Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 октября 2020 г. N Ф04-4299/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А70-20902/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1866/2020) общества с ограниченной ответственностью "Финанс-Авиа" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2020 по делу N А70-20902/2019 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финанс-Авиа" (ОГРН 1158617002488 ИНН 8602258770, 628422, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Аэрофлотская, д. 51, сооружение 1) к Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Тюменской области Уральского главного управления (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, адрес (место нахождения): 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12) об оспаривании постановления от 12.11.2019 N19-21520/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении NЦА-28-ЮЛ-19-21520,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Финанс-Авиа" - Черемисин Антон Сергеевич по доверенности от 12.12.2019 сроком действия по 31.12.2020;
от Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Тюменской области Уральского главного управления - Ворошилов Егор Владимирович по доверенности N 5 от 16.06.2020 сроком действия по 20.05.2025;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Финанс-Авиа" (далее - заявитель, общество, ООО "Финанс-Авиа") обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделению по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, банк, Управление, административный орган) об оспаривании постановления от 12.11.2019 N 19-21520/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ЦА-28-ЮЛ-19-21520.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Финанс-Авиа" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на том, что в действиях общества отсутствует указанное в постановлении N 19-21520/3110-1 событие административного правонарушения, ссылается на заключение соглашения о новации от 29.07.2019. По мнению апеллянта, первоначальным обязательством являются обязательства по облигациям, которые влекут за собой возникновение у эмитента ряда дополнительных обязательств, среди которых имелось и обязательство по опубликованию ежеквартального отчета за II квартал 2019 года; при этом обязательство по опубликованию ежеквартального отчета являлось дополнительным и зависело именно от факта наличия обязательств по облигациям; с момента прекращения первоначального обязательства все дополнительные обязательства были прекращены.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о том, что судом первой инстанции не дана оценка позиции Банка России, изложенной в определении от 29.08.2019 N 103868/1040-1 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); суд допустил неверное толкование статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации; судом не дана оценка доводам заявителя о том, что на момент заключения соглашений о новации облигации были сняты с торгов; о том, что с момента прекращения обязательств по облигациям ООО "Финанс-Авиа" утратило статус эмитента; о том, что обязательство по проведению операций, связанных с погашением облигаций, возлагается на депозитария; суд первой инстанции не учел, что цель опубликования ежеквартального отчета утрачена; судом не дана оценка вопросу о малозначительности деяния ООО "Финанс-Авиа".
В случае если суд апелляционной инстанции примет решение о наличии в действиях (бездействии) ООО "Финанс-Авиа" признаков административного правонарушения, податель жалобы просит признать их малозначительными, в связи с чем освободить ООО "Финанс-Авиа" от административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб., производство по административному делу прекратить, ограничиться устным замечанием.
В случае если суд апелляционной инстанции придет к выводу об отсутствии оснований для признания действий (бездействий) ООО "Финанс-Авиа" малозначительными, податель жалобы просит назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
В письменном отзыве Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А70-20902/2019 апелляционная жалоба ООО "Финанс-Авиа" на решение суда от 29.01.2020 принята к производству и назначена к рассмотрению на 24.03.2020.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 и 21.04.2020 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ООО "Финанс-Авиа" отложено на 25.05.2020. Определением от 25.05.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда рассмотрение указанной апелляционной жалобы отложено на 02.07.2020.
Судья Шиндлер Н.А., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до отложения судебного заседания, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 26.06.2020 апелляционного суда заменена на судью Лотова А.Н. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.
В заседании апелляционного суда 02.07.2020, проведенного путем использования системы веб-конференции, представитель ООО "Финанс-Авиа" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, заместителем управляющего отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации Масловских С.В. в ходе рассмотрения обращения Каширского Дениса Александровича от 26.08.2019 (вх. от 26.08.2019 N ОЭ-139608) и обращения Шмидт Ирины Владимировны от 24.08.2019 (вх. от 26.08.2019 N ОЭ-139010) в отношении возможных нарушений законодательства Российской Федерации со стороны ООО "Финанс-Авиа" в действиях общества обнаружено нарушение требований законодательства, касающихся раскрытия информации на финансовых рынках.
