Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2020 г. N Ф08-8807/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2020 г. |
дело N А32-58122/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2020 по делу N А32-58122/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горный отдых" к заинтересованному лицу Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горный отдых" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, управление, пенсионный фонд) от 07.10.2019 N N 3738, 3739, 3740, 3741, 3742, 3743, 3744, 3745, 3746, 3747, 3748, 3749, 3750, 3751, 3752, 3753 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Горный отдых" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2020 решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края от 07.10.2019 N N 3738, 3740, 3742, 3743, 3744, 3745, 3746, 3747, 3748, 3749, 3751, 3752, 3753 признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что страхователем на систематической основе представлялись в Пенсионный фонд недостоверные сведения о работающих застрахованных лицах, а также неоднократно нарушались сроки представления отчетности, установленные ФЗ N 27-ФЗ.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Горный отдых" зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горный отдых" была проведена проверка с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Управлением при проведении сверки представленной юридическим лицом отчётности форм СЗВ-М (за периоды 2017 года и 2018 года) и СЗВ-СТАЖ за 2017 год и за 2018 год выявлены расхождения в застрахованных лицах. В связи с чем, по телекоммуникационным каналам связи 22.10.2018 в адрес юридического лица было направлено уведомление о выявленных расхождениях между представленными формами СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2017 год (получено обществом 27.10.2018), а 22.07.2019 - уведомление о выявленных расхождениях между представленными формами СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2018 год (получено обществом 22.07.2019).
По результатам проверки пенсионным фондом были составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 3738 от 28.08.2019, N 3739 от 28.08.2019, N 3740 от 28.08.2019, N 3741 от 28.08.2019, N 3742 от 28.08.2019, N 3743 от 28.08.2019, N 3744 от 28.08.2019, N 3745 от 28.08.2019, N 3746 от 28.08.2019, N 3747 от 28.08.2019, N 3748 от 28.08.2019, N 3749 от 28.08.2019, N 3750 от 28.08.2019, N 3751 от 28.08.2019, N 3752 от 28.08.2019, N 3753 от 28.08.2019. По результатам рассмотрения актов Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края в отношении ООО "Горный отдых" были вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное предоставление заявителем сведений по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ в виде наложения штрафа в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
1) от 07.10.2019 N 3738 - январь 2017 года в размере 5 500 рублей;
2) от 07.10.2019 N 3739 - февраль 2017 года в размере 3 000 рублей;
3) от 07.10.2019 N 3740 - март 2017 года в размере 3 000 рублей;
4) от 07.10.2019 N 3741 - апрель 2017 года в размере 500 рублей;
5) от 07.10.2019 N 3742 - май 2017 года в размере 1 000 рублей;
6) от 07.10.2019 N 3743 - июнь 2017 года в размере 500 рублей;
7) от 07.10.2019 N 3744 - август 2017 года в размере 2 500 рублей;
8) от 07.10.2019 N 3745 - сентябрь 2017 года в размере 6 500 рублей;
9) от 07.10.2019 N 3746 - октябрь 2017 года в размере 2 000 рублей;
10) от 07.10.2019 N 3747 - ноябрь 2017 года в размере 1 000 рублей;
11) от 07.10.2019 N 3748 - декабрь 2017 года в размере 7 500 рублей;
12) от 07.10.2019 N 3749 - январь 2018 года в размере 1 500 рублей;
13) от 07.10.2019 N 3750 - февраль 2018 года в размере 7 500 рублей;
14) от 07.10.2019 N 3751 - май 2018 года в размере 4 500 рублей;
15) от 07.10.2019 N 3752 - июнь 2018 года в размере 500 рублей;
16) от 07.10.2019 N 3753 - август 2018 года в размере 1 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанными актами пенсионного фонда, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края от 07.10.2019 N N 3738, 3739, 3740, 3741, 3742, 3743, 3744, 3745, 3746, 3747, 3748, 3749, 3750, 3751, 3752, 3753 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Горный отдых" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 2.2, 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением при проведении сверки представленной юридическим лицом отчётности форм СЗВ-М (за периоды 2017 года и 2018 года) и СЗВ-СТАЖ за 2017 год и за 2018 год выявлены расхождения в застрахованных лицах. В связи с чем, по телекоммуникационным каналам связи 22.10.2018 в адрес юридического лица было направлено уведомление о выявленных расхождениях между представленными формами СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2017 год (получено обществом 27.10.2018), а 22.07.2019 - уведомление о выявленных расхождениях между представленными формами СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2018 год (получено обществом 22.07.2019).
По уведомлению о расхождениях за 2017 год от 22.10.2018 страхователем 30.10.2018 по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота представлена отчётность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за периоды с января по декабрь 2017 года в количестве 66 застрахованных лиц, а также 08.11.2018 форма СЗВСТАЖ за 2017 год на 6 застрахованных лиц, ранее в указанных формах отчетности отсутствующих.
По уведомлению о расхождениях за 2018 год от 22.07.2019 страхователем 22.07.2019 по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота представлена отчётность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь, февраль, май, июнь, август 2018 года в общей сложности на 30 застрахованных лиц, ранее в указанных формах отчетности отсутствующих.
Контролирующий орган пришел к выводу о том, что в случае представления страхователем сведений на застрахованных лиц, в отношении которых в ранее представленных и принятых территориальным органом ПФР за данный отчетный период сведениях о работающих у страхователя застрахованных лицах сведения представлены не были и срок их представления истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление сведений на данных лиц в установленный срок. В связи с чем, к страхователю были применены штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета и вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.10.2019 NN 3738, 3739, 3740, 3741, 3742, 3743, 3744, 3745, 3746, 3747, 3748, 3749, 3750, 3751, 3752, 3753.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
Судом установлено, что уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда за 2017 год, получено заявителем 27.10.2018, за 2018 год - 22.07.2019. Исправленные сведения за 2017 год направлены в управление - 30.10.2018, за 2018 год - 22.07.2019.
В пункте 39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, указано, что страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточнённые индивидуальные сведения.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд посчитал, что исправляя ошибки в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, до истечения срока, установленного в уведомлениях пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, юридическое лицо реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались. Указанная правовая позиция согласуется с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к юридическому лицу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и вынесения в отношении него решений от 07.10.2019 NN 3738, 3740, 3742, 3743, 3744, 3745, 3746, 3747, 3748, 3749, 3751, 3752, 3753.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Относительно правомерности вынесения органом пенсионного фонда решений от 07.10.2019 N N 3739, 3741, 3750 судом установлено следующее.
Изначально с нарушением срока представлены первоначальные посылки с отчетами по следующим периодам: СЗВ-М за февраль 2017 года на 74 застрахованных лица 05.05.2017; СЗВ-М за апрель 2017 года на 82 застрахованных лица 16.05.2017; СЗВ-М за февраль 2018 года на 154 застрахованных лиц 16.03.2018.
Таким образом, пенсионным фондом правомерно приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.10.2019 N 3739 (февраль 2017 года) в размере 3 000 рублей, от 07.10.2019 N 3741 (апрель 2017 года) в размере 500 рублей; от 07.10.2019 N 3750 (февраль 2018 года) в размере 7 500 рублей. Соблюдение процедуры привлечения к ответственности в ходе рассмотрения дела юридическим лицом не оспаривалось.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2020 по делу N А32-58122/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58122/2019
Истец: ООО Горный отдых
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АДЛЕРСКОМ ВНУТРИГОРОДСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, УПФР в Адлерском районе г.Сочи Краснодарского края