г. Москва |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А40-171841/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционные жалобы
ФАС России, АО "СибЭко"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2019 по делу N А40-171841/19 (122-1404)
по заявлению Департамента по тарифам Новосибирской области
к ФАС России
третье лицо: АО "СибЭко", Прокуратура Новосибирской области в порядке ст. 52 АПК РФ
о признании незаконным решения N СП/45894/19 от 31.05.2019, N СП50073/19 от 14.06.2019
при участии:
от истца: |
Ветчинова Ю.С. по дов. от 09.01.2020 (онлайн) |
от ФАС России: |
Голованова Т.А. по дов. от 05.12.2019 |
от АО "СибЭко": |
Хусаинова О.А. по дов. от 21.01.2020 |
от Прокуратура Новосибирской области |
Позднова С.А. по дов. от 05.02.2020 |
УСТАНОВИЛ:
Департамент по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ФАС России (далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 31.05.2019 г. N СП/45894/19, от 14.06.2019 г. NСП50073/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "СибЭко" (далее - общество), а также в порядке ст. 52 АПК РФ привлечена Прокуратура Новосибирской области.
Решением суда от 05.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
ФАС России, АО "СибЭко" обратились с апелляционными жалобами, в которых просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателей апелляционных жалоб, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Нормы специального законодательства применены судом первой инстанции неверно. Все заявленные АО "СибЭко" расходы, исключенные Департаментом, являются экономически обоснованными и подлежат учтеу при определении тарифа.
В отзывах на апелляционные жалобы заявитель и Прокуратура поддержали решение суда в полном объеме, возражали против доводов апелляционных жалоб.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и Прокуратуры в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласились, считают их необоснованными, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалобы - отказать.
Рассмотрев дело в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ФАС России поступило заявление АО "Сибирская энергетическая компания" (АО "СИБЭКО) о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Департаментом по тарифам Новосибирской области.
Департамент в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190 -ФЗ "О теплоснабжении" и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 г. N 533, приказом от 10.12.2018 г. N 701-ТЭ методом долгосрочной индексации тарифов установил тарифы на тепловую энергию на 2019 год - первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 г.г. для АО "СИБЭКО".
По результатам рассмотрения заявления АО "СИБЭКО", ФАС России было вынесено Решение ФАС России от 31.05.2019 N СП/45894/19 (Решение N 1) по результатам рассмотрения разногласий в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 N 533 (Правила N 533), между АО "СИБЭКО" и Департаментом по тарифам Новосибирской области (департамент) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год. Решением N1 частично удовлетворены требования АО "СИБЭКО".
Согласно пункту 3 резолютивной части Решения N 1: признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении необходимой валовой выручки (НВВ) на 2019 год расходы по статьям затрат: "расходы по аренде земли по филиалу "Тепловые сети" в размере 3 033,51 тыс. рублей (дополнительному учету подлежат средства в размере 3 033,51 тыс. рублей); "корректировка НВВ на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые филиалом "Тепловые сети" АО "СИБЭКО" учитывающая результаты проведенного анализа производственно-хозяйственной деятельности за 2017 год" в размере 0 тыс. рублей (дополнительному учету подлежат средства в размере 22 802,9 тыс. рублей); "расчетная предпринимательская прибыль" в размере 176 318,48 тыс. рублей (дополнительному учету подлежат средства в размере 176 318,48 тыс. рублей). Совокупному дополнительному учету в необходимой валовой выручке АО "СИБЭКО" на 2019 год подлежат 202 154,89 тыс. рублей."
Согласно пункту 4 резолютивной части Решения N 1 департаменту по тарифам предписано: "определить величину экономически обоснованных расходов по статье "корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по итогам 2017 года" с учетом мотивировочной части настоящего решения, отразив в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, в Экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение".
Согласно пункту 5 резолютивной части Решения N 1 департаменту предписано: "в срок до 01 июля 2019 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2019 год для АО "СИБЭКО", на основании пунктов 3 и 4 настоящего решения с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации. В результате исполнения настоящего решения недополученные средства 2019 года учесть при установлении тарифов на тепловую энергию для АО "СИБЭКО" на 2020 год".
