город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2020 г. |
дело N А53-38546/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочержовой Е.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Багно Е.А. по доверенности от 18.09.2018,
от заинтересованного лица: представитель Науменко Л.В. по доверенности от 29.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.01.2020 по делу N А53-38546/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ростовские Тепловые Сети" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания N 3698 от 25.09.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.01.2020 заявленные требования удовлетворены, предписание инспекции N 3698 от 25.09.2019 признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Договор с управляющей организацией, согласно которому на управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, в рамках проверки предоставлен не был, в связи с чем Госжилинспекцией области не мог быть сделан вывод о наличии обязанности ООО "Жилищник" предоставлять в ООО "Ростовские тепловые сети" показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Также в Госжилинспекции области отсутствует информация о принятии мер со стороны ООО "Ростовские тепловые сети" к ООО "Жилищник" о намерении произвести снятие показаний общедомового прибора учета, вплоть до обязания ООО "Жилищник" обеспечить допуск к общедомовому имуществу. На момент выдачи предписания сведения о неисправности прибора учета отсутствовали. Прибор учета считается вышедшим из строя с момента составления акта о его непригодности, т.е. с октября 2019 года.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения обращения жителя квартиры N 9 многоквартирного дома N 15 по ул. Пушкинской в г. Ростове-на-Дону по вопросам порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в сентябре 2019 года была проведена внеплановая проверка Госжилинспекции области в отношении ООО "Ростовские тепловые сети", по результатам которой были выявлены нарушения расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые выражены в неприменении показаний общедомового прибора учета, пригодного к коммерческой эксплуатации за октябрь 2018 года и период с декабря 2018 по март 2019 годов (пункт 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Учитывая изложенное, инспекцией выдано предписание от 25.09.2019 N 3698 ООО "Ростовские тепловые сети" об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 05.12.2019.
Не согласившись с вынесенным предписанием, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Ростовские тепловые сети" обжаловало его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Между ООО "Ростовские тепловые сети" и ООО "ЖКХ Ленинского района" заключён договор теплоснабжения от 16.11.2011 N 5010, в соответствии с п. 5.2 которого ООО "ЖКХ Ленинского района" обязано 1-го числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять данные о суточных параметрах теплопотребления.
На основании уведомления от 31.05.2018 ООО "Ростовские тепловые сети" с 01 августа 2018 г, расторгло указанный договор теплоснабжения в порядке ст. 157.2 ЖК РФ в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующих коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Согласно протоколу N 1 от 12.11.2018, внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенному по адресу: ул. Пушкинская, 15, с 01.12.2018 приняты следующие решения:
- о расторжении договора управления МВД с ООО "ЖКХ Ленинского района";
- в качестве управляющей организации выбрано ООО "Жилищник";
- о сохранении порядка о прямых платежах с ресурсоснабжающими организациями.
Между ООО "Ростовские тепловые сети" и ООО "Жилищник" заключён договор теплоснабжения от 18.08.2017 N 5409, согласно п. 5.2 указанного договора Потребитель обязан предоставить записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя до 21-го числа расчетного месяца.
В соответствии с требованиями нормативной документации, общедомовые узлы учёта тепловой энергии, теплоносителя принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
При этом, согласно пп. 1 ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе а показаниях индивидуальных приборов учета а коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Аналогичное разъяснение дано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 4 мая 2018 г. N 20073-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N59-ФЗ " О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации": п 4. Как и кем будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры? В силу части 11 статьи 161 ЖК РФ в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе на прямые договоры вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям ни формалин, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками: помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Управляющими компаниями до настоящего времени не представлено в ООО "Ростовские тепловые сети" отчётов о суточных параметрах теплоснабжения (показания коллективного прибора учета) за периоды, по которым ГЖИ по РО обязало Общество осуществить перерасчет.
В порядке п. 3 ст. 19 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В сложившейся ситуации расчеты за спорный период правомерно произведены ООО "Ростовские тепловые сети" по среднемесячным значениям на основании положений п. 421, 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила 354), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Возможность осуществить перерасчет по показаниям общедомового прибора учета во исполнение предписания у ООО "Ростовские тепловые сети" объективно отсутствует в связи с непредставлением показания ОДПУ управляющими организациями.
Обязанность по предоставлению показаний ОДПУ возложена именно на организации, осуществляющие управление МКД.
В материалы дела не представлены доказательства того, что управляющая компания в течение спорного периода передавала ресурсоснабжающей организации показания приборов учета. Данное обстоятельство является основанием для определения объема тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
Заинтересованное лицо указывало, что в рамках проведения проверки, договор с ООО "Жилищник" не был представлен, соответственно ГЖИ не мог быть сделан вывод о наличии обязанности ООО "Жилищник" предоставлять в ООО "Ростовские тепловые сети" показания ОДПУ. Однако, 10.10.2019 в ГЖИ были поданы возражения на акт проверки N 8186 и предписание N 3698 от 25.09.2019, в данных возражениях имеются ссылки на указанный договор, более того, копии договоров с исполнителями коммунальных услуг были приложены к указанным возражениям.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии информацией, имеющейся в реестре лицензий Ростовской области, приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 159-Л от 31.01.2019 ООО "Жилищник" получило лицензию на управление МКД, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 15, указанная информация размещена на официальном сайте ГЖИ РО: https://gzhi.donland.ru/activity/2932/.
Таким образом, довод ГЖИ об отсутствии информации относительно исполнителя услуг в МКД по адресу: ул. Пушкинская, 15 на момент проведения проверки (сентябрь 2019 г.) несостоятелен.
ГЖИ указывало, что непредставление данных о показаниях ОДПУ тепловой энергии управляющей компанией не освобождает исполнителя коммунальной услуги ООО "Ростовские тепловые сети" от обязанности производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, которые согласно требованиям п.п. "е" п. 31 Правил исполнитель коммунальной услуги ООО "Ростовские тепловые сети" обязан снимать в период 23-го по 25-го число текущего месяца".
Однако, в п.п. "е" п. 31 Правил указано, что Исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет".
Из буквального толкования указанной нормы следует, что при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель коммунальных услуг обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а ООО "Ростовские тепловые сети" обязано принимать не позднее 26-го числа текущего месяца, показания прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и использовать их при расчете размера платы.
Таким образом, именно на управляющую компанию возложена обязанность по снятию показаний, а на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность только по приему показаний прибора учета.
Кроме того, 11.11.2019 ООО "Ростовские тепловые сети" в адрес ООО "Жилищник" и ООО "ЖКХ Ленинского района" направлены письма исх. 02.43-4126 и исх. 02.43-4128 о предоставлении отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за спорные периоды. Также исх. 02.43-4125 и исх. 02.43-4127 в адрес ООО "Жилищник" и ООО "ЖКХ Ленинского района" направлены письма о предоставлении 15.11.2019 доступа сотрудникам ООО "Ростовские тепловые сети" для снятия показаний.
15.11.2019 сотрудником ООО "Ростовские тепловые сети" и директором ООО "Эталон" составлен акт в свободной форме об отказе управляющей компании в предоставлении доступа к ОДПУ.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования заявителя к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании недействительным предписания N 3698 от 25.09.2019 подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.01.2020 по делу N А53-38546/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38546/2019
Истец: ООО "РОСТОВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