Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 октября 2020 г. N Ф05-16666/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
7 июля 2020 г. |
дело N А40-313898/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи О.С. Сумина, Д.Е. Лепихин,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И. Любимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Геомаш-Центр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2020
по делу N А40-313898/19
по заявлению ООО "Геомаш-Центр" (ОГРН 1157746557649)
к ИФНС России N 31 по г. Москве (ОГРН 1047731038882)
о признании незаконными действий;
от заявителя - Тесленко А.Н. по доверенности от 19.06.2018;
от заинтересованного лица - Ионов Д.А. по доверенности от 27.01.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2020 в удовлетворении заявленных ООО "Геомаш-Центр" требований о признании незаконными действий ИФНС России N 31 по г. Москве, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители лиц, участвующие в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований, ООО "Геомаш-Центр" указывает, что 19.09.2019 и 20.09.2019 сотрудники ИФНС России N 31 по г. Москве совместно с сотрудниками органов внутренних дел, по мнению заявителя, незаконно проникли на территорию заявителя по адресу: Москва, улица Кунцевская, дом 9, корп. 2, и осуществили незаконные действия.
На указанные действия сотрудников ИФНС N 31 по г. Москве заявителем в УФНС России по г. Москве подана жалоба.
УФНС России по г. Москве решением N 21-19/230117 от 15.10.2019 жалоба оставлена без удовлетворения.
Посчитав указанные действия инспекции незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Общество ссылается на то, что 19.09.2019 и 20.09.2019 инспекция не вправе осуществлять в отношении заявителя мероприятия налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки самостоятельно и совместно с сотрудниками органов внутренних дел, поскольку выездная налоговая проверка считалась приостановленной.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции, исходя из положений подп. 1 п. 9 ст. 89, п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 26 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, приходит к выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа осуществлялись в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Согласно п. 6 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
В силу п. 12 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки в т.ч. для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
В соответствии с п. 12 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны обеспечить возможность ознакомления должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ИФНС России N 31 по г. Москве на основании решения N 21/188 от 26.06.2019 проводится комплексная выездная налоговая проверка ООО "Геомаш-Центр" по вопросам правильности исчисления, а также своевременности и полноты уплаты налогов и сборов за 2016 - 2018 годы.
Указанное решение о проведении выездной налоговой проверки 02.07.2019 вручено представителю ООО "Геомаш-Центр".
Согласно материалам дела, инспекцией принято решение N 21/204 от 04.07.2019 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении ООО "Геомаш-Центр". возобновлена решением N 21/188 от 12.08.2019.
23.08.2019 ИФНС России N 31 по г. Москве принято решение N 21/244 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении ООО "Геомаш-Центр" возобновлена решением N 21/260 от 19.09.2019, которое направлено по почте в адрес ООО "Геомаш-Центр" заказным письмом с описью вложения 19.09.2019, что подтверждается квитанцией с почтовым идентификатором 12161539010252.
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговым органам в силу подп. 1 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В ходе проведения выездной налоговой проверки 02.07.2019 уполномоченному представителю заявителя на основании ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации вручены требования о предоставлении документов и информации от 28.06.2019 N 21/75818, N 21/75819, N 21/75810, N 21/75812, N 21/75811, N 21/75813, N 21/75814, N21/75815, N21/75817, N21/75816.
Указанные требования 31.07.2019 исполнены частично: по почте представлена часть истребованных документов.
По требованиям от 28.06.2019 N 21/75810, N 21/75811, N 21/75813, N 21/75814, N 21/75815, N 21/75817 документы и информация в установленный законом срок не представлены, в связи с чем инспекцией на основании ст. ст. 28.1, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждены административные дела N 21/111, N 21/112, N 21/113, N 21/114, N 21/115, N 21/116 в отношении генерального директора общества по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных положением ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определения о возбуждении дел об административных правонарушениях, определения о проведении административных расследований по возбужденным по признакам совершения административных правонарушений, а также уведомления о явке для составления протоколов об административном правонарушении в соответствии со ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 01.08.2019 направлены ценным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении по адресу регистрации генерального директора общества.
