город Томск |
|
8 июля 2020 г. |
Дело N А45-42132/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Городские газовые сети" (07ап-4439/20) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.03.2020 по делу N А45-42132/2019, по заявлению открытого акционерного общества "Городские газовые сети", г. Новосибирск к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск о признании незаконным предписания от 17.09.2019 N 38,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Корнилова О.В., представитель по доверенности от 12.01.2020, паспорт;
от заинтересованного лица: Ветчинова Ю.С., представитель по доверенности от 09.01.2020, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Городские газовые сети" (далее - заявитель, ОАО "ГГС", общество) с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - заинтересованного лицо, Департамент) о признании незаконным предписания от 17.09.2019 N 38.
Решением суда от 18.03.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Департамент в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением гражданина, на основании приказа руководителя Департамента от 20.08.2019 N 38 в отношении ОАО "ГГС" в период с 21.08.2019 по 17.09.2019 была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой было установлено, что обществом не размещена достоверная и в полном объеме соответствующая требованиями пунктов 15- 17(1) Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 872, следующая информация, подлежащая раскрытию по итогам 2 и 3 кварталов 2018 года: - о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам для целей определения возможности технологического присоединения к эксплуатируемым ОАО "ГГС" газораспределительным сетям (ГРС) по каждой ГРС отдельно (в том числе о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газораспределительной системы, об изменении показателей, влияющих на наличие (отсутствие) указанной технической возможности); - о регистрации и ходе реализации ОАО "ГГС" заявок о предоставлении технических условий и запросов о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к ГРС, в том числе о количестве отклоненных заявок и запросов с указанием причин их отклонения.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля" Департаментом обществу было выдано предписание от 17.09.2019 N 38 (далее - предписание), в соответствии с пунктом 1 которого было предписано в срок до 10 октября 2019 года разместить в разделе "Раскрытие информации" сайта ОАО "ГГС" вышеуказанную достоверную и в полном объеме соответствующую требованиям пунктов 15-17(1) Стандартов N 872 и Приказа ФАС России от 07.04.2014 N 231/14 (далее - Приказ N 231/14) информацию за второй и третий кварталы 2018 года.
Полагая, что предписание является необоснованным, нарушает права и законные интересы общества, ОАО "ГГС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности факта нарушения требований Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 872, и наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 10.12.2009 N 438-э ОАО "Городские газовые сети", осуществляющее деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам".
Приказами ФСТ России от 24.06.2015 N 244-э/2, ФАС России от 01.07.2019 N 886/19 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "ГГС" на территории Новосибирской области.
Таким образом, общество является субъектом естественной монополии в сфере транспортировки газа.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, в числе другой, относятся и следующие сведения: сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также - регулируемые товары (работы, услуги); сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг).
В силу части 1 статьи 8.1 Закона N 147-ФЗ стандарты раскрытия информации должны обеспечивать: доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети "Интернет"; прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг); открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий; публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность); неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам); публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" (далее - Стандарты) субъекты естественных монополий, оказывающие услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, раскрывают информацию о регулируемой деятельности независимо от цели получения указанной информации.
В силу положений пункта 2 Стандартов под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от цели получения указанной информации.
Таким образом, у неограниченного круга лиц имеется право на получение информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от признания такового судом.
Формы раскрытия информации утверждены приказом ФАС России от 07.04.2014 N 231/14 "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" (далее - Приказ ФАС России), который действовал с 02.09.2014 по 02.02.2019, то есть в том числе и на момент совершения административного правонарушения, и приказом ФСТ России от 31.01.2011 N 36-э "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм" (далее - Приказ ФСТ России).
С 03.02.2019 формы раскрытия информации утверждены приказом ФАС России от 18.01.2019 N 38/19 "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм".
Заинтересованное лицо в рамках осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, руководствуясь Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и на основании Стандартов раскрытия информации, выявило отсутствие информации, подлежащей раскрытию субъектом естественной монополии в соответствии с формами, утвержденными Приказом ФАС России и Приказом ФСТ России.
Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий раскрывается информация, в том числе, путем опубликования на официальном сайте субъекта естественных монополий и (или) ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из предписания следует, что заявителю вменяется нарушение требований пунктов 15-16 Стандартов N 872, приложения N 2 к Приказу N 231/14.
