г. Чита |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А10-7815/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Даровских К.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2020 года по делу N А10-7815/2019 по заявлению Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571) к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" (ОГРН 1020300969809, ИНН 0308003011) о взыскании 395 278,46 рублей,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - заявитель, фонд, ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия) обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" (далее - ответчик, ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ") о взыскании 395 278,46 рублей излишне понесенных расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Взыскано с Государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" в пользу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия излишне понесенные расходы в размере 395 278 рублей 46 копеек. Взыскана с Государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 10 906 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное автономное учреждение здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2020 года по делу N А10-7815/2019 в части взыскания излишне понесенных расходов в размере 365702,84 рублей, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" предоставлены достоверные сведения о лицах, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком, указанные сведения соответствовали действительности, отвечали требованиям трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении, что не может свидетельствовать о злоупотреблении правом.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором истец с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.06.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Истцом и ответчиком заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" с 14.03.2000 (рег. N 0308000032) состоит на учете в качестве страхователя в Государственном учреждении - Региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия.
ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ", являясь страхователем, направляло в адрес ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия сведения (реестр сведений) для назначения и выплаты своим сотрудникам - Дамдиновой Сэсэг Никитичне, Котлыковой Юлии Алексеевне, Овчинниковой Зое Иннокентьевне, Астраханцевой Марине Николаевне, Дамбаиной Баярме Баяржаповне, Мельник Анне Викторовне, Новолодской Вере Борисовне пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
А именно: - Дамдиновой Сэсэг Никитичне - для назначения пособия по беременности и родам за период с 24.09.2018 по 26.02.2019, - Котлыковой Юлии Алексеевне - для назначения пособия по беременности и родам за период с 15.10.2018 по 03.03.2019, - Овчинниковой Зое Иннокентьевне - для назначения пособия по временной нетрудоспособности за периоды с 05.07.2017 по 12.11.2017, с 17.11.2017 по 21.12.2017, - Астраханцевой Марине Николаевне - для назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет за период с 01.10.2017 по 02.01.2019, - Дамбаиной Баярме Баяржаповне - для назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет за период с 03.08.2017 по 23.09.2018, - Мельник Анне Викторовне - для назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет за период с 12.11.2017 по 24.02.2019, - Новолодской Вере Борисовне - для назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет за период с 26.12.2016 по 10.04.2018.
На основании указанных сведений сотрудникам за счет фонда начислены пособия.
ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия в период с 15.04.2019 по 26.04.2019 в отношении ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве. Проверяемый период с 01.01.2017 по 31.03.2019.
25 июня 2019 года составлен акт выездной проверки N 13/237/ПДС (т. 1 л.д. 14-32).
По данным проверки установлена переплата пособий сотрудникам ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" в размере: - Дамдиновой Сэсэг Никитичне - 3 646,92 рублей, - Котлыковой Юлии Алексеевне - 1 426,06 рубля, - Овчинниковой Зое Иннокентьевне - 488,64 рублей, - Астраханцевой Марине Николаевне - 17 014 рублей, - Дамбаиной Баярме Баяржаповне, Астраханцевой Марине Николаевне, Мельник Анне Викторовне, Новолодской Вере Борисовне - 365 702,84 рублей.
С учетом установленных в ходе проверки обстоятельств, Фондом, в результате представления ответчиком недостоверных сведений, излишне понесены расходы в размере выплаченных пособий - 395 278,46 рублей.
От ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" поступили возражения N 1294 от 16.07.2019, согласно которым учреждением не допущено нарушений при установлении неполного рабочего дня лицам, осуществляющим уход за ребенком, оплата труда производилась пропорционально отработанному времени (т. 1 л.д. 38-42).
По результатам рассмотрения акта проверки от 25.06.2019, материалов проверки и возражений вынесено решение от 29.07.2019 N 13/237/ПДС о возмещении ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" фонду излишне понесенных расходов в размере 395 278,46 рублей (т. 1 л.д. 57-69).
В частности ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия указано, что им излишне понесены расходы по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Дамбаиной Баярме Баяржаповне, Астраханцевой Марине Николаевне, Мельник Анне Викторовне, Новолодской Вере Борисовне.
Указанные сотрудники ответчика во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком привлекались к сверхурочной работе, к работе в выходные и праздничные дни, в ночное время, оплата труда производилась исходя из фактически отработанного времени и в результате переработок сотрудники получали практически полный заработок, одновременно получая и ежемесячное пособие в размере 40 % среднего заработка.
29 августа 2019 года ГУ РО ФСС России по Республике Бурятия направило требование ответчику N 13/237/ПДС о добровольном возмещении излишне понесенных расходов в связи с недостоверностью сведений представленных страхователем в срок не позднее 16.09.2019 (т. 1 л.д. 73-74).
В связи с не возмещением суммы излишне понесенных расходов заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 6 Закона N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из положений статьи 11 Закона N 165-ФЗ следует, что страховщик имеет право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
В соответствии со статьей 7 Закона N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 8 Закона N 165-ФЗ указано, что одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ).
Статьей 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Статьей 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных норм, отделение Фонда вправе обращаться в суд с требованиями к виновным лицам о возмещении ущерба, в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии со статьей 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в том числе уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно статье 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, в том числе лица, работающие по трудовым договорам, муниципальные служащие. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Частью 1 статьи 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных 8 выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
С 01 июля 2017 года Республика Бурятия участвует в реализации указанного пилотного проекта.
