город Томск |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А67-12545/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сластиной Е.С., |
судей |
|
Аюшева Д.Н., |
|
|
Сбитнева А.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кировского района города Томска (N 07АП-3726/20) на решение Арбитражного суда Томской области от 10.03.2020 (судья Кузьмин А.В.) по делу N А67-12545/2019
по исковому заявлению акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (634034, город Томск, улица Котовского, 19, ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)
к муниципальному образованию Город Томск в лице Департамента финансов администрации Города Томска (634050, город Томск, улица Гагарина, 49, ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511), Администрации Октябрьского района города Томска (634003, город Томск, улица Пушкина, дом 17, ИНН 7017131766, ОГРН 1057002654532), Администрации Кировского района города Томска (634034, город Томск, проспект Кирова, 11А, ИНН 7017131075, ОГРН 1057002650594),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский массив", Гарифула Исмаилович Абдулов (634050, г. Томск, Московский тракт, л. 21-3), Наталья Евгеньевна Абдулова (634050, г. Томск, Московский тракт, л. 21-3), Марат Гарифуллович Абдулов (634050, г. Томск, Московский тракт, л. 21-3), Татьяна Анатольевна Абдулова (634050, г. Томск, Московский тракт, л. 21-3),
о взыскании 59 142,87 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен)
от ответчиков: без участия (извещены)
от третьих лиц: без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - истец, АО "Томскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию Город Томск в лице Департамента финансов администрации Города Томска (далее - ответчик, департамент финансов), к Администрации Октябрьского района города Томска (далее - ответчик, администрация Октябрьского района города Томска), к Администрации Кировского района города Томска (далее - ответчик, администрация Кировского района города Томска) о взыскании 58 543,10 руб. задолженности за потребленную электрическую энергию.
В ходе рассмотрения дела ПАО "Томскэнергосбыт" изменило наименование на акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - АО "Томскэнергосбыт").
Определением от 22.11.2019 (резолютивная часть изготовлена 11.11.2019) Арбитражного суда Томской области выделены в отдельное производство исковые требования АО "Томскэнергосбыт" о взыскании 88 329 руб. 76 коп., в том числе 21 534 руб. 71 коп. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, проезд Александровский, дом 4, квартира 6, 9 890 руб. 85 коп. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Бакунина, дом 16, квартира 8, 6 578 руб. 30 коп. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Енисейская, дом 3, квартира 1, 599 руб. 77 коп. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, Московский тракт, дом 21, квартира 3, 1 073 руб. 88 коп. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Первомайская, дом 63/1, квартира 90, 25 905 руб. 74 коп. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Транспортная, дом 6, квартира 3, 22 746 руб. 51 коп. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Энергетиков, дом 11А, квартира 7. Выделенному делу присвоен номер N А67-12545/2019.
К участию в деле в качестве представителей ответчика - муниципального образования привлечены Администрация Советского района города Томска (далее - Администрация Советского района), Администрация Октябрьского района города Томска (далее - Администрация Октябрьского района), Администрация Кировского района города Томска (далее - Администрация Кировского района), Администрация Ленинского района города Томска (далее - Администрация Ленинского района).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский массив" (далее - ООО "Октябрьский массив"), общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис на Дзержинского" (далее - ООО "Жилсервис на Дзержинского"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремстройбыт" (далее - ООО "УК "Ремстройбыт").
Определением от 14.01.2020 Арбитражного суда Томской области к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Октябрьского района, Администрация Кировского района. Администрация Советского района, Администрация Ленинского района, ООО "Жилсервис на Дзержинского", ООО "УК "Ремстройбыт" исключены из числа лиц, участвующих в деле.
Определением суда от 05.02.2020 Арбитражного суда Томской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гарифула Исмаилович Абдулов, Наталья Евгеньевна Абдулова, Марат Гарифуллович Абдулов, Татьяна Аниятоловна Абдулова.
Решением от 10.03.2020 Арбитражного суда Томской области исковые требования к Администрации Октябрьского района города Томска удовлетворены в полном объеме: с Администрации Октябрьского района города Томска в пользу АО "Томскэнергосбыт" взыскано 35 796 руб. 59 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию.
Исковые требования к Администрации Кировского района города Томска удовлетворены частично: с Администрации Кировского района города Томска в пользу АО "Томскэнергосбыт" взыскано 9 468 руб. 07 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию, в удовлетворении остальной части исковых требований к Администрации Кировского района города Томска и в удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов администрации Города Томска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Кировского района города Томска обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 10.03.2020 Арбитражного суда Томской области отменить в части удовлетворения заявленных требований к Администрации Кировского района города Томска и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее: Администрация Кировского района города Томска не может выступать ответчиком по данной категории дел, так как спорные жилые помещения не отражены в бухгалтерской отчетности администрации района в качестве основных, и не принадлежат не на праве хозяйственного ведения, не на праве оперативного управления администрации Кировского района города Томска, Администрация Кировского района не является балансодержателем спорного жилого помещения, полномочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда на территории района по оплате жилых помещений и коммунальных услуг администрации района не переданы.
Департамент финансов в отзыве на апелляционную жалобу указал, что по данному спору муниципальное образование "Город Томск" не является надлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком является администрация Кировского района города Томска, исходя из административно-территориального деления муниципального образования; полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Письменный отзыв департамента финансов приобщен к материалам дела.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представили.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение от 10.03.2020 Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Томскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электроэнергии с зоной деятельности в административных границах Томской области, осуществляет продажу электрической энергии гражданам и юридическим лицам по публичным договорам энергоснабжения.
Муниципальному образованию "Город Томск" принадлежат на праве собственности жилые помещения, расположенные по адресам: город Томск, улица Бакунина, дом 16, квартира 8; город Томск, улица Транспортная, дом 6, квартира 3; город Томск, улица Энергетиков, дом 11А, квартира 7.
Истец отпустил электрическую энергию в принадлежащие ответчику жилые помещения по адресам: город Томск, улица Бакунина, дом 16, квартира 8 (в период с ноября 2017 года по август 2018 года); город Томск, улица Транспортная, дом 6, квартира 3 (в период с июля 2017 года по май 2019 года); город Томск, улица Энергетиков, дом 11А, квартира 7 (в период с февраля 2014 года по апрель 2019 года).
Между тем, стоимость отпущенной электрической энергии ответчиком не оплачена.
По расчету истца задолженность ответчика составляет 58 543,10 руб., в том числе 9 890,85 руб. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Бакунина, дом 16, квартира 8, 25 905,74 руб. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Транспортная, дом 6, квартира 3, 22 746,51 руб. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Энергетиков, дом 11А, квартира 7.
Согласно письмам Администрации Октябрьского района от 04.09.2018 N 4065, от 02.04.2019 N 1541, Администрации Кировского района от 23.04.2019 спорные жилые помещения не предоставлялись гражданам на условиях социального найма.
Претензией от 04.06.2019 N 12/1/4149 АО "Томскэнергосбыт" потребовало от ответчика в течение 10 дней оплатить задолженность.
Ввиду неоплаты собственником помещений стоимости отпущенной электрической энергии АО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием к муниципальному образованию, Администрации Октябрьского района и Администрации Кировского района.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статья 544 ГК РФ).
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
Нормами главы 30 ГК РФ урегулированы отношения по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Вместе с тем, жилищное законодательство предполагает участие в этих правоотношениях дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Порядок оплаты энергоснабжения при отпуске ресурса в многоквартирные дома зависит от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) подробно урегулирован статьей 155 ЖК РФ.
