город Омск |
|
01 февраля 2024 г. |
А81-1995/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12460/2023) общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2023 по делу N А81-1995/2023 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (ИНН 2461029990, ОГРН 1152468050680, адрес: 660006, город Красноярск, улица Свердловская, дом 141, помещение 182) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003347, ОГРН 1028900511420, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 13), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017607, ОГРН 1068901003984, адрес: 629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Чубынина, дом 14); Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (ИНН 8905018707, ОГРН 1028900704250, адрес: 629806, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Муравленко, дом 42Б); общества с ограниченной ответственностью Частная охранная фирма "Север-Охрана" (ИНН 8602146185, ОГРН 1028600584792, адрес: 625026, город Тюмень, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 51, офис 703), об оспаривании решения от 09.12.2022 N089/06/33-1055/2022,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (далее - заявитель, ООО ЧОО "Илир-24") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Ямало-Ненецкое УФАС России) об оспаривании решения от 09.12.2022 N 089/06/33-1055/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, Департамент госзаказа ЯНАО); Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (далее - учреждение, ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ"); общество с ограниченной ответственностью Частная охранная фирма "Север-Охрана" (далее - ООО ЧОФ "Север-Охрана").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2023 по делу N А81-1995/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ЧОО "Илир-24" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что действующим законодательством частным охранным организациям запрещено оказывать услуги в сфере пожарной безопасности; современный пульт централизованного наблюдения (далее - ПЦН) - это информационный центр, с установленным на него специальным программным обеспечением, подключенный к сети интернет, на который посредством интернет канала и иных резервных каналов связи поступает информация с территориально распределённых объектов охраны посредством установленных на них технических средств охраны, сигнал поступает за одинаковое количество времени на ПЦН абсолютно с любого объекта любого населенного пункта и нет никакой необходимости устанавливать ПЦН именно в городе Ноябрьске; в предмет контракта вошла только стоимость услуг постовой физической охраны без стоимости охранных услуг посредством технических средств охраны; законодательство в сфере контрактной системы является публичным и решения антимонопольных органов на положения закупочных документаций по жалобам различных потенциальных участников закупки влечет юридические последствия для всех иных потенциальных участников закупки, в связи с чем заявитель наделен правом на оспаривание решений антимонопольного органа.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Ямало-Ненецкое УФАС России просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В приобщении к материалам дела отзыва ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" судом апелляционной инстанции отказано в связи с отсутствием доказательств направления отзыва в адрес лиц, участвующих в деле (абзац 2 части 1 статьи 262 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Департаментом госзаказа ЯНАО на официальном сайте в единой информационной системе 28.11.2022 опубликовано извещение о закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 16 371 126 руб. (извещение N 0190200000322014050).
Заказчик - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ".
29.11.2022 ООО ЧОФ "Север-Охрана" обратилось с жалобой в Ямало-Ненецкое УФАС России на положения аукционной документации, указав на противоречие пункта 2.1.6 проекта контракта и пункта 2.24 Технического задания; включение требования об обеспечении охраны и имущества, в том числе и противопожарной защиты объектов за счет своих физических сил и средств, может привести к необоснованному ограничению количества хозяйствующих субъектов; требование о наличии пульта централизованного наблюдения (ПЦН) именно в г. Ноябрьске сужает круг потенциальных участников, и, соответственно, ограничивает конкуренцию.
По результатам рассмотрения жалобы 06.12.2022 Ямало-Ненецким УФАС России принято решение N 089/06/33-1055/2022, в соответствии с которым жалоба ООО ЧОФ "Север-Охрана" на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 16 371 126 руб. (извещение N 0190200000322014050) признана необоснованной.
07.12.2022 по итогу закупки N 0190200000322014050 протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2022 N ИЭА1 ООО ЧОО "Илир-24" признано победителем.
ООО ЧОО "Илир-24", не согласившись с решением Ямало-Ненецкого УФАС России в части признания необоснованными второго и третьего довода жалобы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
25.09.2023 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Одним из способов осуществления закупок является электронный аукцион. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статья 59 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона.
В силу подпункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ, услуг.
Таким образом, анализ указанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что объект закупки определяется заказчиком, при этом исходя из потребностей заказчика в один лот могут быть включены технологически и функционально взаимосвязанные между собой услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Одним из доводов апелляционной жалобы является включение заказчиком в документацию требования об обеспечении охраны и имущества, в том числе и противопожарной защиты объектов за счет своих физических сил и средств, что может привести к необоснованному ограничению количества хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, в который включены технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации (пункт 2).
Согласно пункту 16 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит частная охранная деятельность.
При наличии лицензии на частную охранную деятельность действующим законодательством разрешается использовать технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, при этом какой-либо специальной лицензия на осуществление такой деятельности не требуется.
Таким образом, осуществление хозяйствующим субъектом охраны объекта средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации наряду с их техническим обслуживанием, и включение указанных услуг в состав одного лота при проведении аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по охране объекта ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" средствами охранно-пожарной сигнализации и их техническому обслуживанию не противоречит действующему законодательству.
Анализируя доводы апелляционной жалобы в части требования к участнику закупки об обязательном наличии у него пульта централизованного наблюдения, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пунктом 2.5 Технического задания установлено, что исполнитель по контракту в течение одного календарного дня после подписания контракта обязан организовать ПЦН с круглосуточной диспетчерской службой по месту оказания услуг.
Данное требование не устанавливает требования к участнику закупки об обязательном наличии у него ПЦН на момент участия в закупки и, как следствие, не является требованием к участнику закупки (в том числе к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требованием к деловой репутации участника закупки, требованием к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, что могло бы нарушить требование части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Указанное выше требование по своей сути относится к исполнителю по контракту и к организации его работы при оказании услуги.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае ООО ЧОФ "Север-Охрана" обратилось с жалобой в Ямало-Ненецкое УФАС России на положения аукционной документации, в то время как ООО ЧОО "Илир-24", ознакомившись с аукционной документацией и участвуя в аукционе, фактически согласилось с условиями аукциона, в последующем стало победителем торгов.
Между тем, как верно заключил суд первой инстанции, в настоящем случае заявитель не доказал, что оспариваемым решением антимонопольного органа нарушено его право или охраняемый законом интерес.
С учетом изложенного, поскольку ООО ЧОО "Илир-24" не доказано и не подтверждено, что решение от 09.12.2022 N 089/06/33-1055/2022 нарушает его права и законные интересы, данное обстоятельство из материалов дела не следует, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2023 по делу N А81-1995/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1995/2023
Истец: ООО Частная охранная организация "Илир"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница", Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа, ООО Частная охранная фирма "Север-охрана", Малахов Кирилл Олегович