14 июня 2019 года ФАС России на основании ходатайства АО "СИБЭКО" от 07.06.2019 было принято Решение N СП/50073/19 (Решение N 2) о внесении изменений в Решение от 31.05.2019 N СП/45894/19, в соответствии с которым пункт 5 Решения N 1 изложен в новой редакции: "Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 июля 2019 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2019 год для АО "СИБЭКО", на основании пунктов 3 и 4 настоящего решения".
Не согласившись с указанными Решениями ФАС России, посчитав его незаконными и необоснованными, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд, всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, установил совокупность условий, необходимых для признания недействительными решений ФАС России от 31.05.2019 г. N СП/45894/19, от 14.06.2019 г. NСП50073/19.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
ФАС России неправомерно признаны экономически обоснованными и подлежащим учету в составе НВВ АО "СИБЭКО" на 2019 год расходы по статье затрат: "расходы по аренде земли по филиалу "Тепловые сети" в размере 3 033,51 тыс. рублей.
В обоснование необходимости учета расходов по данной статье затрат ФАС России со ссылкой на положения статей 39.7 и 65 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 N 219-п указывает, что размер арендной платы за землю является обязательным платежом; вследствие чего, считает, что размер арендной платы за землю подлежит включению в НВВ регулируемой организации при установлении тарифов в сфере теплоснабжения (абз. 2-6 стр. 5 Решения N 1).
Данные выводы антимонопольного органа обоснованно признаны неверными, нарушающими действующее законодательство.
Порядок признания расходов по арендной плате в качестве экономически обоснованных и учета, их соответственно, в составе НВВ регулируемой организации, регламентирован пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (Основы ценообразования N 1075).
В силу п.45 Основ ценообразования N 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
В силу положений статьи 388 и пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления не являются налогоплательщиками налога на землю. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ земельные участки не амортизируются.
Соответственно, в том случае, если арендодателем земельного участка являются органы местного самоуправления, в силу положений статьи 45 Основ ценообразования N 1075 расходы регулируемой организации, независимо от того, является ли размер арендной платы для регулируемой организации обязательным платежом либо нет, не могут быть признаны экономически обоснованными, поскольку у арендодателя (органа местного самоуправления) отсутствуют какие-либо обязательные платежи за принадлежащий им земельный участок, а также в силу того, что органом местного самоуправления не начисляется на указанный земельный участок амортизация. То есть отсутствуют какие-либо обязательные затраты арендодателя за принадлежащий ему земельный участок, подлежащие возмещению со стороны арендатора (регулируемой организации) и признаваемые, в этой связи, в силу положение пункта 45 Основ ценообразования N 1075 экономически обоснованными и подлежащими учету органом регулирования в составе НВВ при установлении тарифов.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются судом, так как они основаны на неверном толковании норм права. Так как в данном случае арендодатель не несет расходов на амортизацию, уплату налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах платежей, экономическая обоснованность учета сумм арендной платы в составе НВВ при установлении тарифа отсутствует.
Также ФАС России признаны экономически обоснованными и подлежащим учету в составе НВВ АО "СИБЭКО" на 2019 год расходы по статье затрат: "корректировка НВВ на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые филиалом "Тепловые сети" АО "СИБЭКО", учитывающая результаты проведенного анализа производственно- хозяйственной деятельности за 2017 год" в размере 0 тыс. рублей (дополнительному учету подлежат средства в размере 22 802,9 тыс. рублей).
В обоснование необходимости учета расходов по данной статье затрат ФАС России указало в решении, что исключенные Департаментом из НВВ фактически понесенных АО "СИБЭКО" расходов на услуги по обслуживанию парковки транспортных средств ООО "РУ-КОМ" и по проведению конкурентных процедур по договору с АО "Агентство специального снабжения" в размере 22 802,9 тыс. рублей в силу положений пунктов 51, 58 и 59 Основ ценообразования N 1075 не подлежали исключению в ННВ, поскольку относятся к расходам по статье "прочие услуги сторонних организаций", являющиеся операционными расходами, не подлежащими пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования на который были установлены тарифы методом индексации установленных тарифов.
Данные доводы также правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными в силу следующего.
ФАС России в данном случае необоснованно ссылается на положение пунктов 51, 58 и 59 Основ ценообразования N 1075, поскольку АО "СИБЭКО" оспаривался приказ департамента от 10.12.2018 N 701-ТЭ, которым методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО "СИБЭКО" потребителям, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов.
