Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2020 г. N Ф02-5050/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А33-23815/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Петровской О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии: от истца (Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края) Кузнецова Н.М., представитель по доверенности от 13.02.2020 N 22, диплом ВБА 0099453, свидетельство о заключении брака от 25.11.2005;
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "ИГИНСКОЕ"):
Мальчиков Р.А., представитель по доверенности от 03.06.2020, диплом ВСГ 2546361,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игинское"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 21 февраля 2020 года по делу N А33-23815/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Игинское" (далее - заявитель, апеллянт, ответчик, общество "Игинское") о взыскании 351 267 руб. 15 коп. - суммы выплаченной субсидии.
Определением арбитражного суда от 09.08.2019 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением 02.10.2019 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.02.2020 по делу N А33-23815/2019 с общества "Игинское" в пользу министерства взыскана сумма субсидии - 351 267 руб. 15 коп.
С общества "Игинское" в доход федерального бюджета взыскано 10 025 руб. - государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- арбитражный суд пришел к неправильному выводу о предоставлении обществом недостоверных сведений с целью получения государственной поддержки в виде субсидии,
- министерству было известно о том, что обществом осуществлена закладка насаждений в 2016 году на площади 1,01 га, а работы по уходу за многолетними насаждениями произведены на площади 34,95 га,
- обществом соблюдены все необходимые условия для получения суммы субсидии на компенсацию затрат на работы по уходу за плодовыми, ягодными, кустарниковыми насаждениями, представлены достоверные сведения.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 13.05.2020 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 14.05.2020 06:17:56 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
От министерства 02.06.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность вынесенного решения. На момент предоставления государственной поддержки министерству не могло быть известно о том, что субсидируемые многолетние насаждения не являются новыми. Данный факт установлен только при проведении выездной плановой проверки.
Отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела.
Определением от 04.06.2020 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 06.07.2020 на 11 час. 10 мин. в целях представления министерством письменных пояснений о том, какие именно сведения получателя субсидии были недостоверными, или какое нарушение, предусмотренное пунктом 3.1.7 соглашения, было им допущено.
Во исполнение определения апелляционного суда от 04.06.2020 министерство представило пояснения, в которых указало на следующие обстоятельства. Субсидия на компенсацию части затрат на закладку и уход за многолетними растениями предоставлена обществу в 2017 году в соответствии со статьями 7, 8, 19 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" (далее - Закон N 17-4487). Министерство пояснило, что субсидии исключительно на уход за многолетними насаждениями не существовало на момент предоставлении обществу субсидии (в 2017 году) и не существует в настоящее время. Государственная поддержка выделяется на закладку и уход за многолетними насаждениями, именно на указанные две цели предоставлена субсидия ответчику.
Ставка субсидии из краевого бюджета установлена в размере 5 129 рублей на 1 га (на уход за плодовыми, ягодными кустарниковыми насаждениями). Ставка субсидии из федерального бюджета на эти же цели составила 6 317 рублей на 1 га. Ставка субсидии на закладку многолетних насаждений составляет 62 487,3 рублей за 1 га.
Министерство полагает, что ответчиком предоставлены недостоверные сведения в части несения затрат по работам по уходу за многолетними насаждениями за 2017 год. Так, в актах указано, что общество понесло затраты по уходу в размере 14 729 рублей на 1 га, количество посадочного материала на 1 га составляет 2 500 штук насаждений. При этом в отчетности по форме N 9-АПК указано, что в 2017 году у общества имелось 300 га, которые использовались под пашню, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения.
Общество предоставило недостоверные сведения в документах на получение субсидии в части указания на уход за посадочным материалом в заявленном количестве, несения затрат на уход за посадочным материалом на 34,95 га, информации по условной уборочной площади. Фактически обществу просубсидирован уход за старыми плодоносящими или подлежащими выкорчевке многолетними насаждениями.
