г. Владимир |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А43-35088/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20 января 2020 года по делу N А43-35088/2019, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 17.05.2019 N 84-вн/3-о.
при участии:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - Общество) - Лапшина А.В. по доверенности от 16.03.2020 N 7Q00/N25/2020 сроком действия до 08.09.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовия (ранее- Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу) - Кушнир В.В. по доверенности от 12.05.2020 N 45 сроком действия до 30.06.2020 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным предписания N 84-вн/3-о от 17.05.2019 г., выданного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20 января 2020 года по делу N А43-35088/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20 января 2020 года по делу N А43-35088/2019- отменить. Принять по делу новый судебный акт, которым требования публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить и признать недействительным предписание N84-вн/3-о от 17.05.2019 г.
Публичное акционерное общество "Т Плюс" считает вынесенное решение суда об отказе в удовлетворении требований незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что при проведении проверки, по результатам которой было выдано предписание, не выявлено опасное размещение отходов на Шламонакопителях, несоблюдение нормативов качества окружающей среды, негативное воздействие на окружающую среду, несоблюдение утвержденных технологий, связанные с эксплуатацией шламонакопителей. Шламонакопитель Сормовской ТЭЦ оборудован системой перелива в виде отводящих труб, которые не позволяют воде подниматься выше уровня перелива. Вода, поступающая в трубу, проходит очистку на объединённой фильтровальной насосной станции Сормовской ТЭЦ. Риск затопления шламонакопителя, а, следовательно, и попадания отходов в грунт, отсутствует. Шламонакопители Сормовской ТЭЦ спроектированы таким образом, чтобы исключить попадание шламов и шламовых вод, находящихся на данных объектах, во внешнюю среду. Чаши шламонакопителей (дно и стены ложа) оборудованы изолирующими асфальтобетонными и глинистыми материалами. Указанные обстоятельства установлены в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 г. по делу N А43-2747/2019. Также соответствие Шламонакопителей требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 23.08.2018 N 52.НЦ.04.000.М.001578.08.18, выданным Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, а также экспертным заключением от 15.08.2018 г. N 06/2 6590, выполненным "Центром гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области". Судом отклонена ссылка заявителя на вышеуказанные экспертные заключения, однако Общество не согласно с данным выводом суда, поскольку экспертиза была проведена в августе 2018 г., то есть за 7 месяцев до проведения проверки Росприроднадзором (в апреле 2019 г.) и отражает состояние объектов за 43 года их эксплуатации (с 1975 г.). Семь месяцев - очень короткий срок для изменения (ухудшения) состояния объектов. За этот период состояние шламонакопителей не ухудшилось и ухудшится не могло. Кроме того, санитарно-эпидемиологическая экспертиза была выполнена уполномоченным в соответствующей области государственным органом. В то время как инспектор Росприроднадзора не обладал соответствующими навыками и не вправе был оценивать соответствие объектов требованиям СанПин. Заявителем в процессе рассмотрения дела было указано на невозможность выявления вменяемых нарушений способом, которым они были установлены, а именно способом "визуального осмотра", т.к. дно и откосы сооружений скрыты под размещаемыми на них отходами и визуально не просматриваются. Судом отклонена ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 г. N А43-2747/2019, однако Общество считает, что выводы, изложенные в нем, должны были быть учтены судом по настоящему делу, так как сделаны по тем же самым объектам - Шламонакопителям Сормовской ТЭЦ, в отношении тех же самых нарушений, выявленных тем же самым способом. Общество указывает, что Росприроднадзором не предоставлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого Предписания. Со стороны заявителя предоставлены документы и иные доказательства, подтверждающие соответствие принадлежащих ему объектов размещения отходов требованиям действующего законодательства. Таким образом, по мнению заявителя, состояние шламонакопителей соответствует требования статьи 39 ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 4.4, 4.22, 4.23 СанПиН, а также требованиями, установленными для объектов размещения отходов. Вменение в обязанность заявителю приведение Шламонакопителей в соответствие с установленными требованиями, которым объекты уже соответствуют, свидетельствует о несоответствии выданного предписания требованиям законности.
В ходе рассмотрения дела административный орган уточнил свое наименование, указав на то, что 11.10.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о реорганизации Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в форме присоединения к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее МУ Росприроднадзора по НО и РМ), в подтверждение ответчиком представлены правоустанавливающие документы.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда незаконным и необоснованным, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из обстоятельств дела, на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому по Приволжскому федеральному округу от 04.04.2019 N 0225 и приказа о внесении изменений от 24.04.2019 N 0282, с 11 апреля 2019 года по 15 мая 2019 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО "Т плюс" филиал "Нижегородский" Сормовская ТЭЦ.
