Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 ноября 2020 г. N Ф10-4095/20 настоящее постановление оставлено без изменения
07 июля 2020 г. |
Дело N А83-19143/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 07 июля 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
при участии: представителя ООО "Варяг-Юг" - Кваша Сергея Александровича, доверенность от 23.10.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Варяг-Юг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2020 года по делу N А83-19143/2019 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Варяг-Юг" к Администрации города Судака Республики Крым о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Варяг-Юг" (далее - ООО "Варя-Юг", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Судака Республики Крым, в котором просило: 1) признать незаконными действия Администрации города Судака Республики Крым, изложенные в письме от 01 октября 2019 года N 0101-09/4487, принятого по результатам рассмотрения заявления ООО "Варяг-Юг" о предоставлении земельного участка, кадастровый номер 90:23:0101045:44, местоположение которого: г. Судак, Кипарисовая аллея, 16, в порядке приведения в соответствии с законодательством Российской Федерации договора аренды земли, право аренды которое возникло до 21 марта 2014 года; 2) обязать Администрацию города Судака, в течении 5 (пяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявления ООО "Варяг-Юг" о предоставлении земельного участка, кадастровый номер 90:23:0101045:44, местоположение которого: г. Судак, Кипарисовая аллея, 16, в порядке приведения в соответствии с законодательством Российской Федерации договора аренды земли, право аренды которое возникло до 21.03.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2018, в удовлетворении заявления ООО "Варя-Юг", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Варя-Юг" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2020 и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, что, по мнению апеллянта, привело к принятию неправильного решения. Также, апеллянт указывает на то, что договор аренды земли от 17.05.2004 подлежит переоформлению в порядке приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации договора аренды земли, право аренды, по которому возникло до 21.03.2014.
Представитель ООО "Варяг-Юг" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2020 и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Администрация города Судака Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного заседания была уведомлена надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Администрации города Судака Республики Крым, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 10 февраля 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Решением Судакского городского совета 25 сессии 24 созыва N 170/25-04 от 20.04.2004, ООО "Варяг-Юг" был передан земельный участок под временным торговым киоском с летней площадкой "Аллегро" на Курортной аллее в г. Судаке в долгосрочную аренду из земель МЧП "Ова", сроком на 25 лет, площадью 0,0265 га, угодья 7- застроенные земли используемые в коммерческих целях.
На основании вышеуказанного Решения, 17.05.2004 был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка площадью 0,0265 га, для розничной торговли и коммерческих услуг (временный торговый киоск с летней площадкой "Аллегро"), сроком на 25 лет.
В дальнейшем, 30.12.2016 ООО "Варяг-Юг" обратилось с заявлением в Администрацию города Судака о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, в порядке приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, право аренды, по которому возникло до 21.03.2014.
Письмом за исх. N 01.01-09/2241 от 09.10.2017 Администрацией был возвращен соответствующий пакет документов, в связи с тем, что с Проектом организации территории Курортного парка г. Судака, земельный участок, площадью 265 кв. м, с кадастровым номером 90:23:010104:44, местоположение которого: Республика Крым, г. Судак, Курортная аллея, имеет вид разрешенного использования - магазины, код 4.4. в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Постановлением Администрации города Судака Республики Крым от 17 марта 2017 года N 251 "О присвоении адреса", данному земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Крым, городской округ Судак Республики Крым, город Судак, Кипарисовая аллея, 16.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29 мая 2019 года N 90/016/020/2019-6494, имеется следующая информация: земельный участок, кадастровый номер N 90:23:010104:44, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Судак, Кипарисовая аллея, 16, категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины.
С учетом внесения изменений в вид разрешенного использования земельного участка, 24.06.2019 Общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, в порядке приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации договора аренды земли, право аренды, по которому возникло до 21.03.2014.
Письмом за исх. N 01.01-09/4487 от 01.10.2019, Администрация отказала Обществу в предоставлении указанного земельного участка в аренду на основании ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" без предоставления земельных участков.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, ООО "Варяг-Юг" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), пункту 2 "Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 (далее - Порядок N 313), пункту 2 "Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования город Ялта Республики Крым", утвержденных решением 4-1 сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 30.03.2015 N 37 (далее - Правила предоставления земельных участков в г. Ялта N 370), переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона.
На основании части 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Соответственно, переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона. Приобретение всех прочих прав осуществляется на общих основаниях. Использование процедуры переоформления права для целей приобретения иных прав, не предоставленных в соответствии с законодательством Украины, не допускается. Кроме того, в процедуре переоформления права легализации в российском правовом поле подлежат лишь те права, которые были законно приобретены их обладателем до вступления в силу Закона N 38-ЗРК.
Помимо этого, с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации, при переоформлении права, административным органом должны учитываться действительные цели продолжения использования арендованного ранее земельного участка с учетом ограничений и особенностей места расположения земельного участка и его назначения в соотношении с правилами, предусмотренными земельным, водным и градостроительным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при переоформлении права возникает необходимость в уяснении существа ранее возникшего права пользования земельным участком, законности его приобретения правообладателем, а также правового режима земельного участка.
Данный вывод, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 04 декабря 2019 года по делу N А83-11095/2018.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, Порядок N 313).
В соответствии с пунктом 4 вышеназванного Порядка завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (п. 5).
Пункт 7 Порядка устанавливает, что к такому заявлению прилагаются, в том числе, копия решения органа местного самоуправления, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ; кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащие сведения о его границах. При этом, положениями данного закона не урегулированы вопросы предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в порядке переоформления ранее заключенных по законодательству Украины, договоров аренды земельных участков с тем же целевым назначением.
Соответственно, в заявлении о предоставлении земельного участка должна быть определена цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Таким образом, положения Закона N 38-ЗРК не могут применяться в отрыве от положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления уполномочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ нестационарные торговые объекты определены как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации расположенных на них временных торговых павильонов, поскольку установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования.
При этом, из материалов дела следует, что Решением Судакского городского совета 25 сессии 24 созыва N 170/25-04 от 20.04.2004, ООО "Варяг-Юг" изначально был предоставлен земельный участок под размещения временного торгового киоска с летней площадкой "Аллегро".
Соответственно, следует признать, что земельный участок для возведения объекта капитального строительства, ООО "Варяг-Юг" не предоставлялся. В свою очередь, по приведенным выше нормам российского законодательства, для размещения нестационарного объекта - торгового павильона, не требуется предоставление земельного участка в аренду, учитывая, что такой объект размещается на основании схемы НТО.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как безосновательные.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2020 года по делу N А83-19143/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Варяг-Юг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19143/2019
Истец: ООО "ВАРЯГ-ЮГ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУДАКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУДАКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Кваша Сергей Александрович
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4095/20
07.07.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1060/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19143/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19143/19