Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф08-8823/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2020 г. |
дело N А32-25693/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.01.2020 по делу N А32-25693/2019
по исковому заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
к обществу с ограниченной ответственностью "Русджам Стеклотара Холдинг",
при участии третьего лица: муниципального унитарного предприятия "Горкоммунхоз",
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - МРУ Росприроднадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Русджам Стеклотара Холдинг" (далее - ООО "РСХ", общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 532 097,6 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие "Горкоммунхоз" (далее - МУП "Горкоммунхоз").
Решением от 20.01.2020 суд отказал в удовлетворении требований управления.
Не согласившись с принятым судебным актом, МРУ Росприроднадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что не указание в актах выполненных работ по договору N 21 от 01.12.2015 конкретного вида отходов не может служить доказательством того, что строительные отходы не вывозились; кроме того, в договоре указан вид, класс, тип вывозимых отходов, следовательно, вывоз строительных отходов с территории юридического лица доказан документально. Кроме того, нормативами образования отходов и лимитов на их размещение N О132-П также были установлены лимиты на размещение отходов, образующихся у ответчика с указанием места размещения; из вышеизложенного следует, что ООО "РСХ" передавал МУП "Горкоммунхоз" строительные отходы, т.к. отходы производства и потребления размещались на полигоне ООО "Терра-Н".
ООО "РСХ" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи ООО "РСХ" представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
При проведении контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что ООО "РСХ" плата за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" 4 класса опасности не внесена с учетом всего объема образуемого в 2017 году отхода, а так же пятикратного повышающего коэффициента.
Между ООО "РСХ" (заказчик) и МУП "Горкоммунхоз" (исполнитель) заключен договор от 01.12.2015 N 21, согласно которому исполнитель обязуется своими силами вывозить отходы, относящиеся к 4-5 классу опасности (далее по тексту строительные отходы, отходы) с территории заказчика, а заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и сроки, указанные в настоящем договоре.
Согласно пункту 9.5 договора, срок действия договора с 01.12.2015 по 31.12.2015.
31.12.2016 дополнительным соглашением N 1 к договору от 01.12.2015 N 21 внесены изменения, а именно пункт 9.5 изложен в следующей редакции: "Срок действия договора с 01 декабря 2015 года до 31 декабря 2017 года".
29.12.2016 дополнительным соглашением N 2 к договору от 01.12.2015 N 21 внесены изменения в связи с реорганизацией заказчика ООО "Русджам стекло" в форме присоединения к ООО "Русджам Стеклотара Холдинг" в лице филиала в г. Крымске. Кроме того стороны согласились продлить срок действия договора N 21 от 01.12.2015 года до 31 декабря 2018 года.
С целью проверки достоверности и полноты сведений, указанных обществом в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду управлением сделан запрос в МУП "Горкоммунхоз" о предоставлении информации по количеству принятых отходов в 2017 году от ООО "PCX".
В соответствии с предоставленным письмом МУП "Горкоммунхоз" от 27.07.2018 исх. N 154, подписанным директором Стульневым С.А., согласно договору от 01.12.2015 N 21 на вывоз строительных отходов, относящихся к 4-5 классу опасности для окружающей среды, за период с 01.02.2017 по 31.12.2017 от ООО "Русджам стекло" вывезено 920 м3 отходов. Кроме того, в письме МУП "Горкоммунхоз" от 16.11.2018 исх. N 208, подписанном директором Каревой Н.А., указано, что согласно договору от 01.12.2015 N 21 на вывоз строительных отходов, относящихся к 4-5 классу опасности для окружающей среды, за период с 01.02.2017 по 31.12.2017 от ООО "Русджам стекло" вывезено 920 м3 отходов, плотностью 0,83т/ м3.
Вывоз данных отходов подтверждается актами выполненных работ N 0682, 1374, 2076, 2776, 3459, 4140, 4838, 5535, 6228, 6930, 7618, 8334 от 2017 года.
МУП "Горкоммунхоз" ведет свою деятельность по транспортированию отходов 1-4 класса опасности на основании лицензии N 023 00167 от 30.05.2016, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с предоставленной лицензией МУП "Горкоммунхоз" разрешена деятельность по транспортированию строительных отходов "отходы (мусор) от 3 строительных и ремонтных работ" код ФККО 89000001724 - 4 класса опасности для окружающей среды.
С учетом вышеизложенного, при проведении контроля правильности исчисления платы за негативное воздействие на ОС управлением установлено, что обществом плата за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" 4 класса опасности не внесена с учетом всего объема образуемого в 2017 году отхода, а так же пятикратного повышающего коэффициента.
В адрес общества направлено требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 11.12.2018.
19.12.2018 обществом в адрес управления предоставлен ответ на требование от 17.12.2018 исх. N 304, в соответствии с которым в период с 01.12.2015 по настоящее время обществом строительные работы не осуществлялись, строительные отходы не образовывались и не вывозились.
04.10.2018 с МУП "Горкоммунхоз" заключено дополнительное соглашение N 3 к договору от 01.12.2015 N 21 и внесены изменения в п. 1.1, который изложен в следующей редакции: "исполнитель обязуется своими силами вывозить отходы, относящиеся к 4-5 классу опасности с территории Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и сроки, указанные в настоящем договоре", в связи с тем, что с даты подписания настоящего договора заказчик не осуществлял и не осуществляет деятельность, связанную с образованием строительных отходов.
