Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2020 г. N Ф08-7173/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
05 июля 2020 г. |
дело N А53-38915/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Единый город": Алифанов В.М., паспорт, по доверенности от 10.10.2019,
от ООО "Созидание": Якымив И.Р., паспорт, по доверенности от 30.03.2019 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Созидание"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.01.2020 по делу N А53-38915/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единый город"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Созидание"
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Единый город" (далее - ООО "Единый город") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным приказа N 1673-Л от 14.10.2019, об обязании устранить допущенные нарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Созидание".
Решением от 15.01.2020 суд признал недействительным приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 1673-Л от 14.10.2019 и обязал Государственную жилищную инспекцию Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Единый город" путем включения многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, улица Еременко, д. 58 в перечень домов, находящихся в управлении ООО "Единый город".
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Созидание" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе ООО "Созидание" просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что решение общего собрания собственников МКД от 02.08.2019 является ничтожным.
В судебное заседание не явились представители Государственной жилищной инспекции Ростовской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Государственной жилищной инспекции Ростовской области в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на обоснованность жалобы и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие жилищной инспекции.
Представитель ООО "Созидание" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления ООО "Единый город".
Представитель ООО "Единый город" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 02.09.2019 в Госжилинспекцию области поступило заявление ООО "Единый Город" о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области (далее - Реестр) в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 58 по ул. Еременко в г. Ростове-на-Дону (вх. N 37/3881 от 02.09.2019).
Приказом Госжилинспекции N 1673-Л от 14.10.2019 было отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, которым утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно материалам дела, в период с 16.07.2019 по 26.07.2019 в многоквартирном доме N 58 по ул. Еременко в г. Ростове-на-Дону было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом.
На указанном собрании собственниками принято решение, оформленное протоколом от 02.08.2019, о расторжении договора управления с ООО "Созидание" и выборе в качестве управляющей компании по вышеуказанному МКД ООО "Единый город", на основании чего ООО "Единый город" 02.09.2019 обратилось в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области на управление многоквартирными домами путем включения многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, улица Еременко, д. 58, в перечень домов, находящихся в управлении ООО "Единый город".
Отказ во внесении изменений в реестр мотивирован тем, что заявителем не соблюдена процедура уведомления предыдущей управляющей компании - ООО "Созидание" - о расторжении договора управления МКД, а именно - не подтверждено направление решений (бюллетеней голосования) собственников помещений в многоквартирном доме в адрес ООО "Созидание".
Считая незаконным приказ N 1673-Л от 14.10.2019, ООО "Единый город" оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В силу части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 Закона N 99-ФЗ лицензирование - это деятельность лицензирующих органов, в частности, по формированию и ведению реестра лицензий.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее -лицензирующий орган).
На основании Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125, органом государственного жилищного надзора на территории Ростовской области, уполномоченным на осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является Госжилинспекция области (пункт 1).
Согласно пункту 15 Положения N 1110 лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона N 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ.
Нормы ЖК РФ содержат особенности по ведению реестра лицензий, связанные с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий содержит раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома (адресах многоквартирных домов), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены статьей 198 ЖК РФ.
В силу частей 1, 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ); в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение требований части 3 статьи 198 ЖК РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее -Минстрой России) от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии со ст. 46 ЖК РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Во исполнение вышеприведенных положений законодательства, инициатором проведения собрания в адрес ООО "Созидание" 02.08.2019 было направлено уведомление о результатах проведенного собрания, о расторжении договора управления, а также копия протокола N 1-У от 02.08.2019 со всеми приложениями.
Часть 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Право собственников на односторонний отказ от исполнения договора управления МКД также предусмотрено, положениями ч. 8.2 ст. 192 ГК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, закон связывает прекращение действия договора управления с направлением соответствующего уведомления уполномоченным лицом и моментом получения такого уведомления адресатом.
Согласно отслеживанию почтового отправления, которым было направлено вышеуказанное уведомление, уведомление было получено ООО "Созидание" 06.08.2019, следовательно на момент рассмотрения заявления ООО "Единый город" договор управления МКД N 58 с ООО "Созидание" был расторгнут собственниками в установленном законом порядке.
Поскольку в протоколе от 02.08.2019 не рассматривался вопрос о наделении заявителя полномочиями на уведомление ООО "Созидание" о расторжении договора управления, то уполномоченным лицом в данном случае является инициатор проведения собрания.
