Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2020 г. N Ф05-16115/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А41-89741/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2020 по делу N А41-89741/2019.
В судебном заседании, проведенном в режиме вэб-конференции (онлайн-заседание), приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Занарье - ЖКХ": Балахчи А.Л. (по доверенности от 25.11.2019);
Администрации городского округа Серпухов Московской области:
Деминов С.А. (по доверенности от 30.12.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Занарье - ЖКХ" (далее - ООО "Занарье - ЖКХ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация, ответчик) о взыскании 1 239 210 руб. 55 коп. неосновательного обогащения (применение повышающих коэффициентов в расчете за коммунальные услуги) за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 по муниципальному жилому фонду (с учетом уточнения иска).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.02.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе администрация (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что доказательства отсутствия в спорных помещениях приборов учета, а также доказательства, что имеется техническая возможность подключения таких приборов, истцом не представлены. Указывает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги имеется у ответчика только в отношении не заселенного (освобожденного) муниципального жилого фонда.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование иска истец ссылается на то, что в муниципальной собственности имеются помещения, расположенные в многоквартирных домах, отнесенных к муниципальному жилищному фонду, находящемуся под управлением истца.
Истец при расчетах коммунальных платежей в жилых помещениях в домах, находящихся по адресам, указанных в приложении к исковому заявлению, в соответствии с действующим законодательством применил повышающий коэффициент при расчете платы за холодное водоснабжение, холодное водоснабжение/теплоноситель с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Для оплаты оказанных услуг истец согласно расчету (отчету) начислил администрации: повышающий коэффициент по услуге вода холодная с надбавкой на сумму 991 430 руб. 53 коп.; повышающий коэффициент по услуге вода холодная/теплоноситель на сумму 247 780 руб. 02 коп.
Общество письмом за N 01-06/1048 от 09.08.2019 обратилось к ответчику с претензией о погашении задолженности по возмещению стоимости предоставленных коммунальных услуг в части поставки холодной воды, холодной воды/теплоноситель (повышающий коэффициент), к претензии были приложены расчеты (отчеты) с указанием объектов муниципального жилого фонда (реестра), начисленных сумм по каждому помещению в отношении нанимателей (проживающих), а также начисленных сумм, которые необходимо оплатить администрации в связи с применением повышающего коэффициента.
Как указывает истец, многоквартирные дома, в которых расположены спорные жилые помещения, не признаны ветхими, аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту, не имеется доказательств того, что на вышеназванные жилые помещения или многоквартирные дома, в которых они расположены, не распространяются обязательные требования по установке приборов учета и, как следствие, не должны применятся нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты к нормативу предоставленного истцом коммунального ресурса.
Отсутствие приборов учета в спорных жилых помещениях, а также возможность их технической установки, по мнению истца, является основанием для применения повышающего коэффициента при расчете стоимости потребленного коммунального ресурса в спорных жилых помещениях.
Данное требование истец основывает на том, что по неприватизированному жилому фонду обязанность по установке индивидуальных приборов лежит на ответчике.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с указанным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с Положением об Администрации городского округа Серпухов Московской области, утвержденным постановлением главы городского округа Серпухов Московской области от 12.08.2016 N 1523, а также Уставом муниципального образования "Город Серпухов Московской области", принятым решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 26.01.2016 N 91/11, администрация в силу своих полномочий представляет интересы соответствующего муниципального образования, осуществляет управление и распоряжение собственностью городского округа, в связи с чем является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
ООО "Занарье - ЖКХ", являясь управляющей организацией, выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества, оказывает услуги по управлению спорными многоквартирными домами, является исполнителем услуг (в соответствии с законом) с ресурсоснабжающими организациями (РСО).
На основании договоров управления многоквартирными домами, заключенных на основании решений общих собраний собственников жилого дома, ООО "Занарье - ЖКХ" с января 2007 года по настоящее время выполняет обязанности управляющей организации в отношении многоквартирных домов.
Истец имеет заключенные договоры с РСО на поставку холодного водоснабжения, тепловой энергии, электрической энергии в обслуживаемые МКД.
Истец в обоснование исковых требований сослался на часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, считает, что именно ответчику как собственнику жилых помещений, в которых отсутствуют приборы учета, должен быть начислен повышающий коэффициент по услуге вода холодная и повышающий коэффициент по услуге вода холодная/теплоноситель.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу части 1 статьи 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 42 постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Возможность начисления повышающего коэффициента именно потребителю в жилом помещении при расчете размера платы за коммунальные услуги предусмотрена статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами N 354.
Законом N 261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 41 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Таким образом, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Отсутствие в спорных домах приборов учета ответчиком в суде не оспаривалось.
Доказательства невозможности установки в домах приборов учета ответчиком не представлены.
Истец представил в материалы дела справку-реестр от 23.01.2020 N 01-06/114, а также иные доказательства, подтверждающие наличие технической возможности установки в спорных жилых домах приборов учета.
Кроме того, в спорный расчетный период сторонами не составлялись акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, которые могли бы являться основанием для неприменения повышающего коэффициента.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца являются обоснованными.
Указанные выводы соответствуют судебным актам по делу N А41-35897/2018.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2020 по делу N А41-89741/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-89741/2019
Истец: ООО "ЗАНАРЬЕ - ЖКХ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16115/20
08.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7513/20
20.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-89741/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-89741/19