г. Ессентуки |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А61-5704/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Калугиной У.В., при участии в судебном заседании представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз "Ногир" Халлаева Т.Р. (доверенность от 09.01.2018), представителей Администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район РСО-Алания Хугаевой Ф.А. (доверенность от 05.06.2020), Агузаровой Л.А. (доверенность от 15.11.2019), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район РСО-Алания (ОГРН 1021500003337, ИНН 1512004507) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.03.2020 по делу N А61-5704/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания обратился сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз "Ногир" (далее - истец, кооператив, СПК Колхоз "Ногир") с исковыми требованиями к Администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район РСО-Алания (далее - ответчик, Администрация, АМС МО Пригородный район) об определении условий соглашений к договору аренды земельного участка от 03.06.2014 N 2067 и к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 в редакции арендатора, а именно:
- пункт 2.1 соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 определить в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за аренду участка составляет с 17.07.2019 - 0,3% от кадастровой стоимости участка, определяемой в предусмотренном законом порядке";
- пункт 2.2 соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 определить в следующей редакции: "Арендная плата за земельный участок, указанный в п.1.1, вносится арендатором ежеквартально равными частями от исчисленной в порядке, указанном в п.2.1 годовой суммы арендной платы, до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за IV квартал - не позднее 31 декабря текущего года путем перечисления на счет:... (далее по тексту соглашения)";
Решением суда пункт 2.1 соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 определен в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за аренду участка составляет с 17.07.2019 - 0,6% от кадастровой стоимости участка, определяемой в предусмотренном законом порядке".
Пункт 2.2 соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 определить в следующей редакции: "Арендная плата за земельный участок, указанный в п.1.1, вносится арендатором ежеквартально равными частями от исчисленной в порядке, указанном в п.2.1 годовой суммы арендной платы, до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за IV квартал - не позднее 31 декабря текущего года путем перечисления на счет:... (далее по тексту соглашения)".
Производство по делу прекращено в части требований об определении судом условий пунктов 2.1 и 2.2 соглашения от 24.09.2019 к договору аренды N 2067 от 03.06.2014, заключенному между АМС муниципального образования Пригородный район и СПК "Колхоз "Ногир".
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменений.
В судебном заседании представители истца и ответчика озвучили свои правовые позиции по рассматриваемой апелляционной жалобе, одновременно дали пояснения по обстоятельствам спора.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Данные обстоятельства не лишают суд возможности в порядке ст. 156 АПК РФ рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что на основании постановления АМС МО Пригородный район РСО-Алания N 1167 от 20.10.2014 СПК Колхоз "Ногир" было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельным участком с КН 15:08:0000000:2337, расположенным в РСО-Алания, Пригородный район, западнее с.Ногир, площадью 1273,7053га из земель сельскохозяйственного назначения. Договор аренды земельного участка N 2447 был заключен сторонами 21.10.2014 сроком на 25 лет - до 20.10.2039 (л.д.31-34). Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке (номер регистрации 15015-08/170/2014-469 от 07.11.2014).
Актами приема-передачи от 21.10.2014 земельный участок передан истцу (л.д.38).
Истцу направлен проект соглашения от 24.09.2019 к договору аренды N 2447 от 21.10.2014, который предусматривал изменения в части размера земельных участков и в части размера и порядка исчисления размера арендной платы (л.д.40-43).
Ответчик исходил из того, что по постановлению Правительства РСО-Алания N 15 от 25.01.2019 "О внесении изменений в Постановление Правительства РСО-Алания от 15.03.2016 N 79 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности РСО-Алания, а также за неразграниченные земельные участки, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания и предоставляемые без торгов" годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле Аг = Ск х К, где Аг - годовой размер арендной платы, Ск - кадастровая стоимость земельного участка, К-коэффициент (в процентах) к кадастровой стоимости земельного участка.
Проект соглашения был подписан истцом, но с протоколом разногласий от 07.10.2019, в котором указанно, что пунктом 2.1 Соглашения должно быть установлено, что размер арендной платы за аренду участка составляет 0,3% от кадастровой стоимости участка, определяемой в предусмотренном законом порядке (л.д.48).
Администрация письмом от 22.10.2019 за N 4145/03-10 сообщило истцу об отклонении протокола разногласий по договору N 2447 от 21.10.2014 и об отказе в заключении договора аренды на предложенных условиях, сославшись на то, что в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N137- ФЗ) льготная ставка арендной платы не распространяется на лиц, не переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды (л.д.51), в отношении проекта разногласий по договору N 486 от 21.05.2014.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с исковым заявлением.