Возложение инспекцией обязанности по уведомлению ООО "Созидание" о расторжении договора управления МКД на заявителя является необоснованным.
Инспекция указывает, что заявителю необходимо было направить в адрес ООО "Созидание" бюллетени голосования собственников.
Однако, ни часть 8.2 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ни часть 1 статьи 450.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации не содержат обязательных требований к содержанию уведомления об отказе от договора.
В соответствии со ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных положений законодательства, решением общего собрания собственников помещений в МКД является протокол такого собрания, указаний на необходимость передачи в адрес предыдущей управляющей компании бюллетеней голосования приведенные положения законодательства не содержат.
Таким образом, именно на уполномоченное лицо (в данном случае - на инициатора собрания) возложена обязанность по направлению в адрес ООО "Созидание" копии протокола общего собрания, что и было сделано собственником 02.08.2019.
Одновременно с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, заявителем были представлены необходимые документы, указанные в описи к данному заявлению с отметкой Инспекции о принятии. Пунктами 7,8,9 данной описи соответственно являются копия уведомления о расторжении договора управления, копия чека об отправке данного уведомления в адрес ООО "Созидание" и отчетом об отслеживании данного отправления, что опровергает доводы инспекции об отсутствии доказательств направления в адрес ООО "Созидания" решения о выборе заявителя в качестве управляющей организации.
При таких обстоятельствах, у жилищной инспекции отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в реестр по основаниям неуведомления предыдущей управляющей компании о расторжении договора управления.
Таким образом, приказ ГЖИ N 1673-Л от 14.10.2019 в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ является недействительным.
В порядке восстановления нарушенных прав ООО "Единый город" в мотивировочной части решения суд первой инстанции правильно указал на необходимость обязания инспекции повторно рассмотреть заявление ООО "Единый город" о включении многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, улица Еременко, д.58 в перечень домов, находящихся в управлении ООО "Единый город".
Вместе с тем, в резолютивной части судебного акта суд первой инстанции обязал ГЖИ РО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Единый город" путем включения многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, улица Еременко, д.58 в перечень домов, находящихся в управлении ООО "Единый город".
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае суд подменяет уполномоченный орган, поскольку решение о включении МКД в перечень, находящихся в управлении, должно приниматься на основе всех существующих на момент принятия такого решения обстоятельств, в том числе в части соответствия закону всех представленных документов и фактических обстоятельств.
Адекватной мерой восстановления нарушенных прав заявителя по делу в данном случае является обязание жилищной инспекции рассмотреть заявление ООО "Единый город" с учетом выводов суда о соблюдении обязанности по уведомлению предыдущей управляющей компании о расторжении договора управления.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что на основании оформленного протоколом от 02.08.2019 решения собственников МКД о выборе в качестве управляющей компании ООО "Единый город", данная организация также обратилась в ГЖИ РО повторно 21.10.2019.
Приказом ГЖИ РО от 17.12.2019 N 1991-Л отказано во внесении изменений в реестр лицензий.
Приказ от 17.12.2019 N 1991-Л был оспорен ООО "Единый город" в рамках дела N А53-46677/2019.
Не вступившим в законную силу на дату принятия настоящего постановления решением от 19.06.2020 по делу N А53-46677/2019 в удовлетворении требований ООО "Единый город" отказано. Принимая решение по делу N А53-46677/2019, суд сделал вывод о ничтожности решения собственников от 02.08.2019 как принятого в отсутствие необходимого кворума.
Приведенные обстоятельства также подтверждают обоснованность позиции суда апелляционной инстанции о том, что в данном случае восстановлению нарушенных прав ООО "Единый город" отвечает обязание инспекции повторно рассмотреть заявление.
При таких обстоятельствах, решение суда от 15.01.2020 подлежит изменению с изложением абзаца 2 решения в следующей редакции: "Обязать Государственную жилищную инспекцию Ростовской области рассмотреть заявление ООО "Единый город" о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 02.09.2019".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2020 по делу N А53-38915/2019 изменить.
Изложить абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Государственную жилищную инспекцию Ростовской области рассмотреть заявление ООО "Единый город" о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 02.09.2019".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38915/2019
Истец: ООО "ЕДИНЫЙ ГОРОД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "СОЗИДАНИЕ"
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7173/20
05.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3249/20
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38915/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38915/19