Соответственно, так называемая "корректировка НВВ, учитывающая результаты проведенного анализа производственно-хозяйственной деятельности АО "СИБЭКО" по итогам 2017 года" есть ничто иное, как учет в составе НВВ расчетного периода регулирования факта осуществления регулируемой организацией регулируемого вида деятельности в предшествующем расчетном периоде регулирования, необходимость учета которого регламентирована пунктами 13, 9 и 50 Основ ценообразования N 1075. А никак не корректировка НВВ в течение долгосрочного периода регулирования, предусмотренная пунктом 52 Основ ценообразования N 1075; при осуществлении которой, следует руководствоваться пунктами 51, 58 и 59 Основ ценообразования N 1075.
Учитывая то обстоятельство, что расходы на услуги по обслуживанию парковки транспортных средств ООО "РУ-КОМ" и по проведению конкурентных процедур по договору с АО "Агентство специального снабжения" в размере 22 802,9 тыс. рублей являются фактически понесенными АО "СИБЭКО" в 2017 году расходами. Такие расходы не являются экономически обоснованными, поскольку данные расходы не связаны с осуществлением регулируемого вида деятельности, осуществляемого АО "СИБЭКО" на территории Новосибирской области по теплоснабжению.
При этом указанные расходы были понесены АО "СИБЭКО" за счет поступлений от регулируемой деятельности.
Соответственно, в данном случае подлежали применению обязательные нормы пунктов 50 Основ ценообразования N 1075 и пункта 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (Методические указания N 760-э).
Согласно указанным нормативным положениям, по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт несения расходов по этим договорам.
Таким образом, ФАС России нарушены пункты 50, 51, 58 и 59 Основ ценообразования N 1075 и пункт 12 Методических указаний N 760-э, а доводы жалоб отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм права.
Так как расходы на оплату услуг ООО "РУ-КОМ" и АО "Агентство специального снабжения" непосредственно не связаны с регулируемой деятельностью и оплачивались за счет поступлений от регулируемой деятельности, указанные расходы правомерно исключены Департаментом как экономически необоснованные.
Также суд первой инстанции обоснованно признал неверными выводы ФАС России о том, что являются экономически обоснованными и подлежащими учету в составе НВВ АО "СИБЭКО" на 2019 год расходы по статье затрат "расчетная предпринимательская прибыль" в размере 176 318,48 тыс. рублей (дополнительному учету подлежат средства в размере 176 318,48 тыс. рублей).
В обоснование необходимости учета расходов по данной статье затрат ФАС России ссылалось на обязательность применения регулирующим органом положений пункта 74(1) Основ ценообразования N 1075.
Однако суд первой инстанции отклонил доводы ФАС, так как как следует из позиции Верховного Суда РФ, баланс экономических интересов теплоснабжающих организацией и интересов потребителей тепловой энергии достигается путем соблюдения установленного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации максимально возможного уровня изменения тарифов на товары и услуги ресурсоснабжающих организаций, устанавливаемого на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Департамент, исключая из состава НВВ АО "СИБЭКО" 2019 года расходы по статье затрат "расчетная предпринимательская прибыль", руководствовался вышеуказанным толкованием применения положений пункта 74(1) Основ ценообразования N 1075, данным Верховным Судом РФ.
Поскольку включение данных затрат привело бы к превышению установленного Губернатором Новосибирской области максимально предельного индекса платы граждан на территории Новосибирской области.
Таким образом, ФАС России нарушены положения подпункта 5 статьи 3 и статьи 7 Закона N 190-ФЗ.
Также суд первой инстанции правомерно не согласился с выводами ФАС России о необходимости определения величины экономически обоснованных расходов по статье "корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов итогам 2017 года" с учетом мотивировочной части Решения N 1.
В мотивировочной части Решения N 1 (стр. 10-16) ФАС России указывает, что департаментом был применен неверный индекс потребительских цен при определении скорректированных операционных расходов; неправомерно при формировании тарифов на 2017 год исключена расчетная предпринимательская прибыль; неправомерно не учтены скорректированные расходы по статье затрат "амортизация основных средств и нематериальных активов".
Однако в части учета расходов в составе тарифа 2019 года неправомерно исключенных Департаментом при формировании тарифа на 2017 год затрат по статье "расчетная предпринимательская прибыль" судом верно учтено, что исключение указанных расходов было осуществлено приказом департамента от 19.12.2016 N 460-ТЭ при корректировке на 2017 год, установленных на долгосрочный период регулирования 2016- 2018 годов тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО "СИБЭКО" потребителям.
Указанный приказ не оспорен АО "СИБЭКО" в установленном порядке, разногласия по данному факту АО "СИБЭКО" не заявлялись.
Соответственно, ФАС России вышел за пределы своих полномочий при рассмотрении
разногласий по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год.
В части учета в составе тарифа 2019 года фактических расходов 2017 года по статье затрат "амортизация основных средств" было установлено, что данные расходы не были учтены департаментом в составе тарифа 2019 года по причине непредставления АО "СИБЭКО" необходимого экономического обоснования (данных первичного бухгалтерского учета, необходимого расчета и пр.).
Не опровергая данное обстоятельство, ФАС России неверно применила пункт 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (Правила регулирования N 1075).
Поскольку в Правилах регулирования N 1075 отсутствует обязанность для органа регулирования запрашивать непредставленные регулируемой организацией по пункту 16 Правил регулирования N 1075 документы (документы, необходимые для открытия тарифного дела), пунктом 20 Правил регулирования N 1075 для регулирующего органа предоставлено право запрашивать только дополнительные (не предусмотренные пунктом 16 Правил регулирования N 1075) материалы (то есть материалы, не указанные как необходимые для открытия тарифного дела).
Соответственно, неисполнение регулируемой организацией обязанности по представлению в регулирующий орган в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования N 1075, влечет для регулирующего органа обязанность исключения расходов, документально не подтвержденных регулируемой организацией.
Поскольку именно на регулируемую организацию возложена обязанность по доказыванию экономической обоснованности предлагаемого ею к утверждению размера тарифа.
В отношении норм тарифного регулирования, предусматривающих возможность запроса органом регулирования у регулируемой организации дополнительных материалов, судом учтено, что указанными нормами предусмотрена не обязанность, а право органа регулирования запросить дополнительные документы.
Данная правовая позиция подтверждается Апелляционными определениями ВС РФ от 06.10.2016 N 86-АПГ16-2, от 13.10.2016 N 47-АПГ16-6, Определением ВС РФ от 09.02.2017 N 49-АПГ16-59, Определением ВС РФ о 23.03.2017 N 84-АПГ17-1.
При этом относительно обязанности органа регулирования истребовать дополнительные сведения, подтверждающие экономическую обоснованности заявленных регулируемой организаций расходов, Верховным Судом РФ в Определении ВС РФ от 26.11.2015 N 50-АПГ15-14 сделан вывод о том, что орган регулирования обязан истребовать у регулируемой организации дополнительные сведения, подтверждающие экономическую обоснованность заявленных расходов в случае их непредставления либо неполноты сведений является несостоятельным, поскольку обязанность представления таких сведений возложена на регулируемую организацию.
В данном случае у Департамента такая обязанность отсутствовала.
Таким образом, суд первой инстанции признал незаконным Решение ФАС России N 1, которое незаконно обязывает Департамент принять решение о пересмотре с 1 июля 2019 года установленных приказом департамента от 10.12.2018 N 701-ТЭ тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО "СИБЭКО" потребителям, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов.
В то время как Департамент, являющийся в соответствии с Положением о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п, областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования обязан в своей деятельности строго руководствоваться действующим законодательством.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются судом, так как основаны на неверном толковании норм права и не опровергают верные выводы суда первой инстанции о том, что Департаментом верно определен индекс потребительских цен, так как при расчете плана должны проверяться и использоваться фактические затраты.
В части признания недействительным Решения N 2 суд апелляционной инстанции также поддерживает выводы суда первой инстанции.
Судом установлено, что Решением N 2 была изменена редакция резолютивной части Решения N 1.
В качестве основания принятия Решения N 2 ФАС России ссылается на пункт 27 Правил N 533 и пункт 21 Регламента деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденного приказом ФАС России от 19.06.2018 N 827/18 (Регламент), указывая при этом на поступившее в ФАС России ходатайство АО "СИБЭКО" (per. N 98882/19 от 07.06.2019).