Руководствуясь: п.1 ст. 606, п.1 ст.614, п.2 ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 39.7, ст. 65, ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, рассматривая требования кооператива, пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012. В действующей с 01.03.2015 редакции указанного пункта статьи 3 Закона N137-ФЗ закреплено аналогичное правило.
В случае переоформления в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Установленная льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды.
При отсутствии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, плата за пользование таким участком до 01.03.2015 подлежала определению по правилам абзаца пятого пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (действовавшего до 01.03.2015), с 01.03.2015 - по правилам, установленным пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.
Так как истец не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и не обратился до 01.07.2012 с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, данное право не переоформил, размер платы за пользование участком, право государственной собственности, на который не разграничено, подлежит определению на основании действовавших в спорный период нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания об установлении арендной платы.
Суд первой инстанцией правомерно сделал вывод об отсутствии оснований для применения СПК "Колхоз "Ногир" льготной ставки арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости, предусмотренной абзацем 6 Основных принципов для землепользователей, осуществляющих социально значимые виды деятельности, посредством установления для них размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
Действующим законодательством не установлен порядок, критерии отнесения того или иного вида деятельности к социально значимому, а также не определен перечень юридических или физических лиц, занятых осуществлением такой деятельности. Доказательств того, что производство сельскохозяйственной продукции отнесено законодательством Республики Северная Осетия-Алания к социально-значимым видам деятельности, истцом также не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Указанные положения Гражданского кодекса РФ применимы также при передаче суду разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения об изменении и/или о дополнении условий ранее заключенного договора (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2015 Ф08-9547/15 по делу N А53-26900/2014).
Из положений Постановления от 15.05.2007 N 1340/07 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что, разрешая переданный по соглашению сторон спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд должен определить в решении и отразить в его резолютивной части, в какой редакции действуют те условия договора, по которым у сторон возник спор.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Договором аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 предусмотрено, что он заключен на основании постановления АМС Пригородного района от 20.10.2014 N 1167 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды, следовательно, заключение данного договора было обязательным для обеих сторон.
Согласно пункту 1.1 договора, а также сведениям, содержащимся в ЕГРН, Земельный участок с кадастровым N 15:08:0000000:2337, являющийся предметом договора аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (пашня), государственная собственность на которые не разграничена, и предоставлен арендатору для сельскохозяйственного производства.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ установлено, что, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На основании подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям.
Следовательно, ввиду того, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды от 21.10.2014 N 2447, ранее находился в постоянном (бессрочном) пользовании истца и был предоставлен СПК "Колхоз "Ногир" в аренду без проведения торгов, размер арендной платы устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.01.2019 N 15 (далее - Постановление N 15) внесены изменения в ранее принятое Постановление от 15.03.2016 N 79 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Республики Северная Осетия-Алания, а также за неразграниченные земельные участки, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания и предоставляемые без торгов", согласно которым ставка годовой арендной платы за пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения (вид угодий - пашня) кадастровой стоимостью 8,6-9,5 руб. за 1кв.м. исчисляется в размере 3,66% от кадастровой стоимости таких участков.
В проекте соглашения от 24.09.2019 администрацией предложен размер арендной платы в сумме 4 330 776,68 руб. в год и рассчитан с учетом указанной ставки, установленной Постановлением N 15 за пользование земельными участками, а также соответствующей кадастровой стоимости, категории земель и вида сельскохозяйственных угодий.
В силу абзаца 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ по вопросам, возникающим в судебной практике, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ 26.06.2015 (вопрос N 7), Постановление Правительства РФ N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ установлена предельная ставка земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земли в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, предельный размер арендной платы за пользование такими земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, составляет 0,6% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в том числе и по мотивам несоответствия Основным принципам.
Суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков (ст. 12 Гражданского кодекса РФ и ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В Постановлении N 15 Правительства РСО-Алания установлены ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, дифференцированные только по видам сельскохозяйственных угодий, величине кадастровой стоимости и административно-территориальном расположении без указаний о специальном порядке определения размера арендной платы для землепользователей, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды, что не соответствует императивной норме права, имеющей большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (Определении Верховного Суда РФ от 23 октября 2017 г. N 305-ЭС17- 6961).
Судом верно указано, что императивной нормой права в данном случае является абзац 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, согласно которому размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков, т.е. не может быть больше 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции и считает, что частичное удовлетворение исковых требований является правомерным.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.03.2020 по делу N А61-5704/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5704/2019
Истец: СПК "Колхоз "Ногир"
Ответчик: АМС МО Пригородного района РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7628/20
30.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1437/20
06.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5704/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5704/19