Как следует из документов ООО "Финанс-Авиа", опубликованных на странице, используемой обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг в сети Интернет (www.e-discIosure.ru/portal/company/aspx?id=35462; далее - страница), обществом размещены облигации документарные неконвертируемые процентные на предъявителя с обязательным централизованным хранением серии 01 и 02 (регистрационные номера 4-01-36484-R и 4-02-36484-R от 15.10.2015; далее - облигации), в отношении которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг.
При рассмотрении обращения Управление пришло к выводу о том, что в установленный пунктом 11.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 N 454-П (далее - Положение N 454-П), срок ООО "Финанс-Авиа" не опубликовало на соответствующей странице текст ежеквартального отчета общества за II квартал 2019 года.
По результатам анализа ленты новостей, размещенной на сайте www.e-disclosure.ru, Управлением установлено отсутствие сообщения о существенном факте погашения облигаций. По информации, имеющейся в Банке России, по состоянию на 14.08.2019 облигации не погашены.
Указывая на то, что общество нарушило требования законодательства, касающиеся раскрытия информации на финансовых рынках, в части нераскрытия информации в форме ежеквартального отчета за второй квартал, начальником отдела контроля за соблюдением прав инвесторов Управления обеспечения прав инвесторов Департамента корпоративных отношений Банка России 23.09.2019 составлен протокол N ЦА-28-ЮЛ-19-21520/1020-1.
Письмом от 25.09.2019 N 28-4-3/5345 (вх. N 119271 от 30.09.2019) протокол ЦА-28-ЮЛ-19-21520/1020-1 и иные материалы дела об административном правонарушении N ЦА-28-ЮЛ-19-21520 направлены в отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации для рассмотрения по подведомственности.
14.10.2019 (вх. N 125692) в Управление поступили письменные объяснения общества, согласно которым 29.07.2019 все обязательства ООО "Финанс-Авиа" по ценным бумагам были прекращены в соответствии с соглашениями о новации от 29.07.2019, заключенными между ООО "Финанс-Авиа" и владельцами облигаций в лице представителя владельцев облигаций - обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративный менеджмент РУС" (далее - ООО "КМР"). По факту заключения соглашений о новации общество опубликовало соответствующие сообщения о существенном факте на странице, используемой обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг в сети Интернет. Помимо указанных ценных бумаг, иных ценных бумаг, по которым общество выступало бы эмитентом, нет. В связи с этим, начиная с 29.07.2019 ООО "Финанс-Авиа" перестало быть эмитентом, и у общества отсутствовали какие-либо основания, которые бы влекли обязательства общества по раскрытию ежеквартальных отчетов.
Приведенные обществом в объяснениях обстоятельства не были приняты Управлением со ссылкой на следующие обстоятельства.
По информации, размещенной на официальном сайте небанковской кредитной организации акционерное общество "Национальный расчетный депозитарий" (далее - НКО АО НРД) (ИНН 7702165310; ОГРН 1027739132563), облигации находятся на обслуживании в НКО АО НРД.
В целях полного и объективного исследования обстоятельств дела об административном правонарушении должностное лицо Управления запросило в НКО АО НРД информацию о причинах, препятствующих погашению облигаций.
В ответ на запрос НКО АО НРД пояснило, что ООО "Финанс-Авиа" (эмитент) предоставляло в НКО АО НРД уведомление о погашении облигаций в связи с прекращением обязательств по ним новацией. Указанные уведомления о погашении облигаций были получены НКО АО НРД 01.08.2019.
НКО АО НРД также были получены определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.07.2019 и 01.08.2019 об обеспечении иска по делу N А75-14230/2019. Указанными определениями эмитенту, представителю владельцев облигаций (ООО "КМР"), НКО АО НРД, а также их органам или участникам запрещено исполнять решения, принятые на общем собрании владельцев облигаций 15.07.2019 в отношении облигаций в части принятия общим собранием владельцев облигаций решения о даче согласия на заключение представителем владельцев облигаций от имени владельцев облигаций соглашений прекращении обязательств по облигациям новацией. До настоящего момента обеспечительные меры не отменены.