Инспекцией по адресу регистрации генерального директора общества 01.08.2019 направлена телеграмма о необходимости явки в инспекцию для составления протоколов об административном правонарушении по ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По состоянию на 30.08.2019 генеральный директор общества в инспекцию не явился, ходатайства о переносе даты и времени составления протоколов об административном правонарушении по ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не заявлено.
На основании изложенного 30.08.2019 инспекцией вынесены определения о продлении сроков проведения административных расследований по делам об административных правонарушениях N 21/111, N 21/112, N 21/113, N 21/114, N 21/115, N 21/116 в отношении генерального директора общества, которые 30.08.2019 направлены ценным почтовым отправлением по адресу регистрации генерального директора общества.
02.09.2019 по адресу регистрации генерального директора общества направлена телеграмма о необходимости явки в инспекцию для составления протоколов об административном правонарушении по ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
30.08.2019 инспекцией вынесены определения N 21/111, N 21/112, N 21/113, N 21/114, N 21/115, N 21/116 о доставлении генерального директора общества в служебное помещение органов внутренних дел, с целью осуществления процессуальных мероприятий и действий, в том числе по составлению протоколов об административных правонарушениях.
По состоянию на 17.09.2019 генеральный директор общества явку в инспекцию не обеспечил, ходатайства о переносе даты и времени составления протоколов об административном правонарушении не представил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления 18.09.2019 инспекцией в соответствии со ст. ст. 27.1, 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определения от 30.08.2019 N 21/111, N 21/112, N 21/113, N 21/114, N 21/115, N 21/116 о доставлении генерального директора общества в ОМВД России по району Кунцево с целью оказания содействия налоговому органу в установлении фактического места нахождения лица, совершившего административные правонарушения, а также осуществлению мероприятий по административному доставлению по месту фактического нахождения лица, совершившего административные правонарушения в органы МВД России.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 Налогового кодекса Российской Федерации, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
В соответствии с положениями ст. 91 Налогового кодекса Российской Федерации, должностным лицам налогового органа, непосредственно осуществляющих выездную налоговую проверку, представлено право беспрепятственного доступа на территорию или в помещения проверяемого налогоплательщика при предъявлении соответствующими лицами служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки.
Согласно ст. 3.1 Закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговым органам предоставляется право в целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона от 21.03.1991 N 943-1 предоставляет налоговым органам право обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.
В силу ст. 5 Закона от 21.03.1991 N 943-1 органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных указанным законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.
Выездная налоговая проверка налогоплательщика возобновлена решением ИФНС России N 31 по г. Москве от 19.09.2019 N 21/260.
Должностными лицами налогового органа совместно с сотрудниками ОМВД России по району Кунцево, привлеченными в соответствии с положением совместного Приказа N 495/ММ-7-2-347 от 30.06.2009 МВД РФ/ФНС РФ 19.09.2019 и 20.09.2019 предприняты меры по вручению уведомления о явке для составления протоколов об административном правонарушении по ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральному директору общества по месту нахождения ООО "Геомаш-Центр" (Москва, ул. Кунцевская, д. 9 корп. 2), где располагается рабочее место генерального директора. Вручить указанные документы не представилось возможным в связи с отсутствием на рабочем месте генерального директора, а также уполномоченного представителя в офисе организации.
Таким образом, допуск должностных лиц ИФНС России N 31 по г. Москве и сотрудников органов внутренних дел на территорию офиса общества при проведении выездной налоговой проверки соответствует законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из совокупности установленных фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений прав налогоплательщика оспариваемыми действиями органа налогового контроля.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2020 по делу N А40-313898/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-313898/2019
Истец: ООО "ГЕОМАШ-ЦЕНТР"
Ответчик: ИФНС N31 по г. Москве