г. Красноярск |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А74-1063/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тоцким В.А.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Орион"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "28" апреля 2020 года по делу N А74-1063/2020,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428, далее - управление, Росалкогольрегулирование) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Орион" (ИНН 1901108675, ОГРН 1121901003377, далее - общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 апреля 2020 года заявление удовлетворено, общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Орион" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Изъятая у общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Орион" алкогольная продукция направлена на уничтожение.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить, назначить административное наказание в виде предупреждения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал на то, что административный орган не доказал возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в результате совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Управление направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы отклонило.
Определением судебное разбирательство, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, было отложено.
Стороны, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
18.10.2019 в рамках дела об административном правонарушении N 6-04-29/284ю-2019, возбужденного 17.10.2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Орион" по части 1 статьи 14.19 КоАП РФ, проведен осмотр складского помещения по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 0155.
Как установлено административным органом, складское помещение находится в собственности ООО "ТД "Орион" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 22 сентября 2014 года серии 19 АА N 650012.
В ходе осмотра обнаружена хранящаяся алкогольная продукция, в общем количестве 14 216 бутылок, а именно: пивной напиток "MaiTai" в ассортименте, изготовитель ООО "Азия+", крепостью 6,9%, объемом упаковки (ПЭТ) 1,95 л - 366 шт., объемом упаковки (ПЭТ) 1,5 л - 1577 шт.; пивной напиток "BeerFire" в ассортименте, изготовитель ООО "Азия+", крепостью 6,9%, объемом упаковки (ПЭТ) 1,5 л - 12 138 шт.; пивной напиток "Марти Рей Коктейль" со вкусом тропических фруктов, изготовитель ООО "Альфа-Групп", объем упаковки (ж/б) 0,5 л - 5 шт.; пивной напиток "Марти Рей Коктейль" со вкусом апельсина, изготовитель ООО "ПК "Возрождение", крепостью 6,7%, объемом упаковки (ж/б) 0,5 л - 6 шт.; пивной напиток "ХАЙПЕР СУПЕР" со вкусом апельсина, изготовитель ООО "Водоцикл", крепостью 4,5%, объемом упаковки (стекло) 0,45 л - 5 шт.; пивной напиток "КОКТЕЙЛЬ БЛЕЙЗЕР" со вкусом тархуна, изготовитель ООО "ПК "Возрождение", крепостью 6,7%, объемом упаковки (ж/б) 0,5 л - 6 шт.; пивной напиток "КОКТЕЙЛЬ БЛЕЙЗЕР" со вкусом яблока и бузины, изготовитель ЗАО "СП "Шилкин Дагвино СПБ", крепостью 6,7%, объемом упаковки (ПЭТ) 1,3 л - 89 шт.; пивной напиток "КОКТЕЙЛЬ БЛЕЙЗЕР" со вкусом яблока и бузины, изготовитель ООО "Альфа-Групп", крепостью 6,7%, объемом упаковки (ПЭТ) 1,3 л - 24 шт. При этом в ЕГАИС не зафиксированы сведения о её хранении. В ходе осмотра 18.10.2019 ООО "ТД "Орион" не предоставило на обнаруженную алкогольную продукцию документы, удостоверяющие легальность ее производства и оборота.
Названные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 18.10.2019 N 6-04-29/284ю-2019.
В этот же день должностным лицом управления составлен протокол изъятия вещей и документов, а именно поименованной выше алкогольной продукции.
Указанная в протоколе изъятия вещей и документов от 18.10.2019 алкогольная продукция передана на ответственное хранение представителю ОА "Росспиртпром", о чём составлены акты приема-передачи и (или) предметов от 18.10.2019 N У6-19002/05.(1), У6-19002/05.(2) в количестве 14 162 бутылок. Как следует из материалов дела, алкогольная продукция в количестве 54 шт. (пивной напиток "BeerFire" со вкусом коньяка-миндаля, изготовитель ООО "Азия+", крепостью 6,9%, объемом упаковки (ПЭТ) 1,5 л) в ходе изъятия пришла в негодность.