Рассмотрев все имеющиеся документы, управление обратилось в ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" (письмо исх. N 0102/07/10799 от 25.12.2018) для оказания услуги по проведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в части размещения отходов, образующихся в результате деятельности общества.
Вместе с тем, общество не имело в 2017 году утвержденного в установленном порядке норматива образования отходов и лимитов на их размещение.
Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов согласно декларации, представленной в управление, составила 2 532 097,6 руб.
На основании вышеизложенного ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в части размещения отходов образующихся в результате деятельности ООО "PCX" (исх. N 2258/11 от 25.12.2018) в соответствии с которым итоговая сумма платы для внесения за отчетный период составила 2 532 097,6 руб. Расчет производился, исходя из информации, предоставленной МУП "Горкоммунхоз" (договор от 01.12.2015 N 21) за 2017 год.
Как указывает истец, на момент составления акта от 26.12.2018 N 09/07/2018, уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 в управление не поступала, оплата с учетом сверхлимитного размещения отходов произведена не была.
Сумма недоплаты за негативное воздействие на окружающую среду, по мнению истца, составила 2 532 097,6 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, должностным лицом управления в адрес ООО "РСХ" направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.12.2018 N 09/07/2018.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением по настоящему делу.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полной своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) N 258 от 20.05.2013 МРУ Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея наделено полномочиями главного администратора доходов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по плате за негативное воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) на территории Краснодарского края и Республике Адыгея.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Определения от 10.12.2002 N 284-О разъяснил, что по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
На основании пункта 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 5 "Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу пунктов 11 и 12 Порядка N 50 датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).
Пунктом 12 Правил N 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил N 255, то есть с применением 5-кратного коэффициента.
Пунктом 37 Правил исчисления и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255) установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 38 Правил N 255 предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.
Согласно пункту 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В случае если лицо, обязанное вносить плату, добровольно не погашает недоимку по плате, администратор платы взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке (пункт 53 Правил N 255).
Материалами дела подтверждается, что 13.12.2018 обществом получено требование управления о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
19.12.2018 управлением получены объяснения общества о том, что в 2017 году филиал ООО "РСХ" в г. Крымске не осуществлял строительных работ, следовательно, транспортирование строительных отходов не осуществлялось.
По данным акта, составленного 26.12.2018 по результатам проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, ООО "РСХ" предложено в добровольном порядке доначислить и оплатить сумму в размере 2 532 097, 6 руб.
Из материалов дела следует, что вывоз отходов с территории ООО "PCX" осуществлялся в 2017 году, в том числе МУП "Горкоммунхоз" на основании договора возмездного оказания услуг юридическим лицам от 01.12.2015 N 21.
Как указывает ООО "РСХ", услуги по транспортировке строительных отходов IV класса опасности МУП "Горкоммунхоз" не производил, ввиду того, что в период действия договора N 21 строительные работы на территории ООО "РСХ" не осуществлялись и строительные отходы не образовывались. Данный довод общества подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН, в соответствии с которыми год завершения строительства и ввода зданий стеклотарного завода - 2008 - 2009 года.
Кроме того 04.10.2018 дополнительным соглашением N 3 к договору от 01.12.2015 N 21 внесены изменения в п. 1.1, который изложен в следующей редакции: "исполнитель обязуется своими силами вывозить отходы, относящиеся к 4-5 классу опасности с территории Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и сроки, указанные в настоящем договоре", в связи с тем, что с даты подписания настоящего договора заказчик не осуществлял и не осуществляет деятельность, связанную с образованием строительных отходов, и в связи с неактуальностью сведений, указанных в п. 1.1 договора.
Согласно постановлению следователя следственного отдела по Крымскому краю из ОМВД России по Крымскому району от 04.05.2019 об отказе в возбуждении уголовного дела директор МУП "Горкоммунхоз" пояснила, что ответ, содержащий в себе сведения о количестве ввезенных отходов, был продублирован по ранее предоставленной информации с дополнением по плотности отходов (0.83 т/м3), взятой из справочника, однако, строительный мусор с территории ООО "PCX" никогда не вывозился; МУП "Горкоммунхоз" не располагало техникой для вывоза строительных отходов, вывозились только бункеры с обычным бытовым мусором техникой, которая предназначена только для этих целей. Проведенной проверкой установлено, что ООО "PCX" строительный мусор не вырабатывало и с их территории он не вывозился. Весь мусор, который подлежал вывозу, не был строительным отходом и относился к иным отходам, в частности: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности; смет с территории предприятия малоопасный 4 класса опасности; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные 5 касса опасности. По этой причине в декларацию ООО "РСХ" эти сведения не вносились. Эти отходы задекларированы под другими видами отходов и оплачены.
Таким образом, из материалов дела следует, что строительный мусор обществом в 2017 году не вывозился.
Соответственно, требование управления об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду не соответствует закону и основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование заявителем норм действующего законодательства, а также иная оценка установленных обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении их судом.
Таким образом, решение суда от 20.01.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2020 по делу N А32-25693/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25693/2019
Истец: Управление Росприроднадзора по КК и РА, Южное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Русджам стеклотара холдинг"
Третье лицо: ГОРКОММУНХОЗ
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8823/20
07.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3723/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25693/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25693/19