г. Москва |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А40-40379/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО МСК Истэйт
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2018 по делу N А40-40379/18, принятое судьей Шевелевой Л.А. (115-1598)
по заявлению ООО МСК Истэйт
к ИФНС России N 28 по г. Москве
о признании недействительными решений
при участии:
от заявителя: |
Скалацкая В.Л. по дов. от 28.08.2017 |
от ответчика: |
Медведева Ю.А. по дов. от 09.01.2020, Комисарова М.А. по дов. от 25.02.2020 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МСК Истэйт" (далее - налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ИФНС России N 28 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) с требованием о признании недействительными решений о признании недействительными Решений NN 8723, 8724, 8725 от 11.09.2017 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и Решения N 25400 от 11.09.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, и с учетом уточнений от 09.06.2020 г., просит решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания недействительными решений ИФНС о доначислении налога на имущество в размере 1 940 154 руб. за каждый квартал и штрафа в размере 194 015, 66 руб. по решению N 25400. По мнению заявителя, налоговая база определена налоговым органом неверно: исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, которая подлежит применению только с 01.01.2017 г. В настоящем случае для расчета налога на имущество за 2016 г. следует применять индивидуальную оценку, кадастровую стоимость нежилого здания Общества, равную его рыночной стоимости в размере 3 488 257 000 руб., что установлено Решением Московского городского суда от 13.12.2017 N 3А-2555/2017 по состоянию на 01.10.2016.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция поддержала решение суда первой инстанции, возражала против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом уточнения от 09.06.2020.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушанного мнения сторон, считает, что судебный акт подлежит изменению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0000000:3796, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Херсонская, д. 43, корп. 3, что подтверждается Свидетельством 77-АР 684240 от 11.08.2014.
Данное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 5325 постановления Правительства Москвы 700-ПП от 28.11.2014 (в редакции, действующей с 01.01.2016).
В ходе проведения очередного тура государственной кадастровой оценки определена кадастровая стоимость принадлежащего Заявителю здания на период с 01.01.2015 по 31.12.2016 и утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" в размере 1 050 197 494,82 руб.
Исходя из этой стоимости Обществом был рассчитан и уплачен налог на имущество в отношении здания за 2016 год.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия) от 15.11.2016 N 151-6624/2016 сведения об объектах недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости здания Заявителя, признаны "достоверными, Заказчику работ по определению кадастровой стоимости поручено обеспечить определение кадастровой стоимости здания".
Во исполнение указанного решения Заказчик кадастровых работ - Департамент городского имущества города Москвы, обеспечил определение кадастровой стоимости здания с учетом установленных Комиссией достоверных сведений об объекте недвижимости в размере 4 085 227 511,96 руб.
Результат пересмотра кадастровой стоимости внесен в ГКН 20.12.2016 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
26 декабря 2016 года в Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП внесены изменения (Постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП), в результате чего кадастровая стоимость здания увеличилась до 4 085 227 511,96 руб.
Налогоплательщик полагая, что измененная кадастровая стоимость здания (4 085 227 511,96 руб.) может применяться при расчете налоговой базы только с 2017 года, в 2016 году налог на имущество подлежит уплате по первоначальной кадастровой стоимости (1 050 197 494,82 руб.), не согласившись с Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 15.11.2016 151-6624/2016 об установлении кадастровой стоимости в размере 4 085 227 511,96 руб., обратился в Московский городской суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке.
Решением Московского городского суда от 13.12.2017 N 3А-2555/2017 по состоянию на 01.10.2016 установлена кадастровая стоимость нежилого здания Общества равная его рыночной стоимости в размере 3 488 257 000 руб.
Исходя из установленной Московским городским судом кадастровой стоимости здания по состоянию на 01 января 2016 года, налог на имущество, подлежавший уплате за 2016 год, определен Заявителем в размере 45 347 341 руб. (3 488 257 000,00*1.3%).
Обществом 31.07.2017 в Инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 1, 2, 3 кварталы 2016 года.
Инспекцией в отношении ООО "МСК Истэйт" проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 1, 2, 3 кварталы 2016 года.
В результате камеральных проверок Инспекция выявила занижение Обществом налоговой базы по налогу на имущество на сумму 3 035 030 017 руб., и неуплату налога в размере 9 863 847 руб. за каждый квартал 2016 г.
По результатам проверки составлены акты камеральных налоговых проверок N
41436 от 14.11.2016, N 41437 от 14.11.2016, N 41438 от 14.11.2016 и N 41440 от 07.07.2017.
По итогам рассмотрения результатов проверок Инспекцией вынесены решения N N 8723, 8724, 8725 от 11.09.2017 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением N 25400 от 11.09.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" Общество привлечено к налоговой ответственности по ч.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога за 4 кв. 2016 г. С учетом применения смягчающих ответственность обстоятельств штраф уменьшен в два раза и применен в размере 983 832 руб.
Налогоплательщик обжаловал Решения в Управление ФНС по г. Москве.
Решениями N 21-19/212396 от 13.12.2017, N 21-19/212404 от 13.12.2017, N 21- 19/212385 от 13.12.2017, N 21-19/212400 от 13.12.2017, УФНС России по г. Москве оставило апелляционные жалобы заявителя без удовлетворения, а решения Инспекции - без изменения.
Не согласившись с решениями Инспекции, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований Общества, указал, что налог на имущество рассчитан Инспекцией верно, на основании кадастровой стоимости, определенной по результатам инвентаризации и утвержденной соответствующим постановлением Правительства Москвы для применения в 2016 году. Кадастровая стоимость здания, определенная решением Мосгорсуда, применяется для расчета налога за 2017 год.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает выводы суда первой инстанции неверными.
В налоговом периоде 2016 года сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего обществу, признана недостоверной (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении) в установленном порядке и законность соответствующего решения комиссии подтверждена решением суда, но в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12, правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, не может применяться непосредственным образом к спорном налоговому периоду.
Поскольку иное не предусмотрено главой 30 "Налог на имущество" Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2016 году), и принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
При этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П).
Следовательно, налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности за 2016 год достоверных результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого "массового" метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заявитель в данном случае представил в материалы дела решение Московского городского суда от 13.12.2017 N 3А-2555/2017, которым установлена рыночная стоимость здания в размере 3 488 257 000 руб., определенная по состоянию на 01.10.2016.
Судом общей юрисдикции рыночная стоимость объекта недвижимости определена на основании заключения судебной оценочной экспертизы от 20.11.2017 г. ООО "Научно-практический центр профессиональной оценки", проведенной в соответствии с определением Мосгорсуда от 24.10.2017 г.
В силу ст. 16 КАС РФ указанное решение Московского городского суда является обязательным к применению для всех на всей территории РФ.
Исходя из установленной Московским городским судом рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года, налог на имущество, подлежавший уплате Заявителем, рассчитан судом первой инстанции в размере 45 347 341 руб. (3 488 257 000,00*1.3%). Ежеквартальная сумма налога составляет 13 652 567 руб (45 347 341 руб.: 4).
Как следует из представленного Обществом расчета, с учетом суммы авансовых платежей (за налоговый период), рассчитанный Обществом (13 652 567 руб.) и суммы налога, исчисленной с учетом решения Мосгорсуда (45 347 341 руб.), подлежащая доплате сумма налога на имущество составит 31 694 774,00 руб.
Инспекцией доначислена сумма налога за 2016 г. в размере 39 455 390 руб.
Разница между суммой налога, рассчитанного Инспекцией, исходя из кадастровой стоимости объекта, определенной решением Комиссии от 04.10.2016 г., и суммой налога, рассчитанного, исходя из кадастровой стоимости объекта, установленной решением Комиссии от 14.03.2017 г., составит 7 760 616 руб. (39 455 390,00-31 694 774.00).
Таким образом, за 1, 2, 3 кварталы 2016 г. излишне начисленная сумма налога по оспариваемым решениям Инспекции по каждому кварталу составляет 1 940 154 руб. (7 760 616 руб.: 4).
В части доначисления налога в размере 1 940 154 руб. оспариваемые решения являются недействительными.
Решением N 25400 от 11.09.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" Общество привлечено к налоговой ответственности по ч.1 ст. 122 НК РФ.
Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Так как отсутствуют основания для освобождения заявителя от налоговой ответственности, с учетом методики, использованной налоговым органом и с учетом наличия смягчающих ответственность Общества обстоятельств, излишне примененный по штраф по Решению N 25400 от 11.09.2017 составляет 194 015,66 руб.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, оспариваемые решения Инспекции - признанию недействительными в части.
Судебные расходы по делу в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
При изготовлении настоящего постановления в полном объеме исправлена опечатка (описка), допущенная при оглашении резолютивной части постановления от 29 июня 2020 года, выразившаяся в неверном указании Инспекции произвести корректировку начислений и возвратить излишне уплаченные суммы с учетом принятого постановления, о чем вынесено определение в форме отдельного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 266, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2018 по делу N А40-40379/18 изменить.
Признать недействительными решения ИФНС России N 28 по г. Москве от 11.09.2017: N 8723 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество за 1 квартал 2016 года в размере 1 940 154 руб., N 8724 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество за 2 квартал 2016 года в размере 1 940 154 руб., N 8725 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество за 3 квартал 2016 года в размере 1 940 154 руб., N 25400 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части штрафа за неуплату налога на имущество за 4 квартал 2016 года в размере 194 015,66 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ИФНС России N 28 по г. Москве в пользу ООО "МСК Итэйт" расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000 руб. по заявлению и 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40379/2018
Истец: ООО МСК Истэйт
Ответчик: ИФНС России N28 по г. Москве