Согласно пункту 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пунктом 3 Положения установлено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно пункту 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фонд пришел к выводу о том, что пособие по уходу за ребенком, выплаченное Дамбаиной Баярме Баяржаповне, Астраханцевой Марине Николаевне, Мельник Анне Викторовне, Новолодской Вере Борисовне не являлось компенсацией утраченного ими заработка, а приобрело характер дополнительного дохода, следовательно, не подлежит возмещению за счет средств страховщика.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Фондом установлено наличие обстоятельств, свидетельствовавших о злоупотреблении страхователем правом на получение пособий за счет средств Фонда при отсутствии на то фактических оснований, несмотря на наличие между страхователем и застрахованными лицами трудовых отношений и факта выплаты пособий застрахованным лицам, в связи со следующим.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 329- О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Медведева Валентина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изложена правовая позиция в отношении данного спорного вопроса.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, и относит определение условий и форм его предоставления к компетенции законодателя (статья 39, части 1 и 2). Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил случаи (социальные страховые риски), с которыми связано осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования, и установил в рамках специального правового регулирования соответствующих отношений принципы, правила и особенности предоставления различных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В рамках действующего правового регулирования право застрахованного лица на получение данного ежемесячного пособия связано с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска, что согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с освобождением от исполнения трудовых или служебных обязанностей, обусловленным необходимостью осуществления ухода за ребенком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 179-О-П, от 07.06.2011 N 742-О-О и от 13.05.2014 N 983-О).
Преследуя цель обеспечить защиту интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, законодатель - в изъятие из вышеприведенного правила - предусмотрел возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
В соответствии со статьей 11.1 Закона N 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2); в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4).
Пунктом 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, также предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Исходя из положений Конвенции Международной организации труда от 24.06.1994 N 175 "О работе на условиях неполного рабочего времени" (ратифицирована Российской Федерацией 29.04.2016) неполным рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени.
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом, Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрен минимальный предел нормальной продолжительности рабочего времени. Более того, законодателем не установлено, на какой период времени должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня (смены) или недели, чтобы указанный период можно было отнести к режиму неполного рабочего времени.
Статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
При этом размер ежемесячного пособия, предусмотренный частью 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ, для лиц, указанных в части 2 статьи 11.1 названного Закона, подлежит полной выплате и не может быть уменьшен в зависимости от сокращения продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не может быть изменен пропорционально утраченному им заработку в связи с уходом за ребенком.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728, от 18.12.2017 N 314-ПЭК17 выражена правовая позиция, согласно которой сокращение рабочего времени на незначительный период не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, поэтому в такой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не будет являться компенсацией утраченного заработка, а приобретет характер дополнительного материального стимулирования работника, т.е. злоупотреблением страхователем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств страховщика.
Следовательно, по делам рассматриваемой категории споров судам надлежит устанавливать обстоятельства, касающиеся реализации работником права на ежемесячное пособие и, соответственно, возможности возмещения расходов работодателя на выплату таких пособий за счет средств фонда исходя из доказанности либо недоказанности того, что: застрахованное лицо исполняет трудовые обязанности на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя) либо на дому; застрахованное лицо осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода; значительная часть времени работника должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не собственной трудовой деятельности; выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком компенсирует утраченный заработок.
Как следует из материалов дела, Дамбаина Баярма Баяржаповна, Астраханцева Марина Николаевна, Мельник Анна Викторовна, Новолодская Вера Борисовна находились в отпуске по уходу за ребенком, работая на условиях неполного рабочего дня, одновременно им выплачивались ежемесячные пособия по уходу за ребенком.
При этом из анализа осуществленных выплат и фактически отработанных часов (т. 1 л.д. 51-54) судом первой инстанции установлено, что фактическое уменьшение рабочего времени с учетом переработок составило от 4% до 20 %, а у некоторых сотрудников в результате работы в ночное время и выходные и праздничные дни уменьшение вовсе отсутствовало. Процент утраты заработка составил от 4% до 5 %, а в отдельных случаях сотрудники вышли на работу на полный рабочий день.
На основании статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ средний заработок - это средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного листа в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и иных вознаграждений, исходя из которой в соответствии с Законом N 255-ФЗ исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В силу части 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ. Соответственно, утраченный заработок застрахованного лица должен составлять не менее 40% среднего заработка, из которого исчислено ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Исходя из правовой позиции, изложенной в вышеназванных определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728, пособие по уходу за ребенком своей целью, главным образом, предполагает компенсацию работнику утраченного заработка, ввиду необходимости осуществления ухода за ребенком.
Предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ право лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Особое правило о работе на условиях неполного рабочего времени в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком обусловлено тем, что предоставляемое в этот период пособие компенсирует небольшую часть среднего заработка работника (40%).
Законодатель, признавая ограниченность этих средств для семьи, допускает возможность частичной занятости данного работника, если он может сочетать ее с фактическим уходом за ребенком. Однако данное условие в рассматриваемом случае не выполняется. Напротив, в сложившейся ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
Кроме того, в силу статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Суд первой инстанции указал, что продолжительность неполного рабочего дня для Дамбаиной Баярмы Баяржаповны, Астраханцевой Марины Николаевны, Мельник Анны Викторовны, Новолодской Веры Борисовны составило от 4% до 20 %. Таким образом, имеет место незначительное сокращение рабочего времени для получателя пособия по уходу за ребенком.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с оценкой Фонда, что указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" правом в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда, поскольку в сложившейся ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
С учетом изложенного, расходы на выплату указанным лицам пособия излишне понесены отделением Фонда в связи с недостоверностью представленных сведений, в связи с чем, заявленные требования правомерно удовлетворены.
С учетом вышеизложенных установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводов относительно взыскания государственной пошлины заявителем в апелляционной жалобе не приведено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2020 года по делу N А10-7815/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7815/2019
Истец: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия
Ответчик: Государственное автономное учреждение здравоохранения Иволгинская центральная районная больница
Третье лицо: Астраханцева Марина Николаевна, Дамбаина Баярма Баяржаповна, Мельник Анна Викторовна, Новолодская Вера Борисовна