Определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2018 г. N 310-КГ18-13069
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2018 по делу N А83-7196/2017 установил:
Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Администрации города Керчи Республики Крым о признании права собственности на земельный участок площадью 2 838 кв.м, кадастровый номер 90:19:010110:236, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного пользования: "образование и просвещение", расположенного по адресу: ул. Маршала Еременко, 7, г. Керчь, Республика Крым, с указанием в решении суда, что оно является основанием для государственной регистрации права собственности Администрации городского округа Химки Московской области на названный объект недвижимости, а также основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на земельный участок, запись регистрации - N 90-90/016- 90/007/975/2016-3417/1 от 18.03.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, удовлетворив требования, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды не применили к спорным правоотношениям пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - N 137-ФЗ), ссылаясь на то, что к данным спорным правоотношениям между двумя российскими муниципальными образованиями должен быть применен закон Украины и законы Республики Крым.
С момента вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ на территории Республики Крым распространяет свое действие законодательство Российской Федерации, в том числе ФЗ N 137-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Право собственности у Администрации городского округа Химки на спорный земельный участок возникло с момента вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на основании пункта 3 статьи 3.1 ФЗ N 137-ФЗ, независимо от его регистрации, то есть ранее, чем указанное право было зарегистрировано в ЕГРП РФ за Администрацией города Керчи Республики Крым, так как данный земельный участок занят корпусом, являющимся муниципальной собственностью городского округа Химки Московской области с 22.10.2003.
Суды вопреки статье 15 Конституции Российской Федерации не приняли во внимание, что нормы федерального законодательства, изложенные в федеральном законе N 137-ФЗ, имеют большую юридическую силу, чем нормы, содержащиеся в Законе Республики Крым N 380ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 380ЗРК), послужившие основанием неправомерной регистрации права собственности на спорный земельный участок за ответчиком.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Республики Крым от 31.07.2014 читать как "N 38-ЗРК"
В связи с тем, что на момент возникновения правоотношений между муниципальным образованием городской округ Химки Московской области (Российская Федерация) и Керченским городским советом Республики Крым (Украина), на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, суды необоснованно применили к данным правоотношениям положения статьи 83 Земельного кодекса Украины.
Ссылка на законодательство Украины в Законе Республики Крым N 38-ЗРК касательно перехода или закрепления права собственности предназначена лишь для регулирования прав, приобретенных ранее в соответствии с законодательством страны, распространявшимся на момент возникновения такого права на территории Республики Крым, которая на сегодняшний день является субъектом Российской Федерации на основании референдума и Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Спорные правоотношения между двумя субъектами муниципальных образований в составе Российской Федерации должны были быть разрешены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно в соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 ФЗ N 137-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, Администрации городского округа Химки Московской области на основании договора купли-продажи от 22.10.2003 на праве собственности принадлежит строение административного корпуса, литер "А", кадастровый номер 90:19:010110:1020, общей площадью 1383,7 кв.м, расположенное по адресу: Крым, г. Керчь, ул. Еременко, д. 7.
По распоряжению Главы Химкинского района N 373-р от 05.04.2004 указанное здание внесено в реестр муниципальной собственности и передано в оперативное управление Муниципальному учреждению дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей "Виктория" (далее - МУ ДОД ЦДОД "Виктория").
Договор купли-продажи административного корпуса был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины 25.09.2004.
Спорный земельный участок, на котором расположено строение административного корпуса, был отведен в натуре с установлением границ на основании решения Керченского горсовета от 23.12.2005 под размещение Центра дополнительного образования детей, по ул. Еременко, 7, в г. Керчь, общей площадью 0,2838 га, МУ ДОД ЦДОД "Виктория" для заключения договора аренды сроком 5 лет. Исполнительным комитетом Керченского городского Совета 26.12.2005 утвержден акт установления границ земельного участка в натуре.
Впоследствии 21.01.2007 между Керченским городским Советом и МАУО "Центр дополнительного образования "Виктория" был заключен договор аренды спорного земельного участка сроком на 5 лет, который зарегистрирован в государственном земельном кадастре Украины за N 040700800022.
На кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации спорный земельный участок был поставлен 26.02.2015, как ранее учтенный.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2016 (запись регистрации N 90-90/016-90/007/975/2016-3417/1 от 18.03.2016) и выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Керчь Республика Крым от 15.03.2016 N 13/06-1/79 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:19:0101110:236 зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Керчь Республики Крым на основании Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и постановления Администрации города Керчи Республики Крым, N 263/1-п от 12.02.2016 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым земельного участка с кадастровым номером 90:19:010110:236".
Постановлением Администрации города Керчи N 323/1-п от 18.02.2016, с учетом изменений внесенных постановлением N 787/1-п от 06.07.2016, земельный участок площадью 2838 кв.м, кадастровый номер 90:19:0101110:236, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - образование и просвещение, расположенный по адресу: г. Керчь, ул. Маршала Еременко, 7, передан в постоянное пользование Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория".
Ссылаясь на нарушение своих прав на спорный земельный участок, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
На момент образования земельного участка, расположенного под зданием по адресу: г. Керчь, ул. Еременко д. 7 действовало законодательство Украины, в рамках которого, 22.01.2007 между Керченским городским Советом и Муниципальным учреждением дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей "Виктория" был заключен договор аренды спорного земельного участка, зарегистрированный в установленном порядке.
Указанный спорный участок в силу ст. ст. 83, 84 Земельного Кодекса Украины относился к землям коммунальной собственности города Керчи.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно п. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Судебными актами по делу N А83-4413/2016 установлено, что спорный земельный участок относится к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, а постановления Администрации города Керчи N 323/1-п от 18.02.2016 и N 787/1-п от 06.07.2016, о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 2838 кв.м, кадастровый номер 90:19:0101110:236, расположенного по адресу: г. Керчь, ул. Маршала Еременко, 7, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория" признаны законными.
С учетом указанных обстоятельств, суды пришли к правомерным выводам, что спорный земельный участок является собственностью соответствующего муниципального образования города Керчь Республики Крым и постановление N 263/1-п от 12.02.2016 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь земельного участка с кадастровым номером 90:19:0101110:236" Администрацией города Керчь принято в пределах полномочий.
Право собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на спорный земельный участок возникало не в связи с разграничением государственной собственности на землю согласно п. 3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, а по основаниям, предусмотренным положениями статьи 83 Земельного кодекса Украины во взаимосвязи со ст. 2 Закона N 38-ЗРК.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы Администрации городского округа Химки Московской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2018 г. N 310-КГ18-13069 по делу N А83-7196/2017
Текст определения официально опубликован не был