Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф08-8923/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2020 г. |
дело N А32-50738/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Н.В.Ковалевой, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П.,
при участии:
от истца: представитель Колесников А.А., доверенность от 26.06.2018;
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Мясникова К.К., доверенность от 20.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ОГРН 1052313098750, ИНН 2365004417)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 по делу N А32-50738/2018
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ОГРН 1052313098750, ИНН 2365004417)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ответчик, ООО "РН-Морской терминал Туапсе") о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 427809 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 с общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскана плата за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 427809 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 11556 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РН-Морской терминал Туапсе" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что причиной нахождения вагонов на путях общего пользования являлось неисполнение обязанности перевозчиком по подаче вагонов на свободные пути необщего пользования ответчика. Уведомление ответчика о готовности вагонов к приему не предусмотрено договором и действующим законодательством РФ, не используется сторонами при подаче и уборке вагонов. Перевозчик, злоупотребляя своим правом, при наличии вагонов на станции и готовых к подаче, не подавал вагоны на свободные пути ответчика (в течение 1,35 часа с момента освобождения этих путей), но при этом, позднее составлял АОФ для взыскании платы, выбрав момент занятости путей необщего пользования ответчика, о чем и предоставил первичные документы (памятки и ведомости) только на выбранный истцом период составления АОФ. Ответчик предоставил суду доказательства того, что вагоны находились на путях общего пользования по причине неисполнения перевозчиком обязанности по их подачи на свободный путь необщего пользования, что подтвердил первичными документами: уведомлениям о завершении грузовой операции на пути необщего пользования и памятки приемосдатчика на последующую подачу на этом же пути необщего пользования. Истец не предоставил доказательств невозможности подачи вагонов на свободные пути в указанные "окна". Истец не предоставил доказательства занятости всех путей необщего пользования для данного вида груза, следовательно, не доказал невозможность подачи вагонов на все пути необщего пользования. Причины нахождения вагонов на путях общего пользования зависели от истца, что освобождает ответчика от платы согласно ч. 18 ст. 39 УЖТ РФ. Ответчиком была предоставлена справка гидрометеорологического поста N 07/425 от 30.05.2018 о том, что в период с 29.05.2018 (16:30) по 30.05.2018 (03:00) скорость воздушного потока (ветра) в местах погрузки/выгрузки составляла 15-м/с и более, вследствие чего пользователь отказывался от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов. Данное обстоятельство также является обстоятельством, освобождающим ответчика от платы согласно ч. 18 ст.39 УЖ Г РФ. Причиной нахождения вагонов на путях общего пользования являлась неуборка порожних вагонов перевозчиком с путей необщего пользования ответчика, что было подтверждено вступившими в законную силу судебными актами. Причиной нахождения вагонов на путях общего пользования являлось нарушение перевозчиком обязанности но количеству подаваемых вагонов. Перевозчик не уведомлял ответчика о дате и времени подачи вагонов. Только по истечении двух часов с момента получения уведомления может начисляться плата за ожидание выгрузки. В отсутствие уведомления о готовности грузов к подаче перевозчик не имеет правовых оснований для начисления платы за ожидание подачи вагонов. В случае нарушения подачи уведомления перевозчиком плата должна быть рассчитана по истечении двух часов с момента получения ответчиком уведомления РЖД. Ответчик не подавал в спорный период уведомлений о невозможности приема вагонов под выгрузку. Ссылка на занятость фронта выгрузки в актах общей формы сама по себе не раскрывает конкретную причину таковой как зависящей от грузополучателя. Таким образом, железная дорога не представила доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования происходил по причинам, зависящим от ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От ООО "РН-Морской терминал Туапсе" поступили письменные пояснения по апелляционной жалобе, в которых ответчик признал частично исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 2683,62 руб., просил изменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 и отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания платы на сумму 425125,38 руб.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, от 08.07.2020 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Новик В.Л. ввиду болезни на судью Нарышкину Н.В. Сформирован следующий состав суда: председательствующий судья Маштакова Е.А., судьи Ковалева Н.В., Нарышкина Н.В.
Рассмотрение апелляционной жалобы, осуществлено с учетом положений части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 01.12.2016 подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов локомотивом ОАО "РЖД" с железнодорожных путей необщего пользования ответчика осуществляется в соответствии с условиями договора N 10/7т от 08.06.2015 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "РН-Морской Терминал Туапсе" при станции Туапсе СКЖД, условия которого определены протоколом согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 договора пользователь (ответчик) оплачивает плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
В апреле - июле 2018 года на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика простаивали вагоны, прибывшие в его адрес.