В отсутствие договорных отношений обязанность возместить стоимость отпущенной электрической энергии возлагается непосредственно на потребителя.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, именно собственник жилого помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку жилые помещения, в отношении которых истцом оказывались услуги электроснабжения, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск", то задолженность за потребленную электрическую энергию подлежит оплате публичным органом, на который возложена обязанность по содержанию соответствующих жилых помещений.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, собственниками помещений спорных многоквартирных домов приняты решения о выборе способа управления - непосредственное управление.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами действующего законодательства, принимая во внимание истечение срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности по оплате стоимости электрической энергии за период с февраля 2014 года по июнь 2016 года, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования АО "Томскэнергосбыт" к собственнику жилых помещений о взыскании 45 264,66 руб., в том числе 9 890,85 руб. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Бакунина, дом 16, квартира 8, 25 905,74 руб. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Транспортная, дом 6, квартира 3, 9 468,07 руб. задолженности в отношении жилого помещения по адресу: город Томск, улица Энергетиков, дом 11А, квартира 7, подлежат удовлетворению, в остальной части требования истца удовлетворению не подлежат.
Кроме того, отклоняя приведенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции о том, что Администрация Кировского района является надлежащим ответчиком по иску о взыскании задолженности за электрическую энергию, отпущенную в жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: город Томск, улица Энергетиков, дом 11А, квартира 7.
Поскольку жилое помещение, в отношении которого истцом оказывались услуги энергоснабжения, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск", то задолженность за потребленную тепловую энергию подлежит оплате публичным органом, на которые возлагается обязанность по содержанию соответствующего помещения.
Положения статьи 125 ГК РФ регламентируют участие публично-правового образования в гражданских правоотношениях через соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из буквального толкования статей 214, 215 ГК РФ следует, что права публично-правового образования, как собственника имущества, осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Следовательно, в ситуации, когда имущество публично-правового образования закреплено за определенным государственным (муниципальным) предприятием или учреждением на ограниченном вещном праве, бремя содержания данного имущества возлагается на указанное юридическое лицо. Если же публичное имущество не распределено и не закреплено за конкретным пользователем, то возмещение затрат на содержание такого имущества, по мнению суда, должно осуществляться не за счет соответствующего публично-правового образования (в чьем бы то ни было лице), а производиться непосредственно с того публичного органа, которому переданы полномочия по управлению спорным имуществом.
Финансовое обеспечение указанных субъектов осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому, являясь самостоятельными участниками гражданских правоотношений, данные казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем взыскание денежных средств за счет казны публично-правового образования, в рассматриваемом случае, является недопустимым, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации Города Томска.
К числу казенных учреждений, к компетенции которых относятся полномочия собственника имущества, в том числе его содержание, в отношении нежилых помещений - относится Департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска; в отношении жилых помещений - территориальные органы администрации г. Томска (администрации районов).
Данные полномочия следуют из положений об администрациях районов, принятых решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1000, в частности в соответствии с пунктом 3.1.3 Положения об Администрации Кировского района города Томска последняя организует управление жилищным фондом на территории района и ведет его учет, организует содержание муниципального жилищного фонда (за исключением функций, отнесенных к муниципальному жилищному контролю) на территории района.
В соответствии с административно - территориальным делением города Томска спорное жилое помещение находится на территории Кировского района, что лицами, участвующими в деле, не оспорено.
При наличии публичного органа, на которого возложены полномочия по управлению и содержанию муниципальным жилищным фондом, правовые основания для взыскания задолженности за счет казны муниципального образования отсутствуют.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 10.03.2020 по делу N А67-12545/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кировского района города Томска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Е.С. Сластина |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-12545/2019
Истец: ПАО "Томская энергосбытовая компания"
Ответчик: "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации г. Томска, АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТОМСКА
Третье лицо: Абдулов Гарифул Исмаилович, Абдулов Марат Гарифуллович, Абдулова Наталья Евгеньевна, Абдулова Татьяна Аниятоловна, АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТОМСКА, АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТОМСКА, АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТОМСКА, ООО "ОКТЯБРЬСКИЙ МАССИВ"