г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А42-13093/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12809/2020) общества с ограниченной ответственностью "Марс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.03.2020 по делу N А42-13093/2019 (судья Кушниренко В.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Марс", ул.Горького, д. 10, кв. 62, г.Кандалакша, Мурманская область, 184042 (ОГРН 1155190005992, ИНН 5102000337)
к Министерству инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области, пр. Ленина, д. 75, г. Мурманск, 183006 (ОГРН 1135190006225, ИНН 5190021206)
об отмене постановления N 207 от 02.12.2019 по делу об административном правонарушении N 16-07/267-2019
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Марс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Марс") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - Министерство, административный орган) N 207 от 02.12.2019 по делу об административном правонарушении N 16-07/267-2019 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда, принятым в виде резолютивной части 26.02.2020, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение изготовлено 19.03.2020.
ООО "Марс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить. Податель жалобы ссылается на то, что магазин Общества не находится в радиусе действия границ территорий, на которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, установленных Постановлением Администрации муниципального образования Кандалакшский район от 14.11.2017 N 1218. Податель жалобы также указывает, что Общество в магазине осуществляет только розничную торговлю, ссылаясь на налоговые декларации по ЕНВД за 1, 2, кварталы 2019 года. Кроме того, податель жалобы ссылается на существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с поступлением из Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кандалакшский" информации (письмо вх. N 16/7388 от 14.10.2019) о возможных нарушениях законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, 15.10.2019 в период времени с 18 час. 00 мин. по 20 час. 00 мин. сотрудниками Министерства совместно с сотрудником ОЭБиПК МО МВД России "Кандалакшский" в помещении торгового объекта, расположенного по адресу: Мурманская область, г.Кандалакша, ул.Горького, д.10, деятельность в котором осуществляет ООО "Марс", проведена проверка, в ходе которой выявлено, что в указанном торговом объекте Общество осуществляет оборот алкогольной продукции.
В протоколе осмотра от 15.10.2019, составленном с участием представителя Общества и с применением средств видеофиксации, зафиксированы следующие обстоятельства: согласно размещенной при входе в торговый объект информации типом осматриваемого торгового объекта является "закусочная", то есть предприятие общественного питания. Непосредственно в самом торговом объекте размещена барная стойка, имеется зал для обслуживания посетителей и отдельный туалет для посетителей. Алкогольная продукция (пиво и пивные напитки) размещена за барной стойкой и в холодильном оборудовании, размещенном в торговом зале с оформленными ценниками. Также за барной стойкой имеется оборудование для реализации пивной продукции в розлив.
Кроме того, в закусочной "Марс" по чеку N 00088 от 15.10.2019 была осуществлена реализация пивной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров (объем реализованной бутылки составляет 2 литра, на полимерную тару представлена накладная N 61 от 02.07.2019). На момент окончания осмотра сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, не представлены.
Алкогольная продукция, на которую отсутствовали сопроводительные документы, изъята и принята на ответственное хранение по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д.18, о чем составлен протокол изъятия от 15.10.2019.
Установив, что ООО "Марс" в нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Постановления Администрации муниципального образования Кандалакшский район от 14.11.2017 N 1218 "Об определении границ, прилегающих к организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования Кандалакшский район" осуществляло оборот алкогольной продукции в границах прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции для предприятия общественного питания, уполномоченное должностное лицо Министерства 12.11.2019 составило в отношении Общества протокол N 247 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением Министерства от 02.12.2019 N 207 по делу об административном правонарушении N 16-07/267-2019 ООО "Марс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Марс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 19.03.2020 в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции изложены в статье 16 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
В объектах общественного питания не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания (пункт 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Как следует из пункта 7 статьи 16 Закона N 171-ФЗ потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 указанной статьи, не допускается на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный указанной нормой распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
В соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление N1425) утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил установлено, что способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (в том числе детских, образовательных, медицинских организаций и объектов спорта), до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Во исполнение Закона N 171-ФЗ и Постановления N 1425 Администрацией муниципального образования Кандалакшский район принято постановление от 14.11.2017 N 1218 "Об определении границ, прилегающих к организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования Кандалакшский район" (далее - Постановление N 1218).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1218 перечень организаций, объектов и схемы прилегающих территорий на территории муниципального образования Кандалакшский район, на прилегающей территории к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничная продажа при оказании услуг общественного питания утвержден согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
Подпунктом 2.2 пункта 2 Постановления N 1218 закреплено, что для организаций (предприятий) общественного питания необходимо учитывать расстояния до границ прилегающих территорий по радиусу от медицинских организаций 40 метров.
Согласно пункту 3 Постановления N 1218 способ расчета расстояния до границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции определен согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению N 1218 под номером 46 поименована медицинская организация стоматологический кабинет "Дента" ООО "Дента", расположенная по адресу: г. Кандалакша, уд. Горького, д. 10 (схема 49).
Как следует из материалов дела, помещение, которое занимает ООО "Марс", расположено в одном здании с указанной медицинской организацией - стоматологический кабинет "Дента" ООО "Дента", которая в соответствии со схемой N 49 Приложения N 1 к Постановлению N 1218 включена в перечень организаций, объектов и схемы прилегающих территорий на территории муниципального образования Кандалакшский район, на прилегающей территории к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Как правомерно указал суд первой инстанции, учитывая, что вход (выход) для посетителей в здание, внутри которого расположено ООО "Марс", находится в пределах окружности, указанной в схеме N 49 Приложения N 1 к Постановлению N1218, расчет расстояния проведен административным органом в соответствии с вышеперечисленными нормами.
Таким образом, административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что торговый объект ООО "Марс" размещен на территории, прилегающей к медицинской организации.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Марс" осуществляло оборот алкогольной продукции на территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Доводы подателя жалобы Общества о том, что Общество в магазине осуществляет только розничную торговлю, со ссылками на налоговые декларации по ЕНВД за 1, 2, кварталы 2019 года, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются материалами дела. Протоколом осмотра от 15.10.2019 и материалами фото и видео-фиксации подтверждается, что согласно размещенной при входе в торговый объект информации типом осматриваемого торгового объекта является "закусочная", то есть предприятие общественного питания; непосредственно в самом торговом объекте размещена барная стойка, имеется зал для обслуживания посетителей и отдельный туалет для посетителей; за барной стойкой имеется оборудование для реализации пивной продукции в розлив; в уголке потребителя оформлены информационные объявления с указанием типа объекта "закусочная". В кассовом чеке N 00088 от 15.10.2019 также указано наименование объекта "Закусочная "Обжора".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает доказанным событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом требований законодательства об обороте алкогольной продукции, а равно принятии необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Общество надлежащим образом извещалось административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении. Допущенная в мотивировочной части оспариваемого постановления опечатка (указано ООО "Бахус") исправлена административным органом в порядке статьи 29.12.1 КоАП РФ определением от 30.12.2019, которым в девятом абзаце мотивировочной части исправлены слова "Вина ООО "Бахус" на "Вина ООО "Марс". Вопреки доводам Общества, ошибочное указание в девятом абзаце мотивировочной части постановления ООО "Бахус" не свидетельствует о том, что административным органом не была установлена вина Общества во вмененном административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 14.16 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ; штраф соответствует минимальному размеру санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене постановления Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области N 207 от 02.12.2019 по делу об административном правонарушении N 16-07/267-2019.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 19.03.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Марс" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19 марта 2020 года по делу N А42-13093/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-13093/2019
Истец: ООО "МАРС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИЙ, РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