Пунктом 27 Правил N 533 и соответствующим пунктом 21 Регламента предусмотрена возможность внесения изменений в решение только в случае исправления допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок, содержащихся в решении, без изменения содержания решения.
Однако в соответствии с пунктом 5 Решения N 1: "Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 июля 2019 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2019 год для АО "СИБЭКО" на основании пунктов 3 и 4 настоящего решения с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации. В результате исполнения настоящего решения недополученные средства 2019 года учесть при установлении тарифов на тепловую энергию для АО "СИБЭКО" на 2020 год".
Согласно пункту 5 в редакции Решения N 2: "Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 июля 2019 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2019 год для АО "СИБЭКО", на основании пунктов 3 и 4 настоящего решения".
Таким образом, первоначальное Решение N 1 было принято с учетом возможности соблюдения Департаментом при его исполнении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 (Основы N 400); и установленных на 2019 год Постановлением Губернатора Новосибирской области от 19.12.2018 N 259 (Постановление Губернатора N 259) предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Новосибирской области; о чем ФАС России специально и было указано в первоначальной редакции пункта 5 Решения N 1.
В то время как Решением N 2 уже исключена возможность соблюдения Департаментом при исполнении Решения N 1 (в редакции Решения N 2) Основ N 400 и установленных на 2019 год предельных индексов платы граждан.
По расчету Департамента, в соответствии с указанным предписанием ФАС России тариф на тепловую энергию, поставляемую АО "СИБЭКО" потребителям, во втором полугодии 2019 года и первом полугодии 2020 года (с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года) составит 1384,74 руб./Гкал (с учетом НДС). Рост тарифа относительно установленного тарифа на первое полугодие 2019 года -7,34%.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 N 2490-р утверждены по Новосибирской области: средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги: на первое полугодие 2019 года - в размере 1,7%, на второе полугодие 2019 года - 3,2%; предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям: на первое полугодие 2019 года - в размере 0%, на второе полугодие 2019 года - 3,2%.
Постановлением Губернатора N 259 предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Новосибирской области утверждены с 1 января по 30 июня 2019 года во всех муниципальных образованиях Новосибирской области в размере 1,7%; с 1 июля по 31 декабря 2019 года - не превышают 3,2%.
Соответственно, указанное изменение редакции пункта 5 признано судом незаконным, так как оно направлено на изменение содержания Решения N 1, а не исправление описок, опечаток и арифметических ошибок.
Соответственно, Решение N 2 обоснованно признано судом первой инстанции не соответствующим пункту 27 Правил 533 и пункту 21 Регламента и нарушающим права Департамента, поскольку обязывает Департамент, в свою очередь, принять не соответствующее Основам N 400 решение об увеличении с 1 июля 2019 года размера тарифа на тепловую энергию, поставляемую АО "СИБЭКО" потребителям на территории Новосибирской области.
Суд первой инстанции также правомерно согласился с Заключением Прокурора о том, что принятое ФАС Решение N 1 с изменениями, внесенными Решением N 2, нарушает предусмотренный п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" принцип организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения - соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Судом учтено, исполнение оспариваемых Решений ФАС N N 1, 2 приведет к росту тарифа на тепловую энергию, поставляемую АО "СИБЭКО" потребителям, во втором полугодии 2019 года и первом полугодии 2020 года (с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года) на 7,34% (относительно установленного тарифа на первое полугодие 2019 года), тариф составит 1384,74 руб./Гкал (с учетом НДС).
Во исполнение Решений ФАС N N 1, 2 Департамент 28.06.2019 приказом N181-ТЭ изменил тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "СИБЭКО" всем потребителям на территории Новосибирской области на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов, что привело к росту тарифов на 7,2 % (относительно тарифов на 1 полугодие 2019 года).
Оспариваемые решения повлекли увеличение платы граждан на территории области сверх предельного индекса - 3,2 % и повлияли на права неограниченного круга лиц - всех потребителей тепловой энергии, могут повлечь социальную напряженность в регионе (по данным СМИ на август месяц).
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые Департаментом Решения ФАС России недействительными и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Исходя из вышеизложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, связанные с иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2019 по делу N А40-171841/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171841/2019
Истец: АО "СИБИРСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТАРИФАМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: Прокуратура Новосибирской области