г. Вологда |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А44-10310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Суборь" генерального директора Филиппова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Суборь" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 марта 2020 года по делу N А44-10310/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Суборь" (ОГРН 1115332000520, ИНН 5304005916; адрес: 175202, Новгородская область, район Старорусский, город Старая Русса, улица Гостинодворская, дом 24, квартира 51; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному казенному учреждению "Старорусское лесничество" (ОГРН 1155321008094, ИНН 5322014913; адрес: 175228, Новгородская область, район Старорусский, деревня Соболево; далее - учреждение) о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации от 20.11.2019 N 4, выраженного в извещении об отказе в приеме лесной декларации от 26.11.2019 N 684, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем приема лесной декларации в установленном законом порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес:173002, Новгородская область, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 03 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы учреждения о возрасте лесных насаждений, не позволяющем проводить в заявленный обществом по спорной декларации период с 30.11.2019 по 28.04.2020 проходные рубки, основаны на предположениях, что является неправомерным. Указывает на то, что заявленные в отклоненной учреждением лесной декларации проходные рубки соответствуют лесоустроительной документации, в частности, сведениям Государственного лесного реестра, Проекту освоения арендованных лесов, что позволяет осуществлять данные рубки без проведения нового лесоустройства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Учреждение в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Учреждение и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, обществом (арендатор) и Комитетом лесного хозяйства Новгородской области (арендодатель) заключен договор от 20.06.2011 N 309 аренды лесного участка площадью 15 834 га в Старорусском лесничестве, Ляховичском участковом лесничестве в кварталах N 1-112, 117-143, 157, 161, 162, 164, для использования в целях заготовки древесины.
Общество представило в учреждение лесную декларацию от 20.11.2019 N 4, согласно которой в период с 30.11.2019 по 28.04.2020 в выделе 15 квартала 64 и в выделе 8 квартала 57 Ляховичского участкового лесничества заявлено проведение рубок ухода (проходных рубок).
Учреждение в извещении от 26.11.2019 N 684 отказало обществу в приеме лесной декларации от 20.11.2019 N 4 со ссылкой на подпункт 2 пункта 2.11.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 (далее - Административный регламент), по причине недостоверности сведений, указанных в лесной декларации, выразившейся в несоответствии сведений о возможности проведения рубок ухода (проходных рубок) положениям пункта 35 Правил ухода за лесами, утвержденным приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 626 (далее - Правила N 626).
Не согласившись с отказом учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок), уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В силу пункта 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является прием уполномоченным органом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, с направлением извещения о принятии лесной декларации, отчетов, либо извещения, содержащего мотивированный отказ в их приеме.
Пунктом 2.11.1 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций является:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Согласно Приложению 1 к Административному регламенту уполномоченным органом на территории Новгородской области является Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (в настоящее время министерство), полномочия которого по приему лесных деклараций и подписанию извещений об отказе в приеме таковых согласно пунктам 2.1, 2.2.1.21 Устава учреждения и доверенности министерства 09.01.2018 N 14 на территории Старорусского муниципального района осуществляет учреждение.
Пунктом 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), определено, что для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ.
Правила ухода за лесами утверждены приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 626 и определяют Порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации.
В силу пункта 9 данных Правил в целях ухода за лесными насаждениями, должны осуществляться рубки, проводимые для достижения следующих результатов:
улучшение возрастной структуры и породного состава лесных насаждений;
повышение качества и устойчивости лесных насаждений;
сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений;
поддержание и восстановление биологического разнообразия лесов;
повышение продуктивности насаждений (их ресурсного потенциала);
сокращение сроков выращивания технически спелой древесины;
рациональное использование ресурсов древесины.
Пунктом 10 Правил ухода за лесами определено, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
Согласно пункту 35 Правил ухода за лесами проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки.
В силу статьи 67 ЛК РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, в соответствии с пунктом 37 которой продолжительность интервала классов возраста устанавливается для хвойных пород - 20 лет, для мягколиственных пород порослевого происхождения - 10 лет.
Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции периодичность проведения таксации лесов составляет для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно согласился с доводами учреждения и министерства о том, что при давности материалов проведенного по I и по II разряду лесоустройства свыше 10, 15 лет соответственно, такие материалы лесоустройства утрачивают свою актуальность, отвод лесосек под рубки ухода при такой давности лесоустройства невозможен, поскольку положения пункта 31 Лесоустроительной инструкции являются обязательными к исполнению и не делают каких-либо исключений для проведения рубок ухода (в частности, проходных рубок), возможность проведения которых в силу пункта 35 Правил ухода за лесами зависит от вида лесных насаждений и класса возраста рубки.
Лесоустройство в Ляховичском участковом лесничестве проведено в 1997-1998, 2001-2002 годах по I и II разряду.
Сведения в государственном лесном реестре и запланированные в нем рубки основаны на лесоустройстве (на таксационных материалах) 2001 года, при этом согласно данным таксационного описания возраст главной породы (Сосны (С)) в выделе 8 квартала 57 Ляховичского участкового лесничества (эксплуатационные леса, II бонитет) на 2001 год составлял 55 лет (на 2019 год - 73 года); в выделе 15 квартала 64 (эксплуатационные леса, II бонитет) возраст главной породы (березы) на 2001 год составлял 40 лет (на 2019 год - 58 лет).
Согласно пункту 16 Правил ухода за лесами возрастные периоды проведения различных видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, приведены в Приложении 1 к настоящим Правилам.
В силу части 4 статьи 15 ЛК РФ возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно приказу Рослесхоза от 09.04.2015 N 105 "Об установлении возрастов рубок" в Новгородской области возраст рубки по сосне - в эксплуатационных лесах III бонитета и выше установлен с 81 года, по березе - в эксплуатационных лесах, все бонитеты - с 61 года.
Соответственно проходная рубка в выделе 8 квартала 57 Ляховичского участкового лесничества могла проводиться до возраста сосны 60 лет; в выделе 15 квартала 64 - до возраста Березы 50 лет (с учетом пункта 37 Лесоустроительной инструкции).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции о том, что в спорных выделах отвод лесосек по рубку невозможен без актуализации данных лесоустройства, поскольку в силу пункта 35 Правил ухода за лесами проведение проходных рубок в 2019 году на данных выделах должно прекратиться.
Указанное обстоятельство, препятствующее осуществлению проходных рубок, обществом документально не опровергнуто.
Несоответствие спорной декларации проекту освоения лесов обществу учреждением не вменялось, поэтому его довод о таком соответствии подлежит отклонению.
При этом ссылка общества на то, что заявленные объемы использования лесов в виде проходных рубок предусмотрены договором аренды, Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, не исключают правомерность оспариваемого отказа в приеме лесной декларации, поскольку не освобождают лесопользователя от обязанности соблюдения запретов, установленных императивными правовыми нормами в области спорных правоотношений.
Согласно статье 27 ЛК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, использование лесов может ограничиваться.
Допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 данного Кодекса;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные ЛК РФ, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Частью 4 статьи 29 ЛК РФ запрещена заготовка древесины с нарушением возрастов рубок.
Как отражено выше, в силу пункта 35 Правил ухода за лесами проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки.
Данное ограничение обязательно для общества в силу статьи 64 ЛК РФ, пункта 18.6 договора аренды лесного участка от 20.06.2011 N 309.
Кроме того, Проектом освоения лесов на лесном участке, арендуемом обществом в Старорусском лесничестве Новгородской области, предусмотрено, что сроки повторяемости рубок ухода в зависимости от возраста и состава лесных насаждений, типов лесов, сомкнутости полога, полноты и густоты древостоя и других показателей для данного лесного района установлены в Правилах ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 626.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что по условиям договора аренды лесного участка от 20.06.2011 N 309 (пункт 18.19) общество приняло на себя обязательства по проведению лесоустройства (таксации лесов).
Судом обоснованно отклонена ссылка общества на то, что вывод учреждения о возрасте главной породы в спорных выделах основан на предположениях.
Как верно указал суд, положения пункта 38 Лесоустроительной инструкции не входят в противоречие с приведенными выше нормами законодательства в совокупности с имеющимися в деле документами. Позиция учреждения об отказе в приеме лесной декларации основана на детальном анализе таксационных данных (материалов лесоустройства) 2001 года по спорным выделам с учетом давности материалов лесоустройства по состоянию на 2019 год.
При таких обстоятельствах, надлежащим образом оценив заявленные обществом доводы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что материалами дела не подтверждается нарушение учреждением положений законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 марта 2020 года по делу N А44-10310/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Суборь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-10310/2019
Истец: ООО "СУБОРЬ"
Ответчик: ГОКУ "Старорусское лесничество"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйство и экологии Новгородской области, АС Новгородской области