Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф05-16587/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А41-96227/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Комби": Юницкая Л.А., по доверенности от 09.02.2019;
от Администрации городского округа Лыткарино: не явились, извещены;
от Комитета по управлению имуществом города Лыткарино: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Комби" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2020 года по делу N А41-96227/19 по иску ООО "Комби" к Администрации городского округа Лыткарино, третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Лыткарино, Министерство имущественных отношений Московской области, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комби" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Лыткарино с заявлением об обязании выдать документ - основание исключения нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N 50:53:010102:64; признать недействительным решение от 14.10.2019 N 122 Исх/н-3075; обязании включить торговый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N 50:53:010102:64 в схему размещения нестационарных торговых объектов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Комитет по управлению имуществом города Лыткарино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2020 года по делу N А41-96227/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Комби" обжаловало его в апелляционном порядке.
ООО "Комби" направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы,
Заинтересованное и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 07.12.2012 Постановлением Главы города Лыткарино Московской области N 1053 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории города Лыткарино сроком на один год.
В указанную схему включен киоск (совмещенный с остановкой) по адресу: ул. Песчаная (п. 44 приложения N 1 к указанному постановлению) для ведения предпринимательской деятельности обществом.
Впоследствии данный объект также включался в Схему размещения НТО на основании Постановлений N 944-п от 21.11.2013, N 798-п от 29.12.2015.
03.10.2019 общество обратилось с заявлением о включении объекта по адресу: Московская область, Лыткарино, ул. Песчаная, д. 4 в Схему размещения на новый срок.
14.10.2019 Администрация ответила отказом.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пп. 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе, передвижное сооружение (часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Правилами предусмотрен порядок обращения органа местного самоуправления в соответствующий орган государственной власти с заявлением о включении объектов в схему размещения, порядок рассмотрения данного обращения и принятия решения о согласовании вопроса о размещении нестационарного торгового объекта.
Порядок организации торговой деятельности на территории городского округа Лыткарино, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулируется решением Совета депутатов г. Лыткарино Московской области от 20.07.2017 N 233/24 "Об организации нестандартной торговой деятельности на территории городского округа Лыткарино Московской области" (вместе с "Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Лыткарино Московской области", "Положением о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа Лыткарино Московской области").
При этом, согласно пункту 3 статьи ст. 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с Уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, выдача документа - основания исключения нестационарного торгового объекта вышеприведенными нормами не предусмотрено и суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении указанного требования.
Соответственно, утверждение схемы в рассматриваемом случае относится к исключительной компетенции заинтересованного лица.
Исходя из изложенного, апелляционный суд отклоняет доводы общества о необоснованном исключении принадлежащего ему объекта из соответствующей схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Кроме того, вступившим в законную силу решением по делу N А41-17986/18 Арбитражного суда Московской области по иску ООО "Комби" к Администрации города Лыткарино о признании права собственности на нежилое здание (павильон-остановка) общей площадью 64,3 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Песчаная, у дома N 4 установлено, что указанное нежилое здание (павильон-остановка) общей площадью 64,3 кв. м является объектом, прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, то есть объектом капитального строительства.
В этом же решении судом дана оценка спорному объекту недвижимости - самовольная постройка, поскольку земля под ним предоставлялась органом местного самоуправления ООО "Комби" под установку остановочного пункта с торговым павильоном.
Согласно ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, в схему размещения нестационарных объектов не может быть включен объект, относящийся к капитальным объектам недвижимости.
Желание заявителя включить в схему размещения нестационарных объектов испрашиваемого места торговли само по себе не может служить основанием для удовлетворения данного требования.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2020 по делу N А41-96227/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96227/2019
Истец: ООО "КОМБИ"
Ответчик: Администрация ГО Лыткарино, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЫТКАРИНО
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом города Лыткарино, Комитет по управлению имуществом города Лыткарино Московской области, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