По данному факту в соответствии с требованиями статей 39 и 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) истцом были составлены акты общей формы, номера которых и даты их составления указаны в расчетах отыскиваемой платы.
Все акты общей формы были подписаны ответчиком с возражениями. В данных актах были зафиксированы обстоятельства, вызвавшие их составление с указанием причины задержки вагонов, времени начала и окончания простоя вагонов на путях общего пользования.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, в период апреле - июле 2018 года в соответствии с актами общей формы истец начислил ответчику плату в сумме 427809 руб. (с учетом НДС 18%).
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направлялись претензии с требованием оплаты задолженности, которые оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 793 данного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ.
На основании части 17 указанной статьи размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно пункту 1.6 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
В соответствии с частью 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением" (пункту 3.2.4 Правил N 45).
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Таким образом, выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования и возможность взыскания за это платы с грузополучателя входит в предмет доказывания правомерности требований дороги. Следовательно, истец (ОАО "РЖД") должен доказать факт невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования по вине ответчика - ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
Пунктом 11 договора N 10/7т стороны согласовали технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов и вместимость мест выгрузки (мазут топочный, дизельное топливо, бензин).
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного времени на разогрев и слив для III группы вязкости (мазут топочный М40) - не более 8 часов, для IV группы вязкости (мазут топочный М100) - не более 10 часов, в теплый период года - не более 4 часов.
Согласно пункту 12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2017) максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет:
- светлые нефтепродукты - 300 вагонов, в том числе: бензин - 180 вагонов, дизельное топливо - 120 вагонов;
- мазут топочный М100 - в осенне-зимний период 96 вагонов, в весенне-летний период 168 вагонов.
При производстве налива бензина, перерабатывающая способность по сливу бензина и дизельного топлива уменьшается в зависимости от количества наливаемых в сутки вагонов-цистерн.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится в местах погрузки, выгрузки. Время на приемосдаточные операции предоставляется по 1 минуте на вагон, но не более 30 минут на одновременно передаваемую группу вагонов (пункт 10 договора N 10/7т).
Пунктом 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2017) предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке пользователь передает уведомление перевозчику: оператор пользователя письменно уведомляет приемосдатчика станции Туапсе. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 3-х часов с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, производится перевозчиком в течение 1,35 часа, при условии нахождения вагонов на станции Туапсе-Сортировочная и готовности их к подаче.
Приказом ФСТ РФ от 29.04.2015 N 127-т/1 была утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах NN 1-4 Тарифного руководства.
Истец начислил ответчику плату за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 427809 руб.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исследовав представленные истцом в обоснование требований условия договора, ведомости подачи и уборки вагонов, в которых указано на нарушение сроков оборота вагонов; акты общей формы, содержащие обстоятельства и причины простоя вагонов; памятки приемосдатчика, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности расчета и взимания платы, установленной договором N 10/7т, за нахождение вагонов на путях общего пользования при задержке их приема или в ожидании приема на пути необщего пользования по причинам, зависящим от порта.
При этом суд не принял во внимание возражения ответчика, изложенные в отзыве на иск, согласно которым имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по выгрузке грузов, а именно: неблагоприятные погодные условия (скорость ветра достигала 15 м/сек и более).
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в том числе в случае наличия обстоятельства непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
В соответствии с пунктом 5.12 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнергетики от 19.06.2003 N 232, запрещается проводить сливоналивные операции судов на причалах, железной дороге и автоцистер на эстакадах при грозе и скорости ветра 15 м/с и более.
В силу пункта 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2015 N 155н, к работам на высоте относятся, в том числе работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе при подъеме работника на высоту более 5 м и спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75 градусов.
Не допускается выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более, при грозе и тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ.
Из анализа названных норм права и использованного синтаксического механизма их изложения следует, что указанные работы запрещается проводить как при наличии одновременной совокупности двух факторов - грозы и скорости ветра 15 м/с и более, так и при наличие одного (любого) из указанных факторов -либо грозы, либо ветра 15 м/с и более.
Как указывает ответчик, в спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, а именно, с 29.05.2018 (16:30) по 30.05.2018 (03:00) скорость ветра достигала 15 м/сек и более, вследствие чего общество отказывалось от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы, извещением об отказе в приеме вагонов и извещениями о снятии отказа.
Таким образом, ввиду действия шквалистого ветра начисление платы за простой ж/д вагонов ответчика на путях общего пользования является необоснованным в размере 5025,76 руб., т.к. данный простой происходил не по вине ООО "РН-Морской терминал Туапсе", а по объективно существовавшим причинам, в связи с чем время, в течение которого ООО "РН-Морской терминал Туапсе" было не вправе производить разгрузочные мероприятия ввиду действия погодных условий (шквалистый ветер), подлежало учету со стороны ОАО "РЖД" при расчете отыскиваемой платы.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в спорный период ОАО "РЖД" задерживало уборку порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, что подтверждается уведомлениями о завершении грузовой операции.
Таким образом, начисление истцом платы за простой ж/д вагонов ответчика на путях общего пользования в размере 205758,96 руб. необоснованно.
Из графиков занятости путей необщего пользования под грузовыми операциями за апрель - июль 2018 года следует, что в то время, когда пути необщего пользования были свободны, истец вагоны под выгрузку не подавал. После выгрузки порожние вагоны своевременно истцом не убирались с путей необщего пользования, в результате чего вагоны с нефтепродуктами скапливались на путях общего пользования. Вместе с тем, истцом составлялись акты общей формы о простое вагонов и начислялась по ним плата.
Согласно абзацу 2 пункта 16.9 договора в случае невозможности выгрузки (слива) вагонов по причинам, зависящим от пользователя, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика, однако такие отказы со стороны ответчика отсутствовали. В противном случае истец должен был представить такие письменные отказы.
Более того, согласно пункту 3.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2006 N 26, о времени подачи вагонов перевозчик должен уведомить владельца, пользователя железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за два часа до подачи вагонов. Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
Согласно условиям договора уведомление о подаче вагонов на железнодорожные пути необщего пользования передается приемосдатчиком-информатором станции Туапсе-диспетчеру пользователя по телефонам с записью в книге уведомлений (пункт 6 договора). Форма книги утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р.
Истец в нарушение пунктов 5, 6 договора о предстоящей подаче вагонов под выгрузку в установленный срок ответчика не уведомлял, доказательств уведомления в материалы дела не представил.
Таким образом, отсутствие уведомлений о подаче вагонов под выгрузку в спорный период дестабилизировало работу общества по своевременному приему вагонов на пути необщего пользования, что в свою очередь, также способствовало скоплению вагонов на путях общего пользования.
При таких обстоятельствах из расчета истца подлежит исключению начисленная им плата за простой ж/д вагонов ответчика на путях общего пользования в размере 31624,14 руб.
Кроме того, ОАО "РЖД" была начислена повторно плата по актам общей формы на общую сумму 2371,80 руб.
ОАО "РЖД" подавало меньшее количество готовых к подаче вагонов на ж,д. пути необщего пользования. Остальные готовые к подаче вагоны простаивали на путях общего пользования, однако истец составлял АОФ о простое. Сумма платы по указанному доводу составила 9830,57 руб.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности истцом факта простоя спорных вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине ответчика на общую сумму 425125,38 руб. Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в конкретный период конкретные вагоны простаивали на путях общего пользования исключительно по вине ООО "РН-Морской терминал Туапсе". Нормы действующего законодательства не позволяют возлагать на ответчика обязанность по внесению истцу отыскиваемой платы в тех случаях, когда простой вагонов ответчика на путях общего пользования был вызван действиями (бездействием) самого открытого акционерного общества "РЖД".
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2020 N Ф08-2500/2020 по делу N А32-3649/2018.
При таких обстоятельствах подлежащими удовлетворению являются требования истца о взыскании с ответчика платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 2683,62 руб., в остальной части требований (425125,38 руб.) надлежит отказать.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 115561 руб., что подтверждается платежным поручением N 2133875 от 04.12.2018 (т. 1, л.д. 25).
Поскольку исковые требования удовлетворены на 0,63 % и в удовлетворении исковых требований отказано на 99,37%, постольку с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 72,80 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. (платежное поручение N 72163 от 15.05.2020 - т. 4, л.д. 54) подлежат отнесению на стороны согласно вышеуказанной пропорции.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 по делу N А32-50738/2018 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) плату за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 2683,62 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 72,80 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2981,1 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50738/2018
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе