город Москва |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А40-272646/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
gредседательствующего судьи Бондарева А.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2020 года
по делу N А40-272646/18, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску Комитета по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025007373951)
к ПАО "Федеральная сетевая компания единой Энергетической системы"
(ОГРН 1024701893336)
о взыскании,
третье лицо: Администрация Лотошинского муниципального района Московской области
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - ответчик) о взыскании 96 231 руб. 64 коп. задолженности, 6 162 руб. 13 коп. пени по договору от 03.10.2012 N 969, 585 руб. 61 коп. задолженности и 50 руб. 31 коп. от 30.11.2012 N 992, ссылаясь на ст.ст. 309, 310, 330, 614 ГК РФ.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Лотошинского муниципального района Московской области.
Решением суда от 04.02.2019 г., принятым в порядке упрощенного производства, иск был удовлетворен полностью.
Верховный Суд Российской Федерации определением от 19.11.2019 отменил состоявшиеся судебные акты, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны извещены о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на информационном портале Картотека арбитражных дел http://kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Ответчик направил отзыв на апелляционную жалобу истца. в котором просил оставить без изменения обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения сторон возникли из договоров аренды земельных участков:
- N 969 от 03.10.2012 г. в отношении земельных участков площадью 1158 кв.м. с кадастровым номером 50:02:0010209:187, площадью 264 кв.м. с кадастровым номером 50:02:0010215:20, площадью 267 кв.м. с кадастровым номером 50:02:0010404:8, площадью 2462 кв.м. с кадастровым номером 50:02:0020118:20, расположенных по адресу: Московская область, Лотошинский муниципальный район, для эксплуатации трассы.
- N 992 от 30.11.2012 г. в отношении земельного участка площадью 26 кв.м. с кадастровым номером 50:02:0040512:24, расположенных по адресу: Московская область, Лотошинский муниципальный район, для эксплуатации трассы.
По условиям п.3.1. договоров арендатор обязался вносить арендную плату за пользование земельным участком в размере и сроки, установленные договором.
Как указал истец, за ответчиком числится задолженность в размере 96 231 руб. 64 коп. за период с 1 по 3 квартал 2018 года и 585 руб. 61 коп. за период с 1 по 3 квартал 2018 года соответственно.
На основании п.5.2. договоров истец начислил пени, размер которых составил 6 162 руб. 13 коп. и 50 руб. 31 коп. за период с 15.03.2018 г. по 18.10.2018 г. соответственно.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал на обстоятельство того, что размер ставки арендной платы в отношении земельных участков, на которых расположений объекты энергетики, должен составлять 1,5% от кадастровой стоимости такого земельного участка; сведения о кадастровой стоимости являются доступной информацией; ставка 1,5% от кадастровой стоимости подлежала применению с 01.03.2015; Общество обращалось в Администрацию с заявлением об изменении арендной платы с 01.01.2018, однако Администрация в перерасчете арендных платежей необоснованно отказала.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта "и" статьи 71, статьи 72 Конституции Российской Федерации федеральные энергетические системы относятся к ведению Российской Федерации. Федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не относят вопросы энергетики ни к компетенции субъектов Российской Федерации, ни к компетенции муниципальных образований.
На основании статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ГК РФ, данного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами. Единая энергетическая система России - электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России (статья 3 Закона об электроэнергетике).
Как следует из пункта 1 статьи 7 указанного Закона, Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Основной частью Единой энергетической системы России является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства.
С целью ее сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике создана федеральная сетевая компания (постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"; далее - постановление N 526).
Согласно абзацу 2 статьи 7 Закона об электроэнергетике проектный номинальный класс напряжения, характеристики пропускной способности, реверсивности потоков электрической энергии и иные технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, порядок ведения реестра указанных объектов утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 N 648 "Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" (далее - постановление N 648) условием отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включения их в реестр является их соответствие критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 41.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" (далее - постановление N 41) к критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 330 кВ и выше. Таким образом, исходя из постановления N 526, пункта 5 постановления N 648, постановления N 41 расположенная на арендованных земельных участках высоковольтная линия 750 кВ Калининская АЭС - Грибово с расширением ПС 220 кВ Грибово относится к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети и, как следствие, к объектам электросетевого хозяйства федерального значения (объектам федеральных энергетических систем).
Договоры аренды земельных участков от 03.10.2012 N 969 и 30.11.2012 N 992 заключены сторонами после введения в действие ЗК РФ без проведения торгов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, арендная плата по этим договорам является регулируемой.
Согласно пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в силу 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
По смыслу пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся, в частности, объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения. Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила N 582.
На основании п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 582) арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 г. N 15837/11, от 17.12.2013 г. N 10782/13 принципы, закрепленные в постановлении Правительства РФ N 582, вступившем в силу с 04.08.2009 г., являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Размер предельной ставки арендной платы для Московской области составляет 26,24 руб. за кв. м.
На основании п. 2 приказа Минэкономразвития РФ N 507 ставка арендной платы, установленная п. 1 настоящего Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков.
Размер ставки арендной платы для Московской области согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации N 507 составляет 26,24 руб. за кв. м.
В связи с этим Арбитражного суда города Москвы пришел к выводу, что исходя из положений указанных норм, арендная плата в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов электроэнергетики устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости такого земельного участка и подлежит ежегодному изменению на размер уровня инфляции.
Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", которая вступила в силу с 01.03.2015 г. (п. 1 ст. 35 Закона N 171-ФЗ).
Таким образом, ставку арендной платы в размере 1,5% следует применять с 01.03.2015 г.
Как верно указал суд первой инстанции, с учетом установленной кадастровой стоимости спорных земельных участков по договорам аренды от 03.10.2012 N 969 и от 30.11.2012 N 992 размер арендной платы за 2018 года составляет по договору аренды от 03.10.2012 N 969 - 2203 руб. 94 коп. в год или 550 руб. 99 коп. в квартал, по договору аренды 30.11.2012 N 992 - 02 руб. 82 коп в год или 71 коп. в квартал.
Ответчик представил в суд платежные поручения от 20.03.2018 N 43510, от 14.06.2018 N 104323, от 14.09.2018 N 175502, от 13.12.2018 N 245097, в соответствии с которым Общество в полном объеме оплатило арендную плату за 2018 год по договору аренды от 03.10.2012 N 969, в том числе за 1 - 3 кварталы 2018 года.
Установлено, Обществом платежных поручений от 20.03.2018 N 43513, от 14.06.2018 N 104322, от 14.09.2018 N 175501, от 13.12.2018 N 245096, Общество в полном объеме оплатило арендную плату за 2018 год по договору аренды от 30.11.2012 N 992, в том числе за 1 - 3 кварталы 2018 года.
Учитывая изложенное, исходя из указаний Верховного суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к правильным выводам.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2020 года по делу N А40-272646/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа и только по основаниям предусмотренным ч.3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272646/2018
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации Лотошинского муниципального района Московской области
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Третье лицо: Администрация Лотошинского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23449/20
17.04.2020 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 43-ПЭК20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-272646/18
17.05.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16297/19
04.02.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-272646/18