По результатам проверки должностным лицом инспекции составлен акт проверки от 17 мая 2019 года N 084-ВН, в котором отражен факт выявленных нарушений, в том числе: нарушены экологические требования при эксплуатации шламонакопителей (шламонакопитель отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод (нефтешлам), используемый для размещения отходов зачистки оборудования локальных очистных сооружений нефтесодаржащих сточных вод, содержащие преимущественного диоксид кремния при содержании нефтепродуктов менее 15% и шламонакопитель отходов (осадков) при подготовке воды (шлам водоподготовки), используемый для размещения осадка осветления природной воды известковым молоком и коагулянтом на основе сульфата железа в смеси с осадком нейтрализации регерационных вод химводоочистки), расположенных по адресу г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д.45.
31.05.2019 уполномоченным лицом Департамента, вынесено постановление о привлечении ПАО "Т Плюс" к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.8.1 КоАП РФ. Данное постановление от 24.10.2017 N 161 вступило в законную силу 16.10.2019, что подтверждается решением Нижегородского областного суда по делу N 7-1315/2019 от 16.10.2019.
В связи с выявленными нарушениями, 17.05.2019 года Департамент выдал обществу предписание N 84-вн/3-о об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым обязал его в срок до 15.05.2020 устранить нарушения экологических требований при эксплуатации шламонакопителей (шламонакопитель отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод (нефтешлам), используемый для размещения отходов зачистки оборудования локальных очистных сооружений нефтесодаржащих сточных вод, содержащие преимущественного диоксид кремния при содержании нефтепродуктов менее 15% и шламонакопитель отходов (осадков) при подготовке воды (шлам водоподготовки), используемый для размещения осадка осветления природной воды известковым молоком и коагулянтом на основе сульфата железа в смеси с осадком нейтрализации регерационных вод химводоочистки), расположенных по адресу г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д.45, а именно: привести шламонакопители в соответствии с требованиями, установленными для объектов размещения отходов (согласно акту проверки от 17.05.2019 N 084-вн).
Полагая, что выданное административным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области.
В обоснование заявленного требования Общество указывало, что нарушения, вменяемые Росприроднадзором по шламонакопителям Сормовской ТЭЦ, основаны на предположениях инспектора и не подкреплены документально, состояние шламонакопителей соответствует требованиям действующего законодательства и является безопасным для окружающей среды, нарушение ПАО "Т Плюс" требований пункта 1 статьи 39 ФЗ "Об охране окружающей среды", а также пунктов 4.4., 4.22, 4.23 СанПиН 2.1.7.1322-03 отсутствует и Департаментом не доказано, предписание не отвечает признаку исполнимости. В подтверждение своей позиции по делу заявитель ссылается на санитарно-эпидемиологическое заключение от 23.08.2018 N 52.НЦ.04.000.М.001578.08.18 и на экспертное заключение Nз06/26590 от 15.08.2018, а также на решение NА43-2747/2019 от 27.06.2019, полагая, что оно является преюдициальным для настоящего дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции и исходил из того, что в рассматриваемом случае, проведенная в отношении ПАО "Т Плюс" проведена в соответствии с нормами действующего законодательства. Материалами проверки подтверждено, что шламонакопители находятся в ненадлежащем состоянии, таким образом, общество обязано исполнить требование предписания от 17.05.2019 N 84-вн/3-о и привести шламонакопители Сормовской ТЭЦ в соответствии с требованиями, установленными для объектов размещения отходов. В данном случае выданное Обществу предписание является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что оспариваемым предписанием Обществу вменяется в вину нарушение экологических требований предусмотренных частью 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 -ФЗ, пунктов 4.4, 4.22, 4.23 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения".
В соответствии с частью 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, в области охраны окружающей среды.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень (часть 6 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (часть 1 статьи 66 Закона N 7-ФЗ).
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор.
В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 8 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 (далее - Положение N 426), к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 3 указанного Положения N 426 установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 N 487 (далее - Положение N 487, действовавшее на момент проведения проверки), Департамент является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Приволжского федерального округа.
В соответствии с Положением Департамент осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 4.1.3 Положения).
Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 9 Положения N 426).
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основания для проведения внеплановых выездных проверок указаны в ч.2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки (пункт 6 статьи 15 Закона N 294-
ФЗ).
В силу пункта 6 части 2 статьи 16 Закона N 294-ФЗ дата, время, продолжительность и место проведения проверки указываются в акте проверки.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения (часть 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ).
В рассматриваемом случае, проведенная в отношении ПАО "Т Плюс" проведена в соответствии с нормами действующего законодательства. Каких-либо нарушений Департаментом при проведении проверки не допущено, что не оспаривается заявителем.
Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Пунктом 4.4 СанПин 2.1.71322-03 объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.
Пунктами 4.22 СанПин 2.1.71322-03 предусмотрено, что не допускается попадание ливневых и талых вод с участков карт полигона, на которых захоронены токсичные отходы, на любую территорию, особенно используемую для хозяйственных целей. Сбор этих вод осуществляется на специальные карты - испарители внутри полигона. Для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение.
Материалами дела подтверждается, что основными видами деятельности ОАО "Т Плюс" согласно Уставу, утвержденному годовым Общим собранием акционеров 30 июня 2017 года, являются: производство тепловой и электрической энергии (мощности) и теплоносителя, покупка, поставка (продажа) тепловой и электрической энергии (мощности) теплоносителя; строительство, реконструкция и эксплуатация электростанций, энергетического оборудования, источников тепловой энергии, тепловых носителей; и др.
В результате хозяйственной деятельности на Сормовской ТЭЦ филиал "Нижегородский" ПАО "Т Плюс" (далее - Сормовская ТЭЦ) образуются отходы производства и потребления.
Основные виды деятельности, в результате которых происходило образование отходов производства: производство электрической и тепловой энергии (мощности) теплоносителя.
Предприятие имеет нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов от 02 сентября 2015 года N 554 П-р (Решение о переоформлении документа об утверждении нормативом образования отходов и лимитов на их размещение) со сроком действия до 13 декабря 2019 года).
ПАО "Т Плюс" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности в части размещения отходов Ш-IV классов опасности от 17 января 2017 года N (52)-2686-Р со сроком действия лицензии - бессрочно (далее - Лицензия).
ПАО "Т Плюс" Нижегородский филиал Сормовская ТЭЦ утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
В ходе проверки обследованы объекты и земельные участки ПАО "Т Плюс" Нижегородский филиал Сормовская ТЭЦ по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 45.
ПАО "Т Плюс" Нижегородский филиал Сормовская ТЭЦ эксплуатирует объекты размещения отходов (ОРО) по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 45: 1. шламонакопитель отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод (нефтешлам), используемый для размещения отходов зачистки оборудования локальных очистных сооружений нефтесодержащих сточных вод, содержащие преимущественного диоксид кремния при содержании нефтепродукт")" менее 15%, код ФККО 723 811 11 39 4.
Согласно характеристике ОРО объект введен в эксплуатации" в 1975 году. Объект размещения внесен в ГРОРО Приказом Росприроднадзора N 693 от 31 октября 2014 года (N объекта 52-00021-Х-00692-311014).
Вместимость объекта составляет 2400т (5760 м3), заполнено на 01 апреля 2018 года - 828,021 тонн (1987,274 м3). Площадь объекта 1200 кв. м.
26 апреля 2019 года в ходе осмотра территории мазутного хозяйства ПАО "Т Плюс" Нижегородский филиал Сормовская ТЭЦ по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 45 установлено, что на указанной территории находится шламонакопитель. При визуальном осмотре шламонакопителя выявлено, что дно и откосы сооружения (объекта) укреплены слоем щебеночной подготовки, асфальтовое покрытие повреждено в виде трещин и заломов, что не исключает инфильтрацию воды, вследствие чего возможно загрязнение подземных вод (протокол осмотра от 26 апреля 2019 года); 2. шламонакопитель отходов (осадков) при подготовке воды (шлам водоподготовки), используемый для размещения осадка осветления природной воды известковым молоком и коагулянтом на основе сульфата железа в смеси с осадком нейтрализации регерационных вод химводоочистки, код ФКК0 312 191 21 30 4. Объект размещения внесен в ГРОРО Приказом Росприроднадзора N 693 от 31 октября 2014 года (Nобъекта 52-00022-Х-00692-311014).
Согласно характеристике ОРО, объект введен в эксплуатацию в 1975 году. Вместимость объекта составляет 280U0 т (8600 м3), заполнено на 01 апреля 2018 года - 27631,801 тонн (8486,910 м3). Площадь объекта 4000 кв.м.
26 апреля 2019 года в ходе осмотра территории мазутного хозяйства ПАО "Т Плюс" Нижегородский филиал Сормовская ТЭЦ по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 45 установлено, что на указанной территории находится шламонакопитель.
При визуальном осмотре шламонакопителя выявлено отсутствие водонепроницаемого основания. Ложе и борта хранилища не имеют защитного слоя. Материал, обеспечивающий изоляцию накопителя не зафиксирован, противофильтрационный экран отсутствует, а результате чего по всему периметру ОРО зафиксировано наличие растительности (камыши), что подтверждается протоколом осмотра от 26 апреля 2019 года.
Территория шламонакопителей ограждена забором, въезд на территорию осуществляется через КПП. Общее состояние шламонакопителей - неудовлетворительное.
На основании технического паспорта на сооружение "Энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции - Сормовская ТЭЦ" от 17 февраля 2012 года материал конструктивных элементов составных частей сооружения (стены, днище) должен состоять из железобетонных покрытий. Однако на момент осмотра ложе сооружения повреждено.
Таким образом, в силу приведенных норм, учитывая, что шламонакопители находятся в ненадлежащем состоянии, общество обязано исполнить требование предписания от 17.05.2019 N 84-вн/3-о и привести шламонакопители Сормовской ТЭЦ в соответствии с требованиями, установленными для объектов размещения отходов (согласно акту проверки от 17.05.2019 N 084-вн).
Решением Областного суда Нижегородской области 16.10.2019 по делу N 7-1315/2019, оставившим в силе решение Сормовского районного суда от 08.08.2019 по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, в рамках которого судом общей юрисдикции исследовалась та же проверка, установлено, что шламонакопители Сормовской ТЭЦ, находящиеся по адресу: г.Н.Новгород, ул. Коминтерна, д.45, находятся в неудовлетворительном состоянии, не соответствуют требованиям, установленным для объектов размещения, что является нарушением ч.1 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п.4.4, п. 4.22, п. 4.23 СанПиН 2.1.7.1322 - 03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". Указанное решение в силу ст.69 АПК РФ не является преюдициальным, однако выводы, изложенные в нем, по результатам той же самой проверки от 17.05.2019 учитывались судом при рассмотрении настоящего дела.
Ссылка заявителя на санитарно-эпидемиологическое заключение от 23.08.2018 N 52.НЦ.04.000.М.001578.08.18, выданное Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области и на экспертное заключение N06/26590 от 15.08.2018 "О соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования которые планируется использовать для выполнения деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (размещение) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативом для филиала Нижегородский ПАО "Т Плюс" правомерно отклонена судом, поскольку данные документы датированы 2018 годом, то есть задолго до проведения проверки. В ходе судебного заседания 15.01.2020 представители сторон отказались от проведения экспертизы по данному делу.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 по делу N А43-2747/2019 обоснованно отклонена судом, поскольку в рамках дела N А43-2747/2019 исследовалась иная проверка (акт проверки от 13.11.2018 N 236-вн), в связи, с чем указанное решение по делу N А43-2747/2019 не может являться преюдициальным для настоящего дела. Проверка вышеуказанного решения суда вышестоящими инстанциями не осуществлялась.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемое предписание, возлагающее на Общество обязанность устранить нарушения экологических требований при эксплуатации шламонакопителей (шламонакопитель отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод (нефтешлам), используемый для размещения отходов зачистки оборудования локальных очистных сооружений нефтесодаржащих сточных вод, содержащие преимущественного диоксид кремния при содержании нефтепродуктов менее 15% и шламонакопитель отходов (осадков) при подготовке воды (шлам водоподготовки), используемый для размещения осадка осветления природной воды известковым молоком и коагулянтом на основе сульфата железа в смеси с осадком нейтрализации регерационных вод химводоочистки), расположенных по адресу г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д.45, а именно: привести шламонакопители в соответствии с требованиями, установленными для объектов размещения отходов (согласно акту проверки от 17.05.2019 N 084-вн), законно и обоснованно, является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения нарушений действующего законодательства.
Все доводы публичного акционерного общества "Т Плюс", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20 января 2020 года по делу N А43-35088/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-35088/2019
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу