Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2020 г. N Ф08-8873/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2020 г. |
дело N А32-20370/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Решетовой В.А.,
при участии:
от ответчика - представитель Добрицкая А.С.(онлайн) (доверенность от 25.09.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15 января 2020 года по делу N А32-20370/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога"
к ответчику: акционерному обществу "Транснефть -Терминал",
о взыскании платы за простой вагонов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд краснодарского края с иском к акционерному обществу "Транснефть-Терминал" (далее - ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 11 611 рублей 20 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 341 рублей 01 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что истец не представил доказательств, подтверждающих затоваривание станции назначения в связи с несоблюдением норм выгрузки и наличия объективной необходимости отставления от движения поезда в пути следования.
Не согласившись с принятым судебным актом, апеллянт обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт указывает, что в предмет доказывания по данному делу не входят причины, по которым вагоны были отставлены от движения, то есть причины нарушения грузополучателем технологических норм на погрузку, выгрузку грузов. Также истец не согласен с выводом суда о том, что исчисление периода времени проведения грузовой операции произведено без учета требований п. 4.1 Правил N 26, в соответствии с которым время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Судом не дана оценка выписке из инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования технологического перевалочного комплекса АО "Транснефть-Терминал", примыкающего к станции Грушевая СКЖД, в соответствии с которой на двухсторонних сливо-наливных эстакадах, при сливе/наливе на одном из путей нефтепродуктов с температурой вспышки менее 61 °С, подача/уборка вагонов на другой параллельный путь запрещается до окончания сливо-наливной операции, что подтверждает невозможность одновременной подачи и уборки вагонов по 22 и 23 пути станции Грушевая, так как данные пути являются смежными. Таким образом, на момент проведения грузовой операции на пути N 22, вагоны на путь N 23 не подаются и не убираются в соответствии с требованиями пожарной безопасности. ОАО "РЖД" считает необоснованным вывод суда о том, что в нарушение плана подвода поездов на станцию Грушевая перевозчиком не были подведены и переданы на железнодорожные пути N N 22,23 для выгрузки 4 состава, что свидетельствует об отсутствии загруженности станции в спорный период.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Представитель ответчика, участвующий в судебном заседании онлайн, против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представители истца к начавшейся онлайн- конференции не присоединился.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие представителя истца в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и акционерным обществом "Транснефть-Терминал" заключен договор N 229/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Транснефть-Терминал" при станции Грушевая СКЖД от 16.04.2015. В соответствии с указанным договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 8 станции Грушевая СКЖД стрелочным переводом N 65. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
В соответствии с п. 12 договора 229/2 (с учетом дополнительного соглашения от 12.08.2016) на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологическое время на грузовые операции в размере 2-00 час.
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости разогрева в холодный период года (с 15 октября по 14 апреля) технологическое время устанавливается с учетом дополнительного времени на разогрев и слив таких грузов. Необходимость увеличения технологического времени на слив вязких и застывающих грузов определяется начальником станции Грушевая на основе предоставляемых владельцем данных о физико-химических свойствах грузов и применяемых способах слива и производительности технологического оборудования.
Дополнительное время на разогрев и слив предоставляется в соответствии с пунктом 2.3 Методики по разработке определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденной приказом МПС РФ от 10.11.2003 N 70. Общая технологическая норма на разогрев и слив темных нефтепродуктов в холодный период года устанавливается для мазута М-40 не более 6 часов, для мазута М-100 не более 8 часов.
Как следует из искового заявления, в адрес ответчика в сентябре 2018 года на станцию Грушевая следовали поезда с грузом.
По мнению истца, в результате нарушения ответчиком срока оборота вагонов, ряд поездов были брошены в пути следования на промежуточных станциях.
Истец указывает, что обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, причина задержки - невозможность обеспечения своевременной выгрузки АО "Транснефть-Терминал".
Истец в адрес ответчика направил претензии с требованием об оплате за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов.
Неисполнение требований истца, послужи основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Действующим законодательством, в частности статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Порядок оформления задержки вагонов и контейнеров в пути следования установлен Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, оформляется акт общей формы.
Правило составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
11.09.18 на промежуточной станции Разъезд 9 км по приказу N 6290 отставлен от движения поезд N 1111 с индексом 5218-072-5217 в количестве 52 вагонов по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
13.09.18 поезд N 1111 был поднят с промежуточной станции Разъезд 9 км СКВ по приказу N 6114 и отправлен на станцию назначения Грушевая.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Грушевая NN 378, 385, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Транснефть-Терминал".
В подтверждение факта прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки истец предоставил копии дорожных ведомостей ЭЬ735035, ЭБ747741.
По прибытии вагонов на станцию назначения Грушевая были составлены акты общей формы N 33/8484 N 33/8486 от 13.09.18.
На основании актов общей формы по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 9840,00 руб. без НДС.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, истец подтверждает памятками приемосдатчика NN 008382, 008394, 008405, 008391, 008420, 8436, 008407, 008376, 008365, 008381, 008400, 008406, 008417, 008430, 008425.
Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны в спорный период выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 Договора - 2 часа.
Факт нарушения сроков доставки подтверждается вышеуказанными актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Сумма платы составила с учетом НДС 11 611,20 руб.
Суд, оценив представленные документы, приходит к выводу о том, что ведомости, а также памятки приемосдатчика, составленные в отношении грузовых операций по выгрузке нефтепродуктов на ж.д. путях необщего пользования АО "Транснефть-Терминал" не подтверждают обстоятельства, имеющие значение для дела (конкретные причины задержки вагонов в пути следования, невозможность приема вагонов станцией назначения на момент задержки поездов в пути следования, степень вины грузополучателя в такой задержке, наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов и действиями /бездействием Ответчика), и правомерность начисленной платы за простой спорных вагонов.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, представленные в материалы дела ведомости и памятки приемосдатчика фиксируют исключительно временной отрезок прибытия и продолжительность грузовой операции, а не причины и обстоятельства задержки вагонов, доказывание которых необходимо для установления вины грузополучателя.
Технологическое время проведения грузовой операции на путях необщего пользования определяется на основании требований Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Истец в своих возражениях ошибочно ссылается на пункт 4.3 Правил N 26, предусматривающий время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования с момента передачи вагонов на ж/д выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на ж/д выставочные пути и сдачи их перевозчику.
Вышеуказанный порядок определения времени проведения грузовых операций применяется лишь в случае обслуживания путей необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этих путей.
Согласно пункту 4.1 Правил N 26, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления (пункт 4.5 Правил N 26).
Истец при исчислении времени проведения грузовых операций неправомерно ссылается на п. 4.1 Правил N 26, так как его применение противоречит фактическим условиям заключенного сторонами договора на эксплуатацию путей необщего пользования АО "ТНТ" В соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Транснефть-Терминал" при станции Грушевая СКЖД от 16.04.2015 N 229/2 вагоны подавались локомотивом перевозчика. Следовательно, время нахождения спорных вагонов под выгрузкой исчисляется с момента их фактической подачи к месту выгрузки до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В соответствии с п. 10 договора готовые к уборке вагоны убираются локомотивом перевозчика с мест погрузки, выгрузки в течение 4 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке. Вагоны считаются готовыми к уборке по окончании приемосдаточной операции, проведенной после уведомления о завершении грузовой операции, при наличии оформленных перевозочных документов и сдаче их перевозчику на основании памятки приемосдатчика.
Обслуживание железнодорожных путей необщего пользования локомотивами ОАО "РЖД" также регламентируется Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования технологического перевалочного комплекса АО "Транснефть-Терминал", примыкающего к станции Грушевая, утвержденной ОАО РЖД" и АО "ТНТ" 30.03.2015 (п. п. 1.2, 2.1, 3.3).
В силу требований стандарта взаимодействия Северо-Кавказской железной дороги и АО "ТНТ" при планировании совместной деятельности, утвержденного ОАО "РЖД" и АО "ТНТ" 30.01.2018, на основании уведомлений диспетчера АО "ТНТ" дежурный по станции Грушевая планирует работу маневровых локомотивов с целью исключения простоев путей необщего пользования в ожидании уборки, либо подачи вагонов (п. 9.2.2 Стандарта).
Для обеспечения п. п. 3.3.10, 3.3.15 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94 (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 16 августа 1994 г. N 50) АО "ТНТ" в 2013 году были приобретены две платформы N 42107284, N 42107292 для безопасной маневровой работы локомотивами ОАО "РЖД".
Исчисление периода времени проведения грузовой операции по памяткам NN 8359,8358 истец неправомерно производит без учета требований п. 4.1 Правил N 26. Доказательств занятости ж/д путей необщего пользования N 22 с 23-25 10.09.2018, а также ж/д путей N 23 необщего пользования с 23-45 10.09.2018 и до времени задержки спорного поезда индекс 5218-072-5217 в пути следования в 00-33 11.09.2018, истец не предоставил.
Согласно акту общей формы от 10.09.2018 N 1/8834, составленному на станции Грушевая на вагоны, прибывшие в адрес грузополучателя АО "ТНТ" и простаивающих в ожидании подачи на пути необщего пользования, время окончания простоя - 23-45 10.09.2018, что прямо указывает на освобождение станционных путей для приема груза, прибывающего для АО "ТНТ", т.е. до задержки спорного поезда в пути следования. Доказательств, подтверждающих занятость путей станции Грушевая вагонами, прибывшими в адрес грузополучателя АО "ТНТ" на момент задержки поезда индекс 5218-072-5217 в пути следования в 00-33 11.09.2018, Истец не предоставил.
Более того, согласно уведомлениям, направленным АО "ТНТ" Перевозчику от 10.09.2018 NN 4781,4782,4787, 4794, от 11.09.2018 N 4802, ОАО "РЖД" в нарушение согласованных планов подвода поездов, не были подведены на станцию Грушевая и переданы на ж/д пути N 22,23 для выгрузки 4 поездных состава со светлым нефтепродуктом. Указанные обстоятельства также свидетельствует об отсутствии загруженности станции назначения Грушевая в период 10.09.2018-11.09.2018 вагонами, прибывшими в адрес АО "ТНТ" для их выгрузки на ж/д путях необщего пользования NN 22,23 и простое ж/д путей.
Памятки приемосдатчика N N 8358, 8359 прямо указывают на завершения грузовых операций на ж/д путях необщего пользования до момента отставления спорного поезда в пути следования. Вагоны с грузом бензин стабильный газовый (газолин) в составе поезда 5218-072-5217 были задержаны 11.09.2018 в 00-33 на станции Разъезд 9 км. Памятки приемосдатчика N N 8358,8359 были составлены о проведении грузовых операций на ж/д путях N 22,23 (для слива светлого нефтепродукта, т.е. аналогичного груза с задержанным в пути следования) 10.09.2018; по памятке приемосдатчика N8358 грузовая операция была завершена на ж/д пути N23 в 23-25 10.09.2018; по памятке приемосдатчика N8358 грузовая операция была завершена на ж/д пути N23 в 23-45 10.09.2018.
Истец не предоставил доказательств о наличии на момент задержки спорного поезда в пути следования вагонов грузополучателя в ожидании подачи на станции назначения Грушевая на основании составленных актов общей формы на начало и окончание времени простоя.
Согласно пункту 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Таким образом, после подачи грузополучателем уведомления о завершении грузовой операции, ж/д пути необщего пользования считаются освобожденными после выгрузки из вагонов, а время фактического нахождения порожних вагонов на путях до уборки локомотивом перевозчика не указывает на занятость фронта выгрузки. Временем окончания установленного договором срока оборота вагонов при проведении грузовой операции является время, указанное в уведомлении Грузополучателя о завершении выгрузки (по памяткам приемосдатчика N N 8358,8359 - 10.09.2018 в 23-25 и 23-45). Дальнейшее нахождение порожних вагонов для уборки на путях необщего пользования находится в зоне ответственности Перевозчика (вагоны подлежат уборке с путей в течение 4 часов с момента получения уведомления о завершении грузовой операции, обслуживание путей необщего пользования истец обеспечивает работой двумя локомотивами, что позволяет производить уборку вагонов в максимально короткие сроки).
Также являются неправомерными доводы истца о том, что технологический срок оборота вагонов включает маневровую работу по подаче и уборке вагонов, в связи с чем ОАО "РЖД" необоснованно считает моментом окончания грузовой операции время уборки вагонов с путей необщего пользования.
При обслуживании путей необщего пользования ответчика не производится маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожные путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно. Вагоны подаются локомотивом перевозчика непосредственно на пути необщего пользования. Передача вагонов на места погрузки/выгрузки с использованием выставочных железнодорожных путей не предусмотрена договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Транснефть-Терминал" при станции Грушевая СКЖД от 16.04.2015 N 229/2 не предусмотрена.
В связи с этим не применяются в отношении АО "ТНТ" положения п. 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, утвержденного Приказом МПС РФ от 23.09.2003 N 67 в части включения в срок оборота вагонов маневровой работы по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно.
ОАО "РЖД" ошибочно ссылается на невозможность одновременной выгрузки на двух параллельных путях необщего пользования, и допускает неправильное толкование инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования технологического перевалочного комплекса АО "Транснефть-Терминал", примыкающего к станции Грушевая, утвержденной ОАО РЖД" и АО "ТНТ" 30.03.2015.
При наличии необходимо количества вагонов со светлым нефтепродуктом, прибывших на станцию назначения, выгрузка осуществляется одновременно по двум ж/д путям N 22 и 23.
В данном случае выгрузка вагонов, указанных в памятках N 008359,008358 осуществлялась одновременно на ж/д путях N 22 и 23.
Грузовые операции фактически были начаты одновременно на ж/д путях необщего пользования N N 22 и 23 в 21-35. Разница во времени подачи вагонов на пути необщего пользования ( на путь N 22 в 20-30 и на путь N 23- в 21-35) связана с проведением маневровых работ по подаче и расстановке вагонов на оба пути необщего пользования. Пути необщего пользования АО "ТНТ" примыкают к пути N 8 станции Грушевая СКЖД стрелочным переводом N 65, Развернутая длина ж/д пути необщего пользования составляет 4730,8 м., в том числе принадлежащая Перевозчику - 1691,06 м. Обслуживание путей необщего пользования осуществляется локомотивом перевозчика (п.п. 1.3 договора). Технологические особенности передачи вагонов с путей необщего пользования ОАО "РЖД" на ж/д пути АО "ТНТ" предусматривают вместимость 1 локомотива с группой вагонов не более 30. Поэтому расстановка вагонов на ж/д путях АО "ТНТ" для одновременной выгрузки осуществляется путем подачи одной группы вагонов с проведением маневровых работ на один путь ж/д эстакады, по окончании которых осуществляется подача второй группы вагонов на параллельный путь. Движение маневровых составов при передаче вагонов с путей общего пользования станции назначения на пути необщего пользования АО "ТНТ" регулирует ОАО "РЖД" с учетом требований правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе на ж/д транспорте.
В силу требований Стандарта взаимодействия Северо-Кавказской железной дороги и АО "ТНТ" при планировании совместной деятельности, утвержденного ОАО "РЖД" и АО "ТНТ" 30.01.2018, на основании уведомлений диспетчера АО "ТНТ" дежурный по станции Грушевая планирует работу маневровых локомотивов с целью исключения простоев путей необщего пользования в ожидании уборки, либо подачи вагонов (п. 9.2.2 Стандарта).
Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования технологического перевалочного комплекса АО "Транснефть-Терминал", примыкающего к станции Грушевая, утвержденной ОАО РЖД" и АО "ТНТ" 30.03.2015 не запрещена одновременная выгрузка с параллельных ж/д путей.
Пункт 5.4 вышеуказанной инструкции, на который ссылается истец, касается запрета производить подачу/уборку вагонов на параллельный путь только в том случае, когда на параллельном пути уже производится грузовая операция. Соответственно грузовые операции на параллельных ж/д путях начинаются одновременно после расстановки на них поданных групп вагонов.
Таким образом, по памятке приемосдатчика N 008359 вагоны простаивали на ж/д пути N 23 с 20-30 по 21-35 10.09.2018 без проведения грузовых операций в ожидании подачи и расстановки группы вагонов на параллельный путь N 22 для одновременной выгрузки, т.е. по причинам, зависящим от перевозчика.
В связи с эти суд первой инстанции с учетом вышеуказанных технологических особенностей подачи и выгрузки вагонов обоснованно определил время проведения грузовой операции по памятке приемосдатчика N 008359 - 2 час 15 мин. Превышение технологической нормы выгрузки в данном случае на 15 мин. в силу незначительности по времени не является причиной невозможности приема вагонов в пути следования, а также основанием для оставления от движения спорных вагонов на длительный период.
Исходя из изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 января 2020 года по делу N А32-20370/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20370/2019
Истец: ОАО "Росийские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Транснефть -Терминал"