В соответствии с пунктом 15 Стандарта N 872 информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам раскрывается с детализацией по зонам входа в газотранспортную систему и выхода из нее - для субъектов естественных монополий, для которых тариф на услуги по транспортировке газа по трубопроводам устанавливается с детализацией по зонам входа в газотранспортную систему и выхода из нее, определяемым на основании нормативных правовых актов. В случае если зона выхода из газотранспортной системы включает несколько газораспределительных станций, информация о наличии (отсутствии) технической возможности раскрывается по каждой газораспределительной станции отдельно.
Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам, в том числе о загрузке и наличии дефицита пропускной способности магистральных газопроводов, для целей определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям раскрывается субъектом естественной монополии по каждой газораспределительной станции отдельно. Наличие дефицита пропускной способности определяется на основании замеров максимального часового расхода газа в зимний период и проектной производительности газораспределительной станции (пункт 15 (1) Стандарта N 872).
Обязанность по раскрытию субъектами естественных монополий информации о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", предусмотрена пунктом 5 статьи 8 Закона N 147-ФЗ.
В силу пункта 5 статьи 8 Закона N 147-ФЗ, а также пункта 1 статьи 8.1 Закона N 147-ФЗ и пункта 11 Стандартов N 872 информацию "о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам" должен раскрывать каждый субъект естественных монополий, оказывающий услуги по транспортировке газа по трубопроводам; а не только те, которые оказывают услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам.
В целях реализации указанной обязанности для определения наличия (отсутствия) технической возможности подключения к сетям газораспределения пунктом 81(1) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения N 1314), предусмотрена обязанность каждой газораспределительной организации направлять в технологически связанные газораспределительные организации и газотранспортную организацию ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, информации с разбивкой по соответствующим технологически связанным объектам, а в отношении магистральных газопроводов - по каждой точке выхода из газотранспортной системы, с которой имеется технологическая связь: а) о количестве договоров о подключении и суммарном максимальном часовом расходе газа заявителей, максимальный часовой расход газа которых менее 300 куб. метров (с выделением объемов для бытовых нужд), раздельно по заключенным, расторгнутым договорам о подключении, а также по договорам, по которым осуществлено фактическое присоединение в истекшем квартале; б) о договорах о подключении заявителей с максимальным часовым расходом газа не менее 300 куб. метров, заключенных, расторгнутых и по которым осуществлено фактическое присоединение в истекшем квартале, с указанием реквизитов договора и максимального часового расхода газа.
Согласно разъяснениям ФАС России, данным в Письме от 27.03.2019 N АГ/24609/19, основанием для оценки наличия (отсутствия) технической возможности подключения должна быть информация, раскрытая газораспределительной организацией, в рамках исполнения требований Стандартов N 872.
В случае изменения показателей, влияющих на наличие (отсутствие) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам, в том числе связанных с изменением технических характеристик магистральных газопроводов или газораспределительных сетей и погодных условий, существенных колебаний температуры наружного воздуха по отношению к среднемноголетней, определяемой на основании статистических данных, такая информация раскрывается дополнительно. При этом, если в указанных случаях информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам приобретает неопределенный характер, информация раскрывается с указанием на ее неопределенность (пункт 16 Стандарта N 872).
Приложением N 2 к Приказу N 213/14 утверждена Форма "Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам и по газораспределительным сетям".
Таким образом, поскольку в качестве показателей, влияющих на наличие (отсутствие) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам, указанной нормой в том числе предусмотрены показатели, связанные с изменением технических характеристик не только магистральных газопроводов, но и газораспределительных сетей.
По убеждению заявителя, у него отсутствует обязанность по раскрытию информации, предусмотренной пунктами 15-16 Стандартов N 872, поскольку, как следует из содержания указанных пунктов, указанную информацию обязаны раскрывать только организации, оказывающие услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, а не организации, оказывающие услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, к которым относится ОАО "ГГС".
Между тем, как изложено ранее, информацию "о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам" должен раскрывать каждый субъект естественных монополий.
В целях совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности инфраструктуры газораспределительным сетям было принято постановление Правительства РФ от 30.01.2018 N 82 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры", которым были внесены изменения в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам.
Указанные изменения не исключили обязанность организаций, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, раскрывать соответствующую информацию, а дополнительно обязали организации, оказывающие услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, раскрывать в установленном порядке информацию о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам для определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям, при этом состав обязательно раскрываемой информации отличается от информации, которую обязаны публично раскрывать газораспределительные организации.
