08 июля 2020 г. |
Дело N А83-16793/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
с участием представителя от акционерного общества "Комбинат "Крымская Роза" - Братцева Е.А. по доверенности от 06.09.2019,
в отсутствии Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года по делу N А83-16793/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Комбинат "Крымская Роза" об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Комбинат "Крымская Роза" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее по тексту - Министерство), изложенного в письме от 13.08.2019 N 33650/01-10/2. В качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Министерство рассмотреть заявление общества о предоставлении земельного участка в собственность за плату и заключении договора купли - продажи земельного участка с учётом применения пунктов 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства от 13.08.2019 N 33650/01-10/2; обязал Министерство рассмотреть заявление общества о предоставлении земельного участка в собственность за плату и заключении договора купли - продажи земельного участка с учётом применения пунктов 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу; взыскал с Министерства в пользу общества судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, полагает, что применение положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в данном случае недопустимо ввиду того, что право пользования земельным участком у общества возникло на основании Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества поступили отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения к нему, в судебном заседании его представитель просила решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.12.2018 между Министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 538п/12-2018, согласно п. 1.1. которого обществу из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, во временное владение и пользование представлен земельный участок площадью 1164191 кв.м, кадастровый номер 90:12:020701:3, расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, Молодежненский сельский совет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначении, вид разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование, в границах, указанных в выписке их Единого государственного реестра недвижимости.
Договор аренды прошел государственную регистрацию в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 29.12.2018, номер регистрации 90:12:020701:3-90/090/2018-2.
19.07.2019 общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату и заключении договора купли-продажи земельного участка (исх. N 281/7), в котором просило предоставить в собственность за плату земельный участок площадью 1164191 кв.м, кадастровый N 90:12:020701:3, расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, Молодежненский сельский совет, из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым и заключить договор купли-продажи данного земельного участка на основании п. 3.2 ч. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Письмом от 13.08.2019 N 33650/01-10/2 Министерство разъяснило, что пункты 3.1. и 3.2. статьи 3 в системном толковании с пунктом 2 статьи 3 Закона N137-ФЗ не применимы к правоотношениям, возникшим в связи с исполнением положений Закона N 38-ЗРК и постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым".
Полагая, что указанное письмо является незаконным отказом в предоставлении земельного участка в собственность за плату и заключении договора купли-продажи земельного участка, что нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратилось в суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство неправомерно без законных на то оснований отказало обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 12 Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 3 Закона N 38-ЗРК предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Пунктами 4 и 5 этой же статьи предусматривается, что юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. Переоформление указанных прав, должно быть завершено до 1 сентября 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым Постановление Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313) в пунктах 2 и 3 которого установлено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права). Виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определяются Законом.
В соответствии с Порядком N 313 и п. 4, 5 ст. 3 Закона N 38-ЗРК и на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серия II-КМ N 002541 от 30.10.1997 между сторонами и был заключен договор аренды земельного участка.
Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения тортов установлены статьей 39.3 Земельного кодекса РФ, в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 которой без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды о этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору.аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Между тем, положениями статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлен особый порядок приобретения в собственность земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, предоставленных сельскохозяйственной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и арендатору, право аренды у которого возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 3.1 ч. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
Как указано в п. 3.2 ч. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.
Таким образом, общество имеет право на выкуп арендованного земельного участка не по общим основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса РФ, а по особенному порядку, установленному п. 3.2 ч. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, срок переоформления права постоянного пользования земельным участком на право аренды или собственность предусмотрен ст. 3 Закона N 38-ЗРК и не был пропущен АО "Комбинат "Крымская Роза". При этом п. 3.1 и п. 3.2. ч.3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ не предусматривают предельного срока реализации права арендатора сельскохозяйственного земельного участка выкупить указанный земельный участок, а также обязанности нахождения земельного участка в аренде более трех лет.
Указанный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2016 N 307-ЭС16-10573.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого отказа Министерства требованиям земельного законодательства, предусматривающего право на выкуп арендованного земельного участка
Ссылка Министерства на определение Верховного Суда РФ от 13.09.2018 N 310-КГ18-13069 по делу N А83-7196/2017 апелляционной коллегией не принимается поскольку по указанному делу обстоятельства спора были иными.
Согласно статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как способ восстановления нарушенного права, суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства, что заявление общества от 19.07.2019 рассмотрено Министерством без учета пунктов 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, пришел к правомерному выводу, что нарушенные права и интересы заявителя могут быть восстановлены путем понуждения Министерства рассмотреть заявление общества о предоставлении земельного участка в собственность за плату и заключении договора купли - продажи земельного участка с учётом применения указанных норм Закона N 137-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права ввиду не рассмотрения по существу ходатайства Министерства об отложении судебного заседания отклоняется апелляционной коллегией поскольку как следует из протокола судебного заседания от 10.12.2019 ходатайство судом было рассмотрено и удовлетворено частично, при этом суд объявил перерыв в судебном заседании до 12.12.2019.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года по делу N А83-16793/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16793/2019
Истец: АО "КОМБИНАТ "КРЫМСКАЯ РОЗА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