г. Москва |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А40-171415/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яниной Е.Н.,
судей: Сергеевой А.С., Петровой О.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рябкиным Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Карамзина Петра Александровича
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-171415/23
по иску ИП Карамзина Петра Александровича (ИНН: 770470652978)
к ответчику - ПАО СБЕРБАНК (ОГРН: 1027700132195, ИНН: 7707083893)
о понуждении заключить договор
при участии в судебном заседании представителей :
от истца: Карамзин Петр Александрович лично по паспорту.
от ответчика: Магадова Ж.М. по доверенности от 10.09.2021
УСТАНОВИЛ:
ИП Карамзин Петр Александрович обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО СБЕРБАНК о признании действий банка, выразившихся в отказе в открытии 11.07.2023 расчетного счета, незаконными, обязании банка открыть расчетный счет.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-171415/23 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда истец поддержал доводы жалобы по основаниям, изложенным в ней, просил решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что оспариваемый судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств имеющих значение для дела.
Представитель ответчика возражал относительно обоснованности доводов жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в том числе по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 11.07.2023 ИП Карамзин П.А. (далее - истец, клиент) обратился в ПАО СБЕРБАНК (далее - ответчик, банк) с целью заключения договора банковского счета.
11.07.2023 ПАО СБЕРБАНК направило отказ в заключении договора об открытии банковского счета.
11.07.2023 истец направил запрос о том, какие документы необходимо предоставить для открытия расчетного счета
12.07.2023 банк направил ответ с пояснениями о необходимом перечне документов для открытия расчетного счета, которые, как указывает истец, были предоставлены истцом 12.07.2023.
В обоснование исковых требований, истец указывает, что ответчик отказал в заключении договора об открытии банковского счета.
20.07.2023 истец обратился в ПАО СБЕРБАН с целью заключения договора банковского счета, с направлением ранее запрошенных документов.
21.07.2023 ПАО СБЕРБАНК направило отказ в заключении договора об открытии банковского счета.
Как указывает истец, ИП Карамзин П.А. состоит в списке Росфинмониторика по N 5768 как ранее судимый, однако не совершавший противозаконных финансовоэкономических действий, налоговой задолженности не имеет, сведений о наличии в отношении истца негативной информации также не имеет.
В силу изложенного истец просит о признании действий банка выразившихся в отказе в открытии 11.07.2023 расчетного счета незаконными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд мотивировал тем, что кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского обслуживания в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Апелляционный суд, повторно исследовав и оценив, представленные в дело доказательства, доводы апелляционной жалобы истца, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам материального права и переоценке фактических обстоятельств дела.
Банком принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) истцу на основании пункта 5.2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 846 ГК РФ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Согласно статье 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 5.2 статьи 7 Закона 115-ФЗ кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право клиента (потенциального клиента) обратиться в кредитную организацию за получением информации о причинах применения мер ПОД/ФТ, указанных в пунктах 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, а также в целях пересмотра ранее принятого Решения об отказе предоставить в кредитную организацию документы и информацию, подтверждающие устранение оснований применения кредитной организацией данных мер ПОД/ФТ.
В случае получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения оснований принятия Решения об отказе клиент (потенциальный клиент) вправе обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Банке России, в порядке, установленном Указанием Банка России N 4760-У (пункт 13.5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 1.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение 499-П) кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, за исключением случаев, установленных Законом 115-ФЗ.
Кредитная организация при проведении идентификации (упрощенной идентификации) оценивает степень (уровень) риска клиента в соответствии с Положением 375-П.
Пунктом 6.2 Положения 375-П, установлен ряд факторов, которые по отдельности или по совокупности влияют на принятие кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) на основании абзаца второго пункта 5.2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ:
а) юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом;
б) с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев, при этом юридическое лицо в рамках представления информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с данной кредитной организацией указало в качестве таковых осуществление сделок, связанных с проведением операций с денежными средствами в наличной форме и (или) международных расчетов, содержащих признаки, указанные в приложении к настоящему Положению, либо признаки, указывающие на необычный характер сделки, установленные кредитной организацией самостоятельно;
в) в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц. В целях получения указанной информации кредитная организация использует ресурс "Адреса массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами)", размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет";
г) отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица;
д) одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета такого юридического лица;
е) в отношении резидента имеется информация Банка России о том, что перед ним выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым указанным резидентом были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк и в дальнейшем ни в одном из уполномоченных банков эти паспорта сделок не были открыты либо паспорта сделок были закрыты уполномоченным банком самостоятельно по истечении 180 календарных дней после истечения срока действия контракта (в случае намерения резидента заключить договор банковского счета в целях осуществления операций в рамках исполнения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам);
ж) кредитной организацией в отношении физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица ранее принималось решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо решение о расторжении договора банковского счета (вклада) в соответствии с Федеральным законом;
з) сведения о физическом лице, юридическом лице содержатся в Перечне организаций и физических лиц;
и) в отношении физического лица, юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
к) иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией.
Из пункта 6.2 Положения 375-П следует, что достаточным основанием для принятия решения об отказе в заключении договора банковского счета является наличие одного из вышеупомянутых факторов.
Среди факторов, самостоятельно определяемых кредитной организацией, пунктом 6.1.5 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ПАО Сбербанк от 05.07.2018 N 881-10-р, утвержденных Председателем Правления ПАО Сбербанк (далее - ПВК Банка, Приложение N 4) установлены, в том числе, следующие:
- в случае наличия негативной информации в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица и/или хотя бы одного из бенефициарных владельцев юридического лица или индивидуального предпринимателя в массиве данных о юридических и физических лицах, ИП с негативной историей взаимоотношений с Банком.
- в других случаях при наличии подозрений в том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ кредитные организации обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ и Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804, Федеральная служба по финансовому мониторингу формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются: процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (подпункт 4 пункта 2.1); постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (подпункт 5 пункта 2.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, согласно пункту 2 которых перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу путем включения физических лиц в перечень в случаях получения от государственных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона, для включения в перечень, к которым относятся также прокуратуры субъектов Российской Федерации.
Карамзин Петр Александрович состоит на обслуживании в Московском банке как физическое лицо с 27.05.2010.
Карамзин Петр Александрович внесен в вышеуказанный Перечень. Данный факт сторонами не оспаривается.
Таким образом, Банком обоснованно быть применены предусмотренные Законом ограничительные меры. Использование средств удаленного доступа к счету не предусмотрено, проведение операций по имеющимся счетам возможно при обращении в офис Банка по месту ведения счета с документом, удостоверяющим личность.
Даже при наличии у Клиента документов, подтверждающих отсутствие оснований для включения в Перечень (или наличие оснований для исключения), установленные по Закону ограничения могут быть сняты Банком только после исключения истца из Перечня на сайте Росфинмониторинга (соответствующие ограничения снимаются без дополнительного запроса по факту получения Банком информации об исключении из Перечня).
Таким образом, решение об отказе в заключении договора банковского счёта принято в соответствии с критериями, установленными Положением 375-П и правилами внутреннего контроля Банка, и на основании совокупности установленных факторов риска.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не опровергают факты установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются в порядке, предусмотренном ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-171415/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Янина |
Судьи |
О.О. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171415/2023
Истец: Карамзин Петр Александрович
Ответчик: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"