С 01.04.2018 состав раскрываемой информации изменен, в него включены сведения о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам, в том числе о загрузке и наличии дефицита пропускной способности магистральных газопроводов, для целей определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям отдельно по каждой газораспределительной станции.
Кроме того, подлежащая раскрытию информация об условиях, на которых осуществляется оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам и (или) подключение (технологическое присоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъекта естественных монополий, дополнена требованиями к содержанию запросов о предоставлении технических условий и заявок о подключении (технологическом присоединении) с указанием перечня необходимых для предоставления заявителем документов с целью подключения (технологического присоединения) к газораспределительной сети субъекта естественных монополий.
Из положений пункта 16 Стандартов N 872, предусматривающих дополнительную обязанность по раскрытию информации о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам в случаях изменения показателей, влияющих на наличие (отсутствие) указанной технической возможности, также следует, что информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам, предусмотренная пунктами 15 и 15(1) Стандартов N 872, должна раскрываться каждым субъектом естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа, поскольку в качестве показателей, влияющих на наличие (отсутствие) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам, указанной нормой в том числе предусмотрены показатели, связанные с изменением технических характеристик не только магистральных газопроводов, но и газораспределительных сетей.
После внесения изменений в пункт 15, введения пункта 15(1) в Стандарты N 872 постановлением Правительства РФ от 30.01.2018 N 82 приказом ФАС России от 18.01.2019 N 38/19 были утверждены новые формы раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в том числе Форма 6 "Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям".
Формой 5 утверждена "Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам для целей определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, до вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 82, что после, утвержденные уполномоченным органом формы раскрытия информации, предусмотренной Стандартами N 872, содержали в себе как информацию о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа, как по магистральным газопроводам, так и по газораспределительным сетям.
Позиция общества об обратном противоречит вышеизложенным нормам и основана на ином толковании норм права.
Довод ОАО "ГГС" об отсутствии у него обязанности раскрывать информацию, предусмотренную пунктами 17-17(1) Стандартов N 872 также приводился в суде первой инстанции, был оценен и исследован в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонен.
Пунктами 17-17(1) Стандартов N 872 предусмотрен перечень сведений, указываемых субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, при раскрытии информации, предусмотренной подпунктом "д" пункта 11 Стандартов N 872 - "о регистрации и ходе реализации заявок на доступ к услугам по транспортировке газа по трубопроводам и заявок на подключение (технологическое присоединение) к магистральному газопроводу (далее -заявки на подключение к магистральному газопроводу), а также запросов на предоставление технических условий на подключение (технологическое присоединение) строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к газораспределительным сетям (далее - запросы о предоставлении технических условий) и (или) заявок о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении к сети газораспределения, заявки о подключении (технологическом присоединении) субъектов естественных монополий",
Как ранее изложено, в силу пункта 5 статьи 8 Закона N 147-ФЗ, а также пункта 1 статьи 8.1 Закона N 147-ФЗ и пункта 11 Стандартов N 872 информацию "о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий", также как и информацию "о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам" должен раскрывать каждый субъект естественных монополий, оказывающий услуги по транспортировке газа по трубопроводам; а не только те, которые оказывают услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам.
Кроме того, из положений подпункта "в" пункта 17(1) Стандартов N 872, однозначно следует, что сведения, указанные в пункте 17(1) Стандартов N 872, должны раскрывать именно организации, оказывающие услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, к которым относится ОАО "ГГС".
Указанной нормой предусмотрена обязанность указания сведений о количестве заключенных договоров о подключении к сети газораспределения, содержащих сведений о максимальном расходе газа присоединяемого газоиспользующего оборудования.
Также, что одной из основных целей раскрытия субъектами естественных монополий информации о своей деятельности является необходимость обеспечения защиты прав потребителей товаров (работ, услуг) естественных монополий.
Соответственно, учитывая то обстоятельство, что потребитель услуг естественных монополий, оказывающих услуг по транспортировке газа по трубопроводам, не располагает информацией о том, владеет ли указанный субъект естественных монополий только магистральными газопроводами, либо только газораспределительными сетями, либо и теми и другими вместе; в целях обеспечения прозрачности деятельности, открытости регулирования и защиты интересов потребителей каждый из субъектов естественных монополий, независимо от того, с использованием каких трубопроводов (магистральных газопроводов и (или), газораспределительных сетей) он оказывает услуги по транспортировке газа; обязан раскрывать информацию, предусмотренную пунктом 11 Стандартов N 872 и соответствующими пунктами 13-29 Стандартов N 872. И в тех случаях, когда у субъекта естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по трубопроводам, отсутствует та или иная информация, предусмотренная указанными положениями Стандартов N 872; для реализации целей раскрытия информации, предусмотренных пунктом 5 статьи 8 Закона N 147-ФЗ, субъект естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по трубопроводам, обязан указать об ее отсутствии, раскрыв информацию способами, предусмотренным Стандартом N 872.
Довод ОАО "ГГС" о том, что формы Приказа N 231/14 предусматривают исключительно раскрытие информации в отношении доступа к услугам по транспортировке газа, а не к услугам подключения (присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, судом правомерно отклонены, поскольку в пункте 15(1) Стандартов N 872 указано, что информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа раскрывается для целей определения возможности технологического присоединения. Кроме того, как следует из понятия "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения", приведенного в Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, подключение осуществляется в целях обеспечения возможности подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Согласно пункту 74(1) названных Правил подключения N 1314 исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Таким образом, информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа раскрывается регулируемой организацией в соответствии со Стандартами N 872 по утвержденным Приказом N 231/14 формам 1 и 2, содержащим сведения о загрузке сетей газораспределения, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, именно в целях определения наличия (отсутствия) технической возможности подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, соответственно, при раскрытии информации по формам 3а, 3б, 3в, 4а, 46, 4в Приказа N 231/14 регулируемая организация обязана указывать, в том числе и информацию по заявкам на подключение.
Ссылка общества на неправомерное указание в предписании о необходимости раскрытия информации по Формам 4а, 46, 4в Приказа N 231/14 за 2 и 3 кварталы 2018 года, тогда как Приказом N 231/14 установлена ежегодная периодичность раскрытия информации по указанным формам, также правомерно отклонена, поскольку, как было установлено в ходе проверки, именно ОАО "ГГС" опубликовывало на своем сайте информацию по формам 4а, 4б, 4в в нарушение сроков, установленных Приказом N 231/14, ежеквартально за 2 и 3 кварталы 2018 года, указав в них недостоверную информацию, в связи с чем Департамент обоснованно предписал устранить нарушение - включить в указанную форму достоверную информацию.
То обстоятельство, что ФАС России не внесло соответствующих изменений в формы раскрытия информации 3а, 3б, 3в, 4а, 4б, 4в, разработанные ФАС России и утвержденные Приказом N 231/14 в целях реализации прежней редакции подпункта д) пункта 11 и пункта 17 Стандартов N 872, не освобождает регулируемую организацию от обязанности раскрывать информацию в соответствии - с требованиями новой редакции подпункта д) пункта 11 и соответствующих пунктов 17 и 17(1) Стандартов N 872. При этом, в отсутствие утвержденной формы регулируемая организация указанную информацию может раскрывать в произвольной форме. Из пояснений Департамента следует, что ранее ОАО "ГГС" раскрывало информацию "о выданных технических условиях на газификацию" и "о согласовании проектов" на своем сайте в самостоятельно разработанной форме "Раскрытие ПТО за квартал".
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не правильно применены нормы материального права, не нашли своего подтверждения.
Довод общества о неисполнимости предписания подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку судом при рассмотрении дела таких признаков не выявлено, из материалов дела не усматривается.
В оспариваемом ненормативном акте указано на выявленные нарушения, ссылки на нарушенные нормы права, допущенное сокращение - ГРС, исходя из содержания предписания, очевидно свидетельствует о том, что речь идет именно о газораспределительных сетях, предписание является доступным по содержанию для понимания, направленным на устранение выявленных нарушений обязательных требований законодательства о газоснабжении.
Помимо изложенного, суд первой инстанции правильно отметил, что в случае неясности или невозможности выполнения предписания в установленный срок заявитель имел возможность обратиться с заявлением о разъяснении способа исполнения предписания, продлении срока исполнения. Однако доказательств обращения заявителя в Департамент по указанному вопросу материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
Оценивая доводы заявителя, апелляционный суд отклоняет их, так как они не обоснованы заявителем со ссылками на конкретные обстоятельства, требующие проверки и оценки, не подтверждены соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами, в связи, с чем данные утверждения апеллянта сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у заинтересованного лица имелись все основания для вынесения оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества являются обоснованными. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.03.2020 по делу N А45-42132/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Городские газовые сети" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Городские газовые сети" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 02.06.2020 N 10683.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-42132/2019
Истец: ОАО "Городские газовые сети"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТАРИФАМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