г. Краснодар |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А61-5704/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от истца - сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз "Ногир" (ИНН 1512016083, ОГРН 1111512000687) - Халлаева Т.Р. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие ответчика - администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1512004507, ОГРН 1021500003337), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А61-5704/2019, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз "Ногир" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд к администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация) с иском об определении условий соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 в редакции арендатора, а именно:
- пункт 2.1 соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 определить в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за аренду участка составляет с 17.07.2019 - 0,3% от кадастровой стоимости участка, определяемой в предусмотренном законом порядке";
- пункт 2.2 соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 определить в следующей редакции: "Арендная плата за земельный участок, указанный в пункте 1.1, вносится арендатором ежеквартально равными частями от исчисленной в порядке, указанном в пункте 2.1 годовой суммы арендной платы, до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за IV квартал - не позднее 31 декабря текущего года путем перечисления на счет:... (далее по тексту соглашения)" (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Иск основан на положениях статей 446, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Также кооператив ссылается на Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и подпункт "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление N 582). Требования мотивированы тем, что для землепользователей, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды, не установлено ограничение в применение пункта 2 статьи Закона N 137-ФЗ в зависимости от времени такого переоформления. Размер арендной платы не может превышать более чем в два раза размер земельного налога, предельная ставка которого составляет 0,3% от кадастровой стоимости земли в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.03.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020, иск удовлетворен частично. Пункт 2.1 соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 определен в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за аренду участка составляет с 17.07.2019 - 0,6% от кадастровой стоимости участка, определяемой в предусмотренном законом порядке". Пункт 2.2 соглашения к договору аренды земельного участка от 21.10.2014 N 2447 определить в следующей редакции: "Арендная плата за земельный участок, указанный в пункте 1.1, вносится арендатором ежеквартально равными частями от исчисленной в порядке, указанном в пункте 2.1 годовой суммы арендной платы, до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за IV квартал - не позднее 31 декабря текущего года путем перечисления на счет:... (далее по тексту соглашения)".
Суды установили, что на основании постановления администрации от 20.10.2014 N 1164 кооперативу переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельным участком с кадастровым номером 15:08:0000000:2337, расположенным в Республике Северная Осетия-Алания, Пригородный район, западнее с. Ногир, площадью 1273,7053 га из земель сельскохозяйственного назначения. Договор аренды земельного участка N 2447 заключен сторонами 21.10.2014 сроком на 25 лет - до 20.10.2039. Договор прошел процедуру государственной регистрации (номер регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 15015-08/170/2014-469 от 07.11.2014). Актом приема-передачи от 21.10.2014 земельный участок передан кооперативу. Администрация направила кооперативу проект дополнительного соглашения от 24.09.2019 к договору от 21.10.2014 N 2447, предусматривающего изменения в части размера земельных участков, размера и порядка исчисления арендной платы. Администрация руководствовалась постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.01.2019 N 15 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.03.2016 N 79 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Республики Северная Осетия-Алания, а также за неразграниченные земельные участки, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания и предоставляемые без торгов"" (далее - постановление N 15). Администрация рассчитала годовой размер арендной платы путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент (в процентах от кадастровой стоимости участка). Проект соглашения подписан кооперативом с протоколом разногласий от 07.10.2019, согласно которому размер арендной платы за участок составляет 0,3% от его кадастровой стоимости, определяемой в предусмотренном законом порядке (пункт 2.1). Администрация письмом от 22.10.2019 за N 4145/03-10 сообщила об отклонении протокола разногласий по договору от 21.10.2014 N 2447, указав, что в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ льготная ставка арендной платы не распространяется на лиц, не переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. В связи с тем, что стороны не урегулированы разногласия по дополнительному соглашению к договору аренды, кооператив передал данные разногласия на разрешение арбитражного суда. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 445, 446, 606, 614 Гражданского кодекса, статей 39.6, 39.7, 65 Земельного кодекса и нормами статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Также судами учтены Основные принципы определения арендной платы, утвержденные постановлением N 582, которые являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Судебные инстанции установили, что договор аренды от 21.10.2014 N 2447 заключен сторонами во исполнение постановления администрации от 20.10.2014 N 1167 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды кооператива, следовательно, заключение данного договора было обязательным для сторон. Кооператив в срок до 01.07.2012 не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, поэтому размер платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 15:08:0000000:2337, право государственной собственности на который не разграничено, подлежит определению на основании действующих нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания. Суды не нашли оснований для применения к кооперативу льготной ставки арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости, предусмотренной абзацем шестым Основных принципов арендной платы, утвержденных постановлением N 582, для землепользователей, осуществляющих социально значимые виды деятельности, посредством установления для них размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога. Федеральным законодательством не установлен порядок, критерии отнесения того или иного вида деятельности к социально значимому, а также не определен перечень юридических или физических лиц, занятых осуществлением такой деятельности. Доказательств того, что производство сельскохозяйственной продукции отнесено законодательством Республики Северная Осетия-Алания к социально-значимым видам деятельности, в материалы дела также не представлено. Администрацией в проекте дополнительного соглашения от 24.09.2019 указана годовая арендная плата в размере 4 330 776 рублей 68 копеек, которая рассчитана исходя из ставки 3,66% от кадастровой стоимости участка, установленной постановлением N 15 за пользование земельными участками, а также соответствующей кадастровой стоимости, категории земель и вида сельскохозяйственных угодий. В постановлении N 15 установлены ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, дифференцированные по видам сельскохозяйственных угодий, величине кадастровой стоимости и административно-территориальному расположению участков без указания о порядке определения размера арендной платы для землепользователей, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды. В силу абзаца пятого Основных принципов арендной платы, утвержденных постановлением N 582, размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких участков. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлена предельная ставка земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земли в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Предельный размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 15:08:0000000:2337, арендуемым кооперативом, ранее переоформившим право постоянного (бессрочного) пользования, составляет 0,6% от его кадастровой стоимости (двойную ставку земельного налога). Учитывая, что суд не может отказать в иске и в том случае, когда предложенные сторонами редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства (в такой ситуации спорное условие определяется судом в соответствии с нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения), судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами первой и апелляционной инстанций норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора не учли, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. По смыслу статьи 424 Гражданского кодекса, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять другую арендную плату. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. Расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 15:08:0000000:2337 произведен в соответствии с методикой, установленной действующим постановлением N 15. С требованием о признании незаконным указанного нормативного правового акта кооператив в суд не обращался.
От кооператива в суд округа поступил (направлен 01.10.2020 в электронном виде) отзыв на жалобу администрации.
По правилам части 1 статьи 279 Кодекса лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд. К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания (часть 2 статьи 279 Кодекса).
Судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы администрации назначено на 06.10.2020, которой отзыв кооперативом не направлялся (соответствующие доказательства к указанному документу не приложены). Представитель истца в судебном заседании подтвердил, что не направлял отзыв ответчику. Поскольку кооперативом нарушены требования статьи 279 Кодекса о заблаговременном направлении копий отзыва иным лицам, участвующим в деле, обеспечивающем возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания, поступивший отзыв окружным судом не принимается и при рассмотрении кассационной жалобы администрации не учитывается.
В судебном заседании представитель кооператива возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению истца, к правоотношениям сторон подлежат применению не нормы постановления N 15, а абзац пятый Основных принципов арендной платы, утвержденных постановлением N 582. В нем закреплено, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких участков. Материалы дела подтверждают, что за земельный участок с кадастровым номером 15:08:0000000:2337 предоставлен кооперативу в аренду в порядке переоформления ранее существовавшего у него права постоянного (бессрочного) пользования.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя кооператива, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации от 20.10.2014 N 1164 кооперативу переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельным участком с кадастровым номером 15:08:0000000:2337, расположенным в Республике Северная Осетия-Алания, Пригородный район, западнее с. Ногир, площадью 1273,7053 га из земель сельскохозяйственного назначения.
Во исполнение постановления от 20.10.2014 N 1164 сторонами заключен договор аренды от 21.10.2014 N 2447 земельного участка с кадастровым номером 15:08:0000000:2337 на срок до 20.10.2039, который прошел процедуру государственной регистрации (номер в ЕГРН - 15015-08/170/2014-469 от 07.11.2014).
По акту от 21.10.2014 земельный участок с кадастровым номером 15:08:0000000:2337 передан кооперативу.