Следовательно, НКО АО НРД, при наличии действующих обеспечительных мер, не имеет возможности зачислить облигации на эмиссионный счет эмитента для их погашения, поскольку вступившие в законную силу судебные акты, постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела по информации, имеющейся в Банке России, облигации не погашены, информация о существенном факте о погашении облигаций не раскрыта на основании пункта 10.3 Положения N 454-П, Управление пришло к выводу о том, что обязанность ООО "Финанс-Авиа" по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета не прекращена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода Управления о том, что ООО "Финанс-Авиа" допущено нарушение требований пункта 11.1 Положения N 454-П, выразившееся в нераскрытии ежеквартального отчета общества за II квартал 2019 года.
12.11.2019 в отношении ООО "Финанс-Авиа" Управлением вынесено постановление N 19-21520/3110-1 по делу об административном правонарушении N ЦА-28-ЮЛ-19-21520, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что в действиях общества отсутствует указанное в постановлении N 19-21520/3110-1 событие административного правонарушения со ссылкой на заключение соглашения о новации от 29.07.2019, ООО "Финанс-Авиа" обратилось в суд с настоящим заявлением.
29.01.2020 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрено, что не раскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образуют, в том числе, действия или бездействие, выраженное в не раскрытии или нарушении порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 49 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) определено, что под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
В силу пункта 2.16 Положения N 454-П если иное не установлено настоящим Положением, завершенным отчетным периодом в целях настоящего Положения является отчетный период, состоящий из 3, 6, 9 или 12 месяцев, в отношении которого истек установленный срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности или бухгалтерская (финансовая) отчетность за который составлена до истечения установленного срока ее представления.
В пункте 3.1 Положения N 454-П указано, что эмитенты ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в порядке, установленном настоящим разделом Положения, в случаях, когда ценные бумаги размещаются путем открытой подписки и (или) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 10.1 Положения N 454-П обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением, распространяется, в том числе, на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг.
Пунктом 10.2 Положения N 454-П предусмотрено, что обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого началось размещение соответствующих ценных бумаг, а если это предусмотрено зарегистрированным проспектом ценных бумаг (проспектом биржевых облигаций или российских депозитарных расписок, представленным бирже для допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам) - с квартала, в течение которого осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг (с квартала, в течение которого биржевые облигации или российские депозитарные расписки допущены к организованным торгам).
В случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация такого проспекта ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 10.3 Положения N 454-П обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается на следующей день после опубликования в ленте новостей информации:
о принятии (вступлении в силу) решения о признании несостоявшимся или недействительным выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, либо выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций, либо выпуска российских депозитарных расписок, которые были допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг для такого допуска;
о принятии (вступлении в силу) решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг, зарегистрированного впоследствии;
о погашении всех ценных бумаг, не являющихся акциями, в отношении которых был зарегистрирован их проспект, либо всех биржевых облигаций или российских депозитарных расписок, в отношении которых бирже был представлен проспект указанных ценных бумаг для их допуска к организованным торгам;
о решении Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Закона N 39-ФЗ.
В пункте 10.4 Положения N 454-П закреплено, что обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается в соответствии с пунктом 10.3 настоящего Положения при условии отсутствия иных оснований для возникновения такой обязанности, предусмотренных пунктом 10.1 настоящего Положения.
Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено приложением 3 к настоящему Положению (пункт 10.11 Положения N 454-П).
Согласно пункту 11.1 Положения N 454-П в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее пяти лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Таким образом, обществу необходимо было опубликовать ежеквартальный отчет за II квартал 2019 года не позднее 15.08.2019.
При осуществлении мониторинга раскрытия ООО "Финанс-Авиа" информации Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлено, что в нарушение пункта 11.1 Положения N 454-П ежеквартальный отчет за II квартал 2019 года обществом не раскрыт.
Указанный факт заявителем по существу не оспаривается, в связи с чем судом первой инстанции верно заключено о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя о том, что в данный момент обществом заключены соглашения о новации от 29.07.2019, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку указанные соглашения подписаны в III квартале 2019 года, что не освобождает общество от обязанности ежеквартального раскрытия информации на рынке ценных бумаг - опубликования отчета за II квартал 2019 года. Иное суждение общества основано на неверном толковании норм материального права.
Довод жалобы со ссылкой на статью 414 ГК РФ о том, что обязательство о предоставлении отчета прекращается при прекращении обязательств по облигациям, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае на момент окончания II квартала 2019 года обязательства по опубликованию ежеквартального отчета на основании пунктов 2.16, 10.1, 11.1 Положения N 454-П у общества существовали и прекращены не были, соответственно, обязанность по опубликованию отчета за спорный период сохранилась.
Дальнейшие обстоятельства принятия обществом решения о прекращении обязательств путем заключения соглашений о новации не означают того, что ООО "Финанс-Авиа" освобождается от обязанности предоставить отчет за тот период, в который оно являлось эмитентом ценных бумаг (II квартал 2019 года).
Довод подателя жалобы со ссылкой на определение от 29.08.2019 N 103868/1040-1 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в рамках данного дела был рассмотрен вопрос исполнения 31.07.2019 обязательства по выплате очередного купонного дохода о облигациям, то есть указанное определение касается периода третьего квартала, а не второго.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N ЦА-28-ЮЛ-19-21520 установлены обстоятельства, препятствующие погашению облигаций ООО "Финанс-Авиа"". Депозитарий НКО АО НРД письмом от 18.10.2019 N ША-04/6736 сообщил, что в связи с вынесенными Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обеспечительными мерами (определение от 30.07.2019 по делу N А75-14230/2019) не имеет возможности зачислить облигации ООО "ФИНАНС-АВИА" на эмиссионный счет эмитента для их погашения.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.07.2019 по делу N А75-14230/2019 запрещено ООО "Финанс-Авиа", ООО "КМР", НКО АО НРД, их органам или участникам исполнять решения от 15.07.2019, принятые на общих собраниях владельцев ООО "Финанс-Авиа", следующих выпусков: 1. выпуска 4-01-36484-R от 15.10.2015 (ISIN - RU000A0JVZF7); 2. выпуска 4-01-36484-R от 15.10.2015 (ISIN - RU000A0JVZG5).
На основании определения суда от 30.07.2019 об обеспечении иска 31.07.2019 выданы исполнительные листы серии ФС N 030772012, N 030772011, N 030772013.
Поскольку ООО "Финанс-Авиа" в рамках дела N А75-14230/2019 было предоставлено встречное обеспечение, с учетом критериев разумности и обоснованности, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определением от 14.02.2020 отменил принятые определением суда от 30.07.2019 по делу N А75-14230/2019 обеспечительные меры.
Между тем обстоятельства принятия и отмены обеспечительных мер в рамках дел N А75-14230/2019, А75-14707/2019, как и обстоятельство принятия решения от 15.07.2019, в рамках настоящего дела не имеют правового значения, поскольку касаются не спорного отчетного периода (II квартал 2019 года), не освобождают общество от обязанности опубликовать отчет за II квартал 2019 года.
Податель жалобы также указывает на принятое 26.07.2019 Председателем Правления ПАО "Московская биржа" решение о приостановлении с 29.07.2019 торгов корпоративными облигациями ООО "Финанс-Авиа" в связи с раскрытием информации о планируемом подписании соглашений о новации по облигациям 29.07.2019, а также на отсутствие в связи с данным фактом нарушения имущественных прав владельцев облигаций вследствие нераскрытия обществом ежеквартального отчета за II квартал 2019 года.
Вместе с тем на сайте ПАО "Московская биржа" 17.09.2019 размещена информация о принятом Председателем Правления решении об оставлении спорных облигаций в разделе "Третий уровень" списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ПАО "Московская биржа", в связи с неустранением существенного нарушения требований по раскрытию информации в установленный срок (ежеквартальный отчет за II квартал 2019 года) и с учетом критериев существенности и систематичности нарушения требований по раскрытию информации, облигации (скриншот, том 1 л.д. 112).
Доводы подателя жалобы со ссылкой на положения статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, доводы об утрате статуса эмитента с момента прекращения обязательства по облигациям, возложении обязанности на депозитария по проведению операций, связанных с погашением облигаций, также не имеют для рассмотрения настоящего заявления правового значения, поскольку не опровергают выводов судов об обязанности общества опубликовать ежеквартальный отчет о раскрытии информации по ценным бумагам за спорный период - II квартал 2019 года.
Доводы апеллянта о том, что цель опубликования отчета утрачена, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку ООО "Финанс-Авиа" на конец II квартала 2019 года являлось эмитентом и в установленный законодательством срок обязано было опубликовать отчет и раскрыть информацию на финансовых рынках. В связи с тем, что указанные действия обществом не совершены, административный орган пришел к правомерному выводу о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", далее Постановление N 10).