18.10.2019 должностным лицом административного органа вынесено определение N 6-04-29/284ю-2019 об истребовании сведений, которое вручено представителю общества.
Названным определением административным органом истребованы у общества сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборот обнаруженной в ходе осмотра алкогольной продукции согласно протоколу осмотра от 18.10.2019 N 6-04-29/284ю-2019.
Копии протоколов осмотра, изъятия и определение об истребовании документов составлены в присутствии и получены уполномоченным представителем ООО "ТД "Орион", действующего на основании доверенности.
Сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции, поименованной в протоколе осмотра N 6-04-29/284ю-2019, ни в ходе осмотра 18.10.2019, ни на момент составления протокола об административном правонарушении от 15.01.2020 N 6-04-29/8ю-2020 обществом не представлены.
В действиях ООО "ТД "Орион", выразившихся в обороте (хранении) алкогольной продукции по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 0155, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота (хранение), определенных Федеральным законом N 171-ФЗ, административный орган усмотрел наличие признаков события административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
По результатам административного расследования управлением в отношении общества 15.01.2020 составлен протокол N 6-04-29/8ю-2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП
РФ. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом. Копия протокола направлена по юридическому адресу общества заказным письмом с уведомлением.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ТД Орион" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 названного Кодекса.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что должностные лица управления при проведении проверки, возбуждении дела об административном правонарушении, составлении протокола об административном правонарушении действовали в пределах предоставленных им полномочий.
Процедура проведения административного расследования и порядок составления протокола, установленный статьей 28.2. КоАП РФ, а также права лица, привлекаемого к административной ответственности, на дачу объяснений по факту вменяемого нарушения
соблюдены. Данные выводы не оспариваются обществом.
Установленный статьей 4.5 Кодекса годичный срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истек.
Согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Согласно положениям статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ применительно к рассматриваемой ситуации оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: товарно-транспортная накладная.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Унифицированная форма товарно-транспортной накладной (ТТН) N 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Она состоит из двух разделов - товарного, характеризующего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя, и транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и
перевозчика.
Из приведенных положений в их совокупности следует, что ТТН необходимо составлять при любом перемещении алкогольной продукции. ТТН выписывает лицо, отгружающее алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в том числе с одного своего
склада на другой склад. Без ТТН невозможно оформить ни одно законное перемещение алкогольной и спиртосодержащей продукции от продавца к покупателю.
Таким образом, во всех случаях Закон N 171-ФЗ обязывает участников алкогольного рынка при любом виде оборота, оформлять товарно-транспортную накладную.
Как следует из материалов дела, управлением установлено и обществом не оспаривается, что ООО "ТД Орион" хранило спорную алкогольную продукцию по адресу:
Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 0155. Факт оборота (закупка, хранение, поставка) спорной алкогольной продукции подтверждается материалами дела.
В ходе проведения административного расследования ООО "ТД Орион" не представило копии документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, обнаруженной на складе по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 0155.
Осуществляя деятельность по обороту алкогольной продукции, ООО "Торговый Дом "Орган" должно было знать о том, что оборот алкогольной продукции должен осуществляться только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, и об установленном законодательством Российской Федерации запрете оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в части обеспечения наличия сопроводительных документов на алкогольную продукцию, удостоверяющих легальность её производства и оборота. Данное обстоятельство привело к обороту алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота, предусмотренных статьёй 10.2 Закона N 171-ФЗ.
В рассматриваемом случае ООО "ТД Орион", действуя добросовестно и с должной степенью заботливости и осмотрительности, имело возможность установить легальность поставляемой ему продукции, путём составления сопроводительных документов, а именно: товарно-транспортных накладных.
По части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Общество не предоставило суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие необходимых мер по соблюдению вышеприведенных требований. Факт наличия вины в действиях общества установлен судом, подтверждается материалами дела. В связи с изложенным действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, так как реализация алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителей такой продукции.
Назначенное обществу административное наказание является соразмерным.
Таким образом, избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Рассмотрение апелляционной жалобы на заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" апреля 2020 года по делу N А74-1063/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1063/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "Торговый дом "Орион"
Третье лицо: Третий арбитражный апелляционный суд