От общества "Игинское" 25.06.2020 поступили дополнительные пояснения, согласно которым ответчиком подана заявка на получение компенсации части затрат на работы по уходу за плодовыми, ягодными насаждениями. Все необходимые требования для получения меры государственной поддержки получателем субсидии соблюдены.
Пояснения сторон приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, обществу "Игинское" на основании заключенного с министерством соглашения от 07.09.2017 N 10-19/2 предоставлена субсидия на возмещение части затрат на работу с многолетними насаждениями.
Размер субсидии составил 351 267,15 руб., из которых 190 531,50 руб. - средства федерального бюджета, 160 735,65 руб. - средства краевого бюджета. Расчет субсидии на компенсацию части затрат на работу с многолетними насаждениями произведен следующим образом:
- по краевому бюджету на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 17-4487 и Закона о краевом бюджете:
34,95 га (площадь закладки (ухода), где посажен посадочный материал в количестве 87 375 штук плодовых, ягодных кустарниковых насаждений) * на ставку 5 129 рублей за 1 га (уход за плодовыми, ягодными кустарниковыми насаждениями, плодовыми и ягодными питомниками в количестве 87 375 штук) * на коэффициент 0,89666936 = 160 735,65 руб.,
- по федеральному бюджету на основании пунктов 4.7, 4.8. Порядка N 85-п и приказа министерства N 221-о:
34,95 га площади закладки (ухода) (где посажен посадочный материал в количестве 87 375 штук многолетних плодовых и ягодных кустарниковых насаждений) * на ставку 6 317 рублей за 1 га (уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями в количестве 87 375 штук)) * на коэффициент 0,862995898 = 190 531,50 руб.
Сумма государственной поддержки перечислена обществу несколькими платежами:
- по платежному поручению от 26.09.2017 N 671078 на сумму 190 531,50 руб.,
- по платежному поручению от 26.09.2017 N 671079 на сумму 10 027,97 руб.,
- по платежному поручению от 28.09.2017 N 685394 на сумму 150 707,68 руб.
В отношении общества "Игинское" министерством проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Результаты проверочного мероприятия оформлены актом выездной проверки от 07.03.2019.
Проверяющим органом выявлены следующие нарушения:
* не выполнено условие о наличии на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади многолетних насаждений, заложенных и подлежащих уходу,
* ответчик не подтвердил сведения, отраженные в акте выполненных работ по уходу за многолетними насаждениями в 2017 году, представленном в министерство в составе документов на субсидию, не подтвердил объем несения фактических затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями,
* у ответчика на первое число месяца подачи заявления отсутствовал специалист, имеющий высшее или среднее агрономическое образование,
* информация, представленная в министерство в составе документов на субсидию, содержит недостоверные сведения, а именно в акте выполненных работ по уходу за многолетними насаждениями за 2017 год, а также в справке (в том числе по условной уборочной площади за предыдущий календарный год).
Общество "Игинское" направило министерству возражения на акт выездной проверки от 04.04.2019 N 5, в котором указало следующее:
* ответчик является пользователем земельных участков - с кадастровым номером 24:02:021700:12 (по адресу: Россия, Красноярский край, Ачинский район, участок N 2(Б)) и кадастровым номером 24:02:021700:14 (по адресу; Россия, Красноярский край, Ачинский район) по договору безвозмездного срочного пользования,
* в 2016 году общество "Игинское" произвело закладку многолетних насаждений на площади 1,01 га, о чем свидетельствуют отчеты об инвентаризации,
* в 2017 году общество "Игинское" не осуществляло закладку многолетних плодово-ягодных насаждений, поэтому документов по закладке насаждений в указанный период не имеется,
* земельные участки общей площадью 105 га находятся у общества на праве безвозмездного срочного пользовании, которые будут увеличены еще на 3,3 га. В настоящее время ведутся работы по уточнению границ земельного участка площадью 402 га, предоставленного Совхозу "Йгинский", правопреемником которого является ответчик,
* по состоянию на 01.01.2017 года у ответчика имелись новые насаждения на площади 1,01 га.,
* по штатному расписанию в обществе "Игинское" числится 1 человек, в связи с чем для обработки полей заключен договор подряда,
- общество не имеет финансовой возможности нанять на работу дипломированного агронома. Вместе с тем, ответчиком заключен договор возмездного оказания услуг от 03.04.2017 N 1 с агрономом.
К возражениям ответчика приложен акт комиссионной проверки проведения междурядной обработки многолетних насаждений муниципального образования Ачинский район от 26.06.2017, согласно которому общая площадь обработанных, плодоносящих насаждений составила 34,95 га (в том числе насаждений закладки 2016 года площадью 1,01 га).
Принимая во внимание выявленные нарушения, министерство направило обществу требование о возврате 351 267,15 руб. - суммы предоставленной субсидии (письмо от 24.04.2019 N 23-27/1593).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о наличии законных оснований для возврата суммы государственной поддержки в связи с допущенными ответчиком нарушениями условий ее использования.
При принятии судебного акта арбитражный суд руководствовался положением статей 1, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 5, 19 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" (далее - Закон N 17-4487).
Предметом настоящего иска является материально-правовое требование истца к ответчику о взыскании суммы выплаченной субсидии.
Основанием иска является выявленный в ходе проверки факт предоставления недостоверных сведений получателем субсидии.
Правоотношения сторон возникли в связи с оказанием министерством государственной поддержки субъекту агропромышленного комплекса в целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой продукции, производимой в крае. Указанные правоотношения регулируются Законом N 17-4487, постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", приказом министерства сельского хозяйства Красноярского края от 30.03.2017 N 221-о "Об утверждении ставок субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса".
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 17-4487 (в редакции закона от 08.06.2017 N 43, действующей на момент заключения соглашения) средства на компенсацию части затрат на закладку и уход за плодовыми, ягодными кустарниковыми насаждениями, плодовыми и ягодными питомниками предоставляются государственным и муниципальным предприятиям, сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в форме субсидий по ставкам на 1 гектар.
По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом предпринимательской деятельности общества "Игинское" является выращивание плодовых и ягодных культур (т. 1, л.д. 44-56).
Согласно сведениям, размещенным на сайте Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края (http://krasagro.ru), общество "Игинское" включено в реестр субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края, имеет статус сельскохозяйственного производителя. Следовательно, общество "Игинское" обладало правом на получение компенсации затрат, связанных с осуществлением основной деятельности, соответствовало условиям пункта 1 статьи 19 Закона N 17-4487.
Условия предоставления субсидии предусмотрены в пункте 2 статьи 19 Закона N 17-4487.
Предоставление субсидий, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется при условии наличия у получателя субсидий проекта на закладку сада и соответствии получателя субсидий одному из следующих требований:
осуществить закладку указанных насаждений площадью не менее 1 гектара в год - для получения компенсации части затрат на закладку;
иметь на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади указанных насаждений - для получения компенсации части затрат на работы по уходу.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что право на получение государственной поддержки в виде субсидии возникает у сельскохозяйственного товаропроизводителя, который либо осуществил закладку новых насаждений на площади не менее 1 га, либо уже имеет не менее 1 га площади насаждений. В первом случае товаропроизводителю возмещаются затраты на закладку новых насаждений, а во втором случае компенсируются расходы по уходу за ними. Претендуя на получение субсидии, товаропроизводитель как минимум должен соответствовать одному из перечисленных критериев. Соответственно, вопреки доводам истца, не исключается возможность предоставления субсидии как на одну из этих целей, так и на обе цели.
Согласно пункту 4 статьи 19 Закона N 17-4487 для получения субсидий, предусмотренных настоящей статьей, получатели субсидий одновременно с заявлением на предоставление субсидий представляют следующие документы:
- справку-расчет субсидий по форме, утвержденной органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса;
- акт выполненных работ по закладке плодовых, ягодных кустарниковых насаждений, плодовых и ягодных питомников по форме, утвержденной органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса;
- акт выполненных работ по уходу за плодовыми, ягодными кустарниковыми насаждениями, плодовыми и ягодными питомниками по форме, утвержденной органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса;
- копию проекта на закладку сада, заверенную получателем субсидии;
- справку о наличии специалистов, имеющих высшее или среднее агрономическое образование, на первое число месяца подачи заявления по форме, утвержденной органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса;
- сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за предыдущий год по форме, утвержденной органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 4.1 - 4.3 постановления Правительства Красноярского края от 14.02.2017 N 85-п.
Воспользовавшись правом на компенсацию затрат, общество "Игинское" обратилось в министерство с заявлением от 01.09.2017 о предоставлении субсидии в размере 179 258,55 руб. на уход за многолетними насаждениями в 2017 году (т. 1, л.д. 60, 65). Для получения субсидии представлена справка-расчет. Сумма испрашиваемой субсидии рассчитана обществом, исходя из следующих данных: работы по уходу за многолетними насаждениями на площади 34,95 га * на ставку субсидии за 1 га в размере 5 129 руб. (ставка финансирования за счет средств края) = 179 258,55 руб. (т. 1, л.д. 66). В графе "закладка многолетних насаждений" ничего не указано, расчет субсидии на указанные цели общество не производило, соответствующие затраты для компенсации не предъявляло.
Согласно акту выполненных работ по уходу за плодовыми, ягодными кустарниковыми насаждениями от 01.09.2017, фактически обществом "Игинское" понесены расходы по уходу за насаждениями в сумме 514 778,55 руб.:
34,95 га (площадь ухода) * 14 729 руб. (затраты на уход 1 га) (т. 1, л.д. 67).
Получателем субсидии в министерство представлены сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур в 2016 году (т. 1, л.д. 68), согласно которым у общества на 62 га имеются ягодники, из которых ягодники в плодоносящем возрасте занимают 28 га, фактически убрано 28 га, сбор урожая составил 16 ц.
В целях соблюдения условий предоставления субсидии обществом "Игинское" разработан научно-обоснованный проект закладки и реконструкции многолетних насаждений (т. 1, л.д. 69-91). Проектом предусмотрена посадка многолетних насаждений в период с 2018 по 2023 годы. В 2018 году обществом планировалось раскорчевка старых насаждений и подготовка почвы к посадке на территории около 9 га. Общество планировало увеличить площадь под многолетними насаждениями на 47,33 га (т. 1, л.д. 75).
Проанализировав представленные для получения субсидии документы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что для компенсации обществом предъявлены затраты, понесенные в связи с уходом за имеющимися насаждениями (ягодниками). Закладка новых насаждений планировалась обществом только в 2018 году, в то время как субсидия испрашивалась за 2017 год. Акт выполненных работ по закладке плодовых, ягодных кустарниковых насаждений ответчиком в министерство не представлялся, расчет субсидии на указанные нужды обществом не производился, поскольку фактически такие расходы понесены не были.
С учетом изложенного, в министерство представлен исчерпывающий перечень документов, установленный пунктом 2 статьи 19 Закона N 17-4487, в связи с чем у последнего не имелось оснований для отказа в выплате субсидии. Недостоверность представленных сведений (о затратах по уходу) апелляционным судом не установлена, данный факт министерством не опровергнут.
В качестве доказательств их реального несения обществом представлены следующие документы:
- договор возмездного оказания услуг от 03.04.2017, заключенный между обществом "Игинское" (заказчиком) и гражданином Дашкевичем А.В. (исполнителем) на обработку сельскохозяйственных растений,
- диплом о наличии у исполнителя Дашкевича А.В. высшего образования по специальности агрономия, с квалификацией - ученый агроном (т. 4, л.д. 176),
- договор подряда от 28.04.2017, заключенный между обществом "Игинское" (заказчиком) и главой КФХ Костюченко В.В. (подрядчиком) на выполнение работ по срезанию, вывозу, утилизации сухих ветвей, междурядной обработке, кошению травы вокруг полей (т. 2, л.д. 66-67),
- спецификация от 28.04.2017 N 1 к договору подряда (т. 2, л.д. 68),
- акт сдачи-приемки работ от 31.07.2017 на сумму 514 778,56 руб. (т. 2, л.д. 69),
- расходный кассовый ордер от 03.08.2017 N 2 на сумму 514 778,56 руб. (т. 2, л.д. 70).
Из материалов дела видно, что у сторон имеются разногласия, на что именно была предоставлена субсидия: на возмещение затрат на закладку и уход за насаждениями, либо только на уход за ними.
Министерство полагает, что субсидия, предусмотренная статьей 19 Закона N 17-4487, предоставляется за совокупность действий ее получателя по закладке и уходу за насаждениями. А потому обществом допущены нарушения условий предоставления субсидии на компенсацию затрат по закладке новых насаждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона N 17-4487. В частности, обществом не осуществлена закладка многолетних насаждений на площади не менее 1 га в год. Также, по мнению истца, ответчик на начало текущего финансового года не имел 1 га площади многолетних насаждений.
Вместе с тем, данный довод министерства основан на неверном толковании положений пункта 2 статьи 19 Закона N 17-4487, в котором прямо предусмотрено условие о том, что получатель субсидии должен соответствовать лишь одному из установленных критериев: или осуществить закладку новых насаждений на площади не менее 1 га, или уже иметь на начало текущего финансового года не менее 1 га площади указанных насаждений. Приведенным пунктом краевого Закона разграничены и виды компенсаций понесенных затрат: на закладку новых насаждений и на работы по уходу за имеющимися ягодниками.
Приказом Министерства сельского хозяйства Красноярского края от 30.03.2017 N 221-0 утверждены ставки субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в целях реализации региональной программы развития агропромышленного комплекса. Согласно приложению к приказу утверждены следующие ставки субсидий на компенсацию части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями:
- на закладку многолетних плодовых и ягодных кустарниковых насаждений в размере 62 487,3 руб. за 1 га,
- на уход за насаждениями в размере 6 317 руб. за 1 га.
Разница между указанными субсидиями около 10 раз.
Как следует из сводных справок-расчетов субсидии, произведенных министерством, обществу "Игинское" предоставлена субсидия только за работы по уходу за многолетними насаждениями на площади 34,95 га с применением ставок 6 317 руб. (федеральной ставки) и 5 129 руб. (краевой ставки). Субсидия на закладку не предоставлялась.
В соответствии с пунктом 1.2 заключенного сторонами соглашения от 07.09.2017 N 10-19/2 о предоставлении субсидии размер предоставляемой субсидии определяется согласно пункту 1 статьи 19 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 и пункту 4.8 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2017 N 85-п.
В пункте 1 статьи 19 Закона указано, что размер субсидии определяется по ставкам за 1 га.
В пункте 4.8 Порядка приведена формула расчета размера субсидии:
где:
R - расчетный размер субсидии, рублей;
Sз - размер площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений, га;
Sу - размер площади ухода за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, га;
Стз - ставка субсидии на закладку многолетних плодовых и ягодных насаждений, утвержденная приказом министерства, на 1 гектар площади закладки, рублей;
Сту - ставка субсидии по уходу за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, утвержденная приказом министерства, на 1 гектар площади ухода, рублей.
Соответственно, при наличии спора о том, на что именно предоставлялась субсидия, - на закладку или на уход, в предмет исследования подлежал включению вопрос, как был рассчитан размер субсидии, а также какие недостоверные сведения были представлены ответчиком, которые повлияли на расчет. Либо какие условия были не соблюдены получателем субсидии.
В материалах дела расчет отсутствовал, в суд первой инстанции он не представлялся и поступил лишь в суд апелляционной инстанции.
Оценив имеющиеся в деле и полученные доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что субсидия за выполнение работ по закладке новых ягодников министерством обществу не предоставлялась. В случае компенсации истцом затрат ответчика на закладку новых насаждений сумма субсидии была бы гораздо больше предоставленной, исходя из следующего расчета: 62 487,3 руб. (ставка субсидии) * 34,95 га = 2 183 931,14 руб. В то время как предоставленная субсидия составляет всего 351 267,15 руб.
И эта сумма субсидии за выполнение работ по закладке (2 183 931,14 руб.) рассчитана только за счет финансирования из федерального бюджета, без учета компенсации из краевого бюджета.
При таких обстоятельствах довод министерства об исчислении ответчику суммы субсидии с учетом совокупности действий по закладке и уходу за многолетними насаждениями противоречит пункту 2 статьи 19 Закона N 17-4487, сводным справкам-расчетам субсидии, заявлению общества о предоставлении субсидии.
Также в качестве нарушения ответчиком условий предоставления субсидии министерство ссылается на отсутствие доказательств принадлежности обществу "Игинское" заявленной площади имеющихся многолетних насаждений (34,95 га).
Заявленный довод отклоняется апелляционным судом как необоснованный, поскольку статьей 19 Закона N 17-4487 не предусмотрена обязанность получателя субсидии представлять документы о правах на земельные участки, на которых расположены ягодники. Истцом в материалы дела не представлены доказательства принадлежности 34,95 га насаждений иному лицу, равно как и не представлены доказательства незаконного владения ответчиком указанными площадями угодий.
Согласно пункту 4.1 статьи 7 Закона N 17-4487 субъекты агропромышленного комплекса представляют в орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса отчетность об использовании средств субсидии, а также о достижении показателей результативности в сроки, по формам и в порядке, установленным соглашениями о предоставлении субсидий.
В пункте 5 статьи 7 Закона N 17-4487 указано, что в случае установления факта несоблюдения условий, установленных при предоставлении субсидий, представления субъектами агропромышленного комплекса края недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных ими для получения субсидий, а также в случае установления факта недостижения показателей результативности, указанных в соглашении о предоставлении субсидий, орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса направляет письменное уведомление субъекту агропромышленного комплекса края о возврате в 10-дневный срок перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета за период, в котором были допущены нарушения или представлены недостоверные сведения.
Из представленных в материалы дела доказательств апелляционным судом не установлены факты:
- несоблюдения условий предоставления субсидии,
- представления обществом недостоверных сведений,
- недостижения показателей результативности, указанных в соглашении о предоставлении субсидий, в связи с чем основания для возврата перечисленной суммы субсидии отсутствуют. Апелляционный суд также отмечает, что само по себе недостижение показателей результативности основанием для возврата суммы субсидии не является, поскольку в соответствии с пунктом 3.1.8 соглашения от 07.09.2017 N 10-19/2 является основанием для применения штрафных санкций, что не одно и то же.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Судебная коллегия полагает, что в настоящем деле арбитражным судом неверно истолкованы в совокупности положения статей 7, 19 Закона N 17-4487, что привело к принятию неправильного судебного акта о взыскании с получателя суммы государственной поддержки.
На основании приведенных выше мотивов решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.02.2020 по делу N А33-23815/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований министерства.
В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" указано на то, что у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в арбитражные суды с исковыми заявлениями, заявлениями и жалобами. Вместе с тем, приведенные разъяснения Пленума не касаются ситуации возмещения фактически понесенных другой стороной, в пользу которой принят судебный акт, расходов по уплате государственной пошлины. По смыслу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина является уже судебными издержками по делу.
С учетом изложенного, с министерства в пользу общества "Игинское" следует взыскать 3 000 рублей - расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2020 года по делу N А33-23815/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края (ИНН 2466213840, ОГРН 1082468046627) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Игинское" (ИНН 2402000389, ОГРН 1022401159648) 3 000 рублей - расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-23815/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОРГОВЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "ИГИНСКОЕ"
Третье лицо: Кузнецова Н.М.