город Томск |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А03-16291/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2020.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сластиной Е.С.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арышевой М.С., с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Алтайского края, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-1769/2020) общества с ограниченной ответственностью "Пятачок Плюс" на решение от 20.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16291/2019 (судья Городов А.В.)
по иску муниципального унитарного предприятия города Бийска "Водоканал" (ИНН 2204000549, ОГРН 1022200556388, 659342, Алтайский край, город Бийск, поселок Нагорный, улица Волочаевская, дом 1, корпус 1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Пятачок Плюс" (ИНН 2204063482, ОГРН 1132204001467, 659323, Алтайский край, город Бийск, переулок Байкальский, 85)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ваксман И.В., доверенность от 09.01.2020,
от ответчика: без участия
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Бийска "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", муниципальное предприятие) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Пятачок Плюс" (далее - ООО "Пятачок Плюс", общество) с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 83 130 руб. 12 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 20 862 руб. 46 коп. неустойки за период с 14.07.2018 г. по 17.12.2019 по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 24.06.2014 г. N 2630 с последующим начислением неустойки на день фактической оплаты суммы долга.
Решением от 20.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, общество в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать. В обоснование указано следующее: арбитражным судом неправомерно отклонен довод ответчика о незаконном начислении налога на добавленную стоимость; расчет платы за негативное воздействие является неверным в части применения коэффициента компенсации.
МУП "Водоканал" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Ответчик явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ООО "Пятачок плюс" (далее - Абонент) и МУП г. Бийска "Водоканал" (далее - ОВКХ) подписан договор холодного водоснабжения и водоотведения от 24.06.2014 г. N 2630, для обеспечения услугами холодного водоснабжения и водоотведения объекта указанного в договоре.
Согласно пункту 6 договора расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, актов оказанных услуг, получаемых в организации водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В соответствии с пунктом 8 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе: г) иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора; д) взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх 4 установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункт 10 договора).
Согласно пункту 11 договора абонент обязан: е) производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, законодательством Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту; ж) обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего договора; т) соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Абонент имеет право осуществлять в целях контроля качества холодной воды, состава и свойств сточных вод отбор проб холодной воды и сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства (подпункт д пункта 12 договора).
ООО "Пятачок Плюс" предоставило в адрес МУП г. Бийска "Водоканал" декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, с указанием фактической концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента. Согласно п. 6 указанной декларации, среднесуточный фактический объем отводимых сточных вод составляет 34,03 м3 в сутки.
МУП г. Бийска "Водоканал" произвело ответчику соответствующие начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, которая ответчиком не погашена.
Претензией 07.07.2018 муниципальное предприятие потребовало оплатить задолженность.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности долга в заявленном размере, правомерности начисления неустойки.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
По общему правилу к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные главой 39 ГК РФ, положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644 значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 указанных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами N 644 (пункт 118 Правил N 644).
Законодатель разделяет плату абонентов за сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на две составляющие: плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установленную Правилами N 644; плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, отводимых в системы канализации населенных пунктов, установленная Постановлением Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310).
В силу пункта 1 Постановления N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Алтайского края утвержден Постановлением Администрации Алтайского края от 09.03.2011 N 107 (далее - Порядок).
Факт превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ подтвержден декларацией о составе и свойствах сточных вод на 2017 год (л.д.14-15), с указанием фактической концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и ответчиком не оспорен.
Начисление платы за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу и плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период произведено истцом в соответствии с действующим законодательством. Размер платы за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу составил 83 130 руб. 12 коп.
Доказательств исполнения ответчиком обязанности по уплате задолженности или частично не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании задолженности в заявленном размере обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод подателя жалобы о неверном расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом налога на добавленную стоимость, был исследован судом первой инстанции и получил надлежащую оценку, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
В данном случае оплата за негативное воздействие по существу представляет собой оплату профилактических (ремонтных) мероприятий, нейтрализующих воздействие загрязняющих веществ на водопроводно-канализационную сеть истца. Для ответчика вся сумма, которую он перечисляет истцу, является его затратами на оплату стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению по договору, а для истца вся сумма поступлений по договору является выручкой от реализованной услуги.
На основании изложенного основания для исключения из расчета истца налога на добавленную стоимость отсутствуют.
Суд первой инстанции верно признал обоснованным расчет заявленной платы с учетом налога на добавленную стоимость, поскольку оказание услуги по приему сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (взимание соответствующей платы), является объектом налогообложения по налога на добавленную стоимость.
Доводы подателя жалобы о необходимости применения начислений за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии пунктом 123(4) Правил N 644. с коэффициентом компенсации равным 0,5 являются несостоятельными и отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 124 Правил N 644 установлена обязанность абонентов в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иных абонентов, имеющих самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. м в сутки суммарно по всем выпускам, подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
При этом в силу пункта 125 Правил N 644 декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
В случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123 данных Правил.
В соответствии с указанной формулой расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за конкретный расчетный период производится на основе фактических данных о содержании веществ в сточных водах, которые могут быть получены либо в результате контроля самого абонента, либо могут быть указаны абонентом в декларации о составе сточных вод, либо получены при проведении контроля за составом сточных вод абонента организацией водопроводно-коммунального хозяйства, при этом при наличии результатов контрольной пробы расчет производится именно по таким результатам.
Таким образом, общество, осуществляя деятельность, предполагающее негативное воздействие на работу централизованной системы, имеет возможность указать в подаваемой декларации показатели состава и свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения с превышением максимальных допустимых значений, что и было сделано обществом при подаче декларации с указанием концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента на 2017 год (л.д.14-15).
Срок действия декларации с 01.04.2017 года по 01.04.2018 г., то есть охватывает спорный период негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (май, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017).
При этом, декларация о составе и свойствах сточных вод является официальным документом, который подается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, определенным Правилами N 644.
Декларация о составе и свойствах сточных вод, поданная ООО "Пятачок Плюс" подписана директором и скреплена печатью, в связи с чем, ответчик несет всю полноту ответственности и риски при использовании и применении указанной декларации. Указав в декларации о составе и свойствах сточных вод те или иные значения показателей, абонент обязан вносить плату в соответствии с этими показателями.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно принят расчет негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения на основании декларации о составе и свойствах сточных вод представленной ответчиком, правовых оснований для применения к ответчику расчетного способа определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренного пунктом 123(4) Правил N 644 не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 6.2. статьи 14 Закона N 416-ФЗ абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В связи с нарушением обязательств по оплате задолженности истцом начислены пени в размере 20 862 руб. 46 коп. за период с 14.07.2018 г. по 17.12.2019.
Расчет истца ответчиком не оспорен, судом проверен, соответствует условиям договора, действующему законодательству, является арифметически правильным.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании неустойки обоснованы и правомерно удовлетворены судом в заявленном истцом размере.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16291/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пятачок Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16291/2019
Истец: МУП г.Бийска "Водоканал"
Ответчик: ООО "Пятачок Плюс"