮЛ как прекратившего деятельность не обжаловано.
Несогласие Общества с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции допущены нарушения требований статьи 71 АПК РФ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение от 30.01.2020 Арбитражного суда Омской области по делу А46-17065/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу учредителя ООО "Евроальянс" Пшеняника В.Б. - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу учредителя общества с ограниченной ответственностью "Евроальянс" Пшеняника Владимира Борисовича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.01.2020 по делу N А46-17065/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17065/2019
Истец: ООО Учредитель "Евроальянс" Пшеняник Владимир Борисович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 12, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, Межрайоннпя инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области
Третье лицо: ООО "Евроальянс"