Материалы дела свидетельствуют о наличии вины общества в совершении административного правонарушения. Доказательства того, что правонарушение совершено подателем жалобы вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Финанс-Авиа" состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений порядка привлечения ООО "Финанс-Авиа" к административной ответственности не выявлено. Процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении от 12.11.2019 N ЦА-28-ЮЛ-19-21520, как и при его рассмотрении, административным органом не допущено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание назначено административным органом с учетом всех обстоятельств дела в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, не нарушает права заявителя, отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности и целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к ответственности за указанное правонарушение достаточно самого факта нарушения требований законодательства, в части нераскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий. Угроза охраняемым общественным отношениями заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению требований, установленных законодательством.
Обстоятельства дела, представленные доказательства не позволяют отнести рассматриваемый случай к исключительному, не создающему угрозу охраняемым общественным отношениям и не повлекшему нарушения интересов граждан, общества и государства, то есть к малозначительному.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что проверка деятельности по соблюдению требований, изложенных в Положении N 454-П, была проведена Управлением в связи с поступлением обращения Каширского Д.А. от 26.08.2019 (вх. от 26.08.2019 NОЭ-139608) и обращения Шмидт И.В. от 24.08.2019 (вх. от 26.08.2019 NОЭ-139010) в отношении возможных нарушений законодательства Российской Федерации со стороны ООО "Финанс-Авиа", что свидетельствует о нарушении законных интересов граждан.
Таким образом, основания для оценки допущенного заявителем административного правонарушения как малозначительного в соответствии с правилами статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются апелляционным судом.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч руб.
Между тем характер совершенного обществом правонарушения не обладает какими-либо особенностями, являющимися основанием для применения при назначении административного наказания в рассматриваемом случае правила, предусмотренного процитированной выше нормой.
Помимо этого, в материалах дела отсутствуют и подателем жалобы не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что взыскание штрафа в установленном судом первой инстанции размере повлечет для ООО "Финанс-Авиа" необратимые последствия и, в том числе, может привести к невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Достаточных и надлежащих доказательств, указывающих на возможность применения правила о снижении штрафа ниже низшего предела, не имеется, как и доказательств, свидетельствующих о невозможности уплатить штраф в определенном судом первой инстанции размере.
Из материалов дела следует, что ООО "Финанс-Авиа" было выпущено облигаций серии 01 в количестве 10 000 000 штук номинальной стоимостью 1000 руб. каждая, общей номинальной стоимостью 10 000 000 000 руб., а также серии 02 в количестве 10 000 000 штук номинальной стоимостью 1000 руб. каждая, общей номинальной стоимостью 10 000 000 000 руб. 29.07.2019 ООО "Финанс-Авиа" (должник) и ООО "КМР" (представитель владельцев облигаций) подписали соглашения о новации, которыми стороны согласились полностью прекратить все обязательства должника по каждой облигации и связанные с каждой облигацией, включая, но не ограничиваясь, обязательства по выплате суммы номинальной стоимости облигаций и по выплате суммы купонного дохода за купонные периоды с седьмого по тринадцатый включительно (первоначальное обязательство), заменой (новацией) первоначального обязательства на новое обязательство в соответствии с условиями соглашений. Должник обязался исполнить новое обязательство путем банковского перевода денежных средств на банковский счет каждого законного владельца, указанный в уведомлении такого законного владельца, в определенном соглашением порядке (пункт 3.1 соглашений).
Апелляционная коллегия не усматривает тяжелого материального положения ООО "Финанс-Авиа", исходя из представленного в материалы дела бухгалтерского баланса общества, а также исходя из характера и суммы соглашений о новации.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая отсутствие надлежащих доказательств тяжелого материального положения ООО "Финанс-Авиа", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае не имеется оснований для снижения обществу наказания ниже низшего размера санкции части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, поскольку назначенный административным органом административный штраф отвечает целям административной ответственности и не влечет избыточное ограничение прав общества. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2020 по делу N А70-20902/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-20902/2019
Истец: ООО "Финанс-Авиа"
Ответчик: Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации