Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф09-6446/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А50-20340/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Муталлиевой И.О., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой М.А.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
ООО "Партнер",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 марта 2020 года
по делу N А50-20340/2019
по иску ООО "Партнер" (ОГРН 1175958021370, ИНН 5911077751)
к администрации Алксандровского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025901676404, ИНН 5910001284)
третье лицо: руководитель ликвидационной комиссии Бутенко Татьяна Вениаминовна,
о взыскании задолженности по муниципальному контракту,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения о взыскании задолженности по муниципальному контракту N 0156300048717000026-0198428-01 от 30.10.2017 по зимнему содержанию муниципальных автомобильных дорог, дорожных сооружений на них и объектов внешнего благоустройства на территории Всеволодо-Вильвенского городского поселения в размере 916 483 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечен руководитель ликвидационной комиссии Бутенко Татьяна Вениаминовна (далее - третье лицо).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.01.2020 по ходатайству истца на основании ст. 48 АПК РФ произведена замена ответчика по делу - муниципальное образование Всеволодо-Вильвенское городское поселение в лице Администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения на его правопреемника - администрацию Александровского муниципального района Пермского края (далее - ответчик).
Решением суда от 16.03.2020 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 600 618, 50 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7 351 руб.
Истец с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить. Заявитель жалобы указывает, что все предписания, замечания высказанные ответчиком по результатам работ истец выполнил в полном объеме и в срок определенным МК, о чем уведомлял ответчика. Каких либо замечаний по качеству исполнения предписаний ответчик не высказал. Подтверждением того, что истец все замечания исправил в сроки установленные МК служит проверка содержания дорог органами ГИБДД.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2020 жалоба ООО "Партнер" принята к производству, судебное разбирательство назначено на 01.07.2020.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией (распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), дата и время проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы ООО "Партнер", на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.03.2020 по делу N А50-20340/2019 перенесены на 03.07.2020 11:00.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку ответчиком в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда (в части требований, в удовлетворении которых судом первой инстанции отказано) арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Возражений против этого от участвующих в деле лиц не поступило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.10.2017 между Администрацией Всеволодо-Вильвенского городского поселения (заказчик) и ООО "Партнер" (подрядчик) в соответствии с протоколом от 18.10.2017 заключен муниципальный контракт N 0156300048717000026-0198428-01 (далее - контракт), по которому подрядчик обязуется выполнить работы по зимнему содержанию муниципальных дорог, дорожных сооружений на них и объектов внешнего благоустройства на территории населенных пунктов: пос. Всеволодо-Вильва и пос. Карьер-Известняк в 2018 году (далее - работы), согласно перечню автомобильных дорог, дорожных сооружений на них и объектов внешнего благоустройства. Виды работ по содержанию автомобильных дорог, дорожных сооружений на них и объектов внешнего благоустройства (Приложение 2) и Техническому заданию (Приложение 1), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить их по цене и на условиях, определенных настоящим Контрактом (п. 1.1 контракта).
Цена контракта, согласно п.п. 2.1, 2.2, составляет 1 501 322 руб. и является твердой и не может изменяться в процессе его исполнения. Цена контракта включает в себя все затраты, издержки и иные расходы подрядчика, связанные с исполнением настоящего контракта.
Согласно п. 2.3 контракта оплата работ по окончанию исполнения контракта производится заказчиком по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 15 рабочих дней после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме N КС-3) и получения счет - фактуры.
Сроки выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, согласно п. 3.1 контракта, с 01.01.2018 и действует до 31.12.2018, в строгом соответствии с техническим заданием.
Работа считается выполненной после подписания акта о приемке выполненных работ заказчиком (п. 3.2 контракта).
Обязанности и права сторон урегулированы в разделе 4 контракта.
Так, в силу п. 4.1.5 контракта, подрядчик обязан безвозмездно исправлять по требованию заказчика все выявленные заказчиком недостатки в разумный срок, установленный заказчиком, если в процессе выполнения работы подрядчик по своей вине допустил отступление от условий контракта, ухудшившее качество работы.
Согласно п. 5.1 контракта прием и оценка выполненных работ определяется в соответствии с требованиями технического задания.
Заказчик назначает своего представителя на сеть автодорог, обслуживаемую подрядчиком, который осуществляет систематический контроль качества выполняемых работ по содержанию автодорог (п. 5.2 контракта).
Оценку уровня содержания участков автомобильных дорог проводят представители заказчика и подрядчика. Дата проведения проверки назначается в любой день. Требования к уровню содержания автомобильных дорог определяются принадлежностью к эксплуатационным группам автодорог в соответствии с "Руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог" (ОДМ 218.0.000 - 2003). По результатам проверок составляется акт. Подрядчик готовит документы, необходимые для проведения работ по оценке уровня содержания дорог, согласно перечню исполнительной и производственно-технической документации (п. 5.3 контракта).
Приемка выполненных работ производится по факту выполнения работ представителями заказчика и подрядчика на основании предоставленных подрядчиком актов выполненных работ КС-2 и справки о выполненных работах КС-3, в соответствии с действующим законодательством при подтверждении объемов работ производственной и исполнительной документацией, а также соблюдения уровня требований к качеству содержания и обеспечения безопасности движения (п. 5.4 контракта).
Из искового заявления следует, что истцом взятые на себя обязательства исполнены в полном объеме, по итогам каждого месяца им направлялись в адрес ответчика пакеты документов (акты формы КС-2. КС-3).
По расчету истца задолженность ответчика с учетом частичных оплат составляет 916 483 руб.
Оставленное ответчиком требование истца об оплате задолженности без исполнения, явилось основанием обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании 315 864,5 руб. - сумма начисленной и удержанной заказчиком штрафной санкции, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 702, 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями заключенного контракта и исходил из то, что ответчиком правомерно произведено начисление штрафов и их удержание из суммы выполненных работ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные им работы после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Из материалов дела усматривается, что месяцами выполнения работ по спорному контракту являются - январь, февраль, март, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 г.
Период |
Акт приемки |
Оплачено |
||
дата |
сумма к оплате, руб. |
дата |
сумма, руб. |
|
январь 2018 г. |
31.01.2018 |
266 830,00 |
16.03.2018 27.11.2018 12.12.2018 |
66 830,00 100 000,00 100 000,00 |
февраль 2018 г. |
28.02.2018 |
316 687,00 |
24.12.2019 |
316 687,00 |
март 2018 г. |
31.03.2018 (акт не подписан заказчиком) |
266 830,00 |
|
|
апрель 2018 г. |
30.04.2018 (акт не подписан заказчиком, установлено ненадлежащее исполнение подрядчиком договорных обязательств) |
60 457,00 |
|
|
октябрь 2018 г. |
31.10.2018 (акт не подписан заказчиком) |
55 527,00 |
|
|
ноябрь 2018 г. |
30.11.2018 (акт не подписан заказчиком) |
266 830,00 |
|
|
декабрь 2018 г. |
31.12.2018 (акт не подписан заказчиком) |
266 839,00 |
|
|
ВСЕГО |
|
1 500 000,00 |
|
583 517,00 |
По расчету истца задолженность составляет 916 483 руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно принял довод ответчика о том, что сумма задолженности, подлежащая взысканию с истца, подлежит уменьшению на сумму неустойки (штрафа) в общем размере 315 864 руб. 50 коп., начисленной заказчиком за нарушение истцом требований муниципального контракта в силу следующего.
Работа считается выполненной после подписания акта о приемке выполненных работ заказчиком (п. 3.2 контракта).
В силу п. 4.1.5 контракта подрядчик обязан безвозмездно исправлять по требованию заказчика все выявленные заказчиком недостатки в разумный срок, установленный заказчиком, если в процессе выполнения работы подрядчик по своей вине допустил отступление от условий контракта, ухудшившее качество работы.
Согласно п. 5.1 контракта прием и оценка выполненных работ определяется в соответствии с требованиями технического задания.
Заказчик назначает своего представителя на сеть автодорог, обслуживаемую подрядчиком, который осуществляет систематический контроль качества выполняемых работ по содержанию автодорог (п. 5.2 контракта).
Оценку уровня содержания участков автомобильных дорог проводят представители заказчика и подрядчика. Дата проведения проверки назначается в любой день. Требования к уровню содержания автомобильных дорог определяются принадлежностью к эксплуатационным группам автодорог в соответствии с "Руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог" (ОДМ 218.0.000 - 2003). По результатам проверок составляется акт. Подрядчик готовит документы, необходимые для проведения работ по оценке уровня содержания дорог, согласно перечню исполнительной и производственно-технической документации (п. 5.3 контракта).
В соответствии с п. 6.3 контракта контроль за качеством и объемами работ выполняется заказчиком в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, технических норм и правил и условиями настоящего контракта. Любые отклонения от обязательных требований, предъявляемых к работе по настоящему контракту, являются недостатками в работе.
Согласно п. 7.5 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу п. 7.5.2 контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа рассчитывается в фиксированной сумме в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки, исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063). Заказчик вправе удержать штрафы и неустойки, установленные настоящим контрактом, из суммы, подлежащей к оплате в соответствии с п. 3.1 настоящего контракта.
Предъявление претензий за нарушение условий настоящего контракта, предусматривающих уплату подрядчиком неустоек (штрафов, пеней), производится заказчиком в письменном виде не позднее 10 (десяти) календарных дней с момента наступления обстоятельств, предусмотренных п. 7.5 настоящего контракта (п. 7.6 контракта).
Подрядчик обязан в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения претензии от заказчика направить в его адрес уведомление о признании либо отклонении требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (п. 7.7 контракта).
Из материалов дела следует, что по результатам заключения приемочной комиссии 04.04.2018 подрядчику выдано предписание об устранении нарушений.
Основанием явилось нарушение по колейности дорог и по расчистке дорог не на всю ширину проезжей части, а также нарушение подрядчиком нормативных сроков устранения недостатков согласно ГОСТ Р 50597-93.
Подрядчиком вышеуказанное предписание не исполнено, что подтверждается заключением приемочной комиссии при администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения от 09.04.2018.
Оба заключения подписаны, в том числе и руководителем подрядной организации.
23.04.2018 приемочной комиссией при администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения в рамках проверки исполнения уведомления, выданного подрядчику 22.04.2018 вновь был осуществлен осмотр автомобильных дорог. Основанием явилось нарушение по колейности дорог и рыхлости снега. На момент проведения проверки с 09.00 до 09.58 комиссией зафиксировано, что работы по очистке дорог подрядчиком не выполнены.
Сам по себе факт нарушений подрядчиком договорных обязательств, зафиксированный в этом и в других двух заключениях, а также выводы комиссии (от 04.04.2018 и от 23.04.2018), подрядчик не оспаривал.
Согласно п. 7.5.2 контракта заказчик вправе удержать штрафы и неустойки, установленные настоящим контрактом, из суммы, подлежащей к оплате в соответствии с п. 3.1. настоящего контракта.
В апреле 2018 г. заказчик дважды направлял подрядчику по почте претензии (требования) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств:
- претензию от 16.04.2018 N 700 об уплате штрафа в размере 150 132,20 руб. на основании п. 7.5.2 контракта и пени в размере 15 600,10 руб. на основании п. 7.4.1 контракта, всего на сумму 165 732,30 руб.
- требование от 28.04.2018 N 775 об уплате штрафа в размере 150 132,20 руб. на основании п. 7.5.2 контракта.
Принимая во внимание положения п. 7.5.2 контракта и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика имеется право на уменьшение суммы задолженности по оплате работ на сумму неустойки, начисленной за нарушение истцом требований муниципального контракта.
Тот факт, что нарушения были подрядчиком устранены, не освобождает от обязанности уплатить неустойку (штраф, пени) за эти нарушения.
Таким образом, основания для удовлетворения требований подрядчика в части взыскания с заказчика 315 864 руб. 50 коп. задолженности по контракту отсутствуют, в удовлетворении требований в данной части отказано правомерно.
Оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой истцом части, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2020 года по делу N А50-20340/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20340/2019
Истец: ООО "ПАРТНЕР"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ ВСЕВОЛОДО - ВИЛЬВЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Третье лицо: Бутенко Татьяна Вениаминовна