г. Москва |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А40-59894/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, А.А.Шевцовой. |
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ДМ-НЕДВИЖИМОСТЬ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2018 по делу N А40-59894/18
по заявлению ООО "ДМ-НЕДВИЖИМОСТЬ"
к ИФНС России N 9 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Шевченко М.В. по дов. от 18.12.2019; |
от ответчика: |
Горбунова А.Б. по дов. от 29.06.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДМ-Недвижимость" (далее- также - заявитель, Общество, ООО "ДМ-Недвижимость", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 9 по г. Москве (далее также - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.10.2017 N 19-04/45214/5910 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также с требованием обязании вернуть излишне уплаченный налог на имущество в размере 1 127 958 рублей и штраф в размере 235 316 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, налог доначислен без учета рыночной стоимости объекта недвижимости, которая меньше на 30% кадастровой, которая была использована Инспекцией при вынесении оспариваемого решения при определении налоговой базы для доначисления налога на имущество.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представил уточненный расчет действительных налоговых обязательств исходя из определения налоговой базы исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости. Заявитель просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушанного мнения сторон, считает, что судебный акт подлежит изменению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N 77:01:0003004:2264, расположенное по адресу: г. Москва, тупик Путейский, д. 6, пом. X (ком. 1-26), что подтверждается сведениями из ЕГРП.
Данное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (постановления Правительства Москвы 700-ПП от 28.11.2014 (в редакции, действующей с 01.01.2016).
В ходе проведения очередного тура государственной кадастровой оценки определена кадастровая стоимость принадлежащего Заявителю здания на период с 01.01.2015 по 31.12.2016 и утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" в размере 7 238 937, 62 руб.
Исходя из этой стоимости Обществом был рассчитан налог на имущество в отношении здания на 2016 год в размере 94 101 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия) от 08.11.2016 сведения об объектах недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости здания Заявителя, признаны недостоверными. Кадастровая стоимость объекта определена в размере 97 745 108, 00 руб.
26 декабря 2016 года в Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП внесены изменения (Постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП), в результате чего кадастровая стоимость здания увеличилась до 97 745 108, 00 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на имущество за 12 месяцев 2016 г. объекта с кадастровым номером N 77:01:0003004:2264, принадлежащего Обществу.
Инспекцией определено, что Общество должно было уплатить налог на имущество организаций за 2016 г. в размере 1 270 686,00 руб. (97 745 108, 00 руб. *1.3%).
Инспекцией вынесено решение от 12.10.2017 N 19-04/45214/5910 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу с учетом добровольной уплаты налога в размере 23 525 руб. и авансовых платежей в размере 70 581, 00 руб., доначислен налог на имущество за 2016 год в размере 1 176 580 руб., взыскан штраф по ч.1 ст.122 НК РФ в размере 235 316 рублей ( 1 176 580 *20%).
Решением УФНС России по г. Москве от 18.12.2017 N 21-19/216382 обжалуемое заявителем решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 08.11.2016, обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве от 21.03.2017 N 51-2231/2017 была установлена рыночная стоимость объекта Общества в размере 65 986 000 руб. по состоянию на 01.01.2016 исходя из отчета об оценке от 22.02.2017 N 2202/17-933, составленного оценщиками Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков". Таким образом, Комиссия определила кадастровую стоимость объекта недвижимости Общества в размере равной рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
Исходя из установленной Комиссией кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01 января 2016 года, налог на имущество, подлежавший уплате, составляет 857 818 руб. (65 986 000*1.3%).
Не согласившись с решением Инспекции, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований Общества, указал, что налог на имущество рассчитан Инспекцией верно, на основании кадастровой стоимости, определенной по результатам инвентаризации и утвержденной соответствующим постановлением Правительства Москвы для применения в 2016 году. Кадастровая стоимость здания, определенная решением Комиссии Управления Росреестра от 21.03.2017, применяется для расчета налога за 2017 год.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает выводы суда первой инстанции неверными.
В налоговом периоде 2016 года сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего обществу, признана недостоверной (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении) в установленном порядке и законность соответствующего решения комиссии подтверждена решением суда, но в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12, правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, не может применяться непосредственным образом к спорном налоговому периоду.
Поскольку иное не предусмотрено главой 30 "Налог на имущество" Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2016 году), и принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
При этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П).
Следовательно, налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности за 2016 год достоверных результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого "массового" метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заявитель в данном случае представил в материалы дела решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве от 21.03.2017 N 51-2231/2017, которым кадастровая стоимость объекта недвижимости Общества установлена в размере равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 г. в размере 65 986 000 руб.
Рыночная стоимость объекта определена на основании отчета об оценке от 22.02.2017 N 2202/17-933, составленного оценщиками Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Такая оценка является индивидуальной оценкой и имеет преимущество перед массовой.
Исходя из установленной Комиссией рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года, налог на имущество, подлежавший уплате Заявителем в 2016 г., составит 857 818 руб. (65 986 000*1.3%).
Таким образом, излишне начисленная сумма налога по оспариваемому решению Инспекции составляет 412 868 руб. (1 270 686 - 857 818).
В части доначисления налога в размере 412 868 руб. оспариваемое решение Инспекции является недействительным.
Оспариваемым Решением Инспекции Общество также привлечено к налоговой ответственности по ч.1 ст.122 НК РФ.
Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Так как отсутствуют основания для освобождения заявителя от налоговой ответственности, с учетом методики, использованной налоговым органом, излишне примененный штраф по Решению от 12.10.2017 N 19-04/45214/5910 составляет 82 572 руб.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, оспариваемое решение Инспекции - признанию недействительными в части.
Так как доначисленные по Решению Инспекции от 12.10.2017 N 19-04/45214/5910 суммы налога и штраф были добровольно уплачены Обществом, требование о возврате излишне уплаченных сумм также подлежит частичному удовлетворению с учетом перерасчета сумм налога и штрафа.
Судебные расходы по делу в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2018 по делу N А40-59894/18 изменить.
Признать недействительным решение ИФНС России N 9 по г. Москве от 12.10.2017: N 19-04/45214/5910 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество за 2016 год в размере 412 868 руб., штрафа по ч.1 ст.122 НК РФ в размере 82 572 руб.,
Обязать ИФНС России N 9 по г. Москве вернуть ООО "ДМ-Недвижимость" излишне уплаченные суммы налога на имущество в размере 412 868 руб. и штраф в размере 82 572 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ИФНС России N 9 по г. Москве в пользу ООО "ДМ-Недвижимость" расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 799 руб. по заявлению и 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ООО "ДМ-Недвижимость" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб. по платежному поручению от 05.09.2018 N 89.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59894/2018
Истец: ООО "ДМ-НЕДВИЖИМОСТЬ"
Ответчик: ИФНС N 9 по ЦАО Г.Москвы, ИФНС России N9 по г.Москве