Администрация направила кооперативу проект дополнительного соглашения от 24.09.2019 к договору от 21.10.2014 N 2447, предусматривающего изменения в части размера земельных участков, а также размера и порядка исчисления арендной платы. Администрация руководствовалась постановлением N 15 и рассчитала годовой размер арендной платы путем умножения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:08:0000000:2337 на коэффициент (в процентах от кадастровой стоимости участка).
Проект дополнительного соглашения подписан кооперативом с протоколом разногласий от 07.10.2019, согласно которому размер арендной платы за участок составляет 0,3% от его кадастровой стоимости, определяемой в предусмотренном законом порядке (пункт 2.1).
Администрация письмом от 22.10.2019 за N 4145/03-10 сообщила об отклонении протокола разногласий по договору от 21.10.2014 N 2447, указав, что в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ льготная ставка арендной платы не распространяется на лиц, не переоформивших своевременно право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Поскольку стороны не урегулированы разногласия по дополнительному соглашению к договору аренды, кооператив передал возникшие разногласия на разрешение арбитражного суда.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса).
В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса закреплено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" содержатся следующие разъяснения. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку спорный земельный участок относятся к публичной собственности, арендная плата по договору, заключенному с кооперативом после введения в действие Земельного кодекса, носит регулируемый характер. При этом изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений.
В то же время стороны не лишены права требовать внесения в заключенный ими договор аренды изменений, обусловленных изменениями законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса).
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" указано следующее. Требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Основные принципы определения арендной платы установлены постановлением N 582, одним из которых является принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки. В соответствии с данным принципом размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких участков.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что кооператив в срок до 01.07.2012 не исполнил обязанность по переоформлению, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Вместе с тем, в постановлении N 15, которым администрация руководствовалась при оформлении дополнительного соглашения к договору аренды, не учтен специальный порядок определения размера арендной платы для землепользователей, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды. В отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, ставка земельного налога установлена в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. В силу абзаца пятого Основных принципов арендной платы, утвержденных постановлением N 582, размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких участков. Предельный размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 15:08:0000000:2337, арендуемым кооперативом, ранее переоформившим право постоянного (бессрочного) пользования, составляет 0,6% от его кадастровой стоимости (двойную ставку земельного налога). Учитывая, что суд не может отказать в иске и в том случае, когда предложенные сторонами редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства (в такой ситуации спорное условие определяется судом в соответствии с нормами законодательства, регулирующими спорное правоотношение), судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы администрации о необходимости руководствоваться при определении размера арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 15:08:0000000:2337 исключительно нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (постановлением N 15) подлежат отклонению. Эти доводы заявлены ответчиком без учета пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса и абзаца пятого Основных принципов арендной платы, утвержденных постановлением N 582. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении последними норм материального и процессуального права. Кооператив выводы судебных инстанций по существу спора поддерживает, решение и апелляционное постановление просит оставить без изменения.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А61-5704/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что кооператив в срок до 01.07.2012 не исполнил обязанность по переоформлению, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Вместе с тем, в постановлении N 15, которым администрация руководствовалась при оформлении дополнительного соглашения к договору аренды, не учтен специальный порядок определения размера арендной платы для землепользователей, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды. В отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, ставка земельного налога установлена в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. В силу абзаца пятого Основных принципов арендной платы, утвержденных постановлением N 582, размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких участков. Предельный размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 15:08:0000000:2337, арендуемым кооперативом, ранее переоформившим право постоянного (бессрочного) пользования, составляет 0,6% от его кадастровой стоимости (двойную ставку земельного налога). Учитывая, что суд не может отказать в иске и в том случае, когда предложенные сторонами редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства (в такой ситуации спорное условие определяется судом в соответствии с нормами законодательства, регулирующими спорное правоотношение), судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
...
Доводы кассационной жалобы администрации о необходимости руководствоваться при определении размера арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 15:08:0000000:2337 исключительно нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (постановлением N 15) подлежат отклонению. Эти доводы заявлены ответчиком без учета пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса и абзаца пятого Основных принципов арендной платы, утвержденных постановлением N 582. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении последними норм материального и процессуального права. Кооператив выводы судебных инстанций по существу спора поддерживает, решение и апелляционное постановление просит оставить без изменения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2020 г. N Ф08-7628/20 по делу N А61-5704/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7628/20
30.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1437/20
06.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5704/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5704/19