10 июля 2020 г. |
А43-45299/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бармина Александра Викторовича (603005, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 6А, пом.6;
ОГРН 304526027500013, ИНН 526013260807)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2020
по делу N А43-45299/2019,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Бармина Александра Викторовича о признании незаконным в части решения администрации г.Нижнего Новгорода от 12.09.2019 N 06-09/2019,
без участия лиц,
и установил:
индивидуальный предприниматель Бармин Александр Викторович (далее - ИП Бармин А.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода от 12.09.2019 N 06-09/2019 в части не внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на 2018-2022 годы в части изменения специализации его НТО с "оказание услуг проката компьютеров и видеотехники" на "продукцию общественного питания" (позиция 5.394 Схемы размещения НТО).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2020 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Бармин А.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Предприниматель настаивает на том, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, не исследовал надлежащим образом представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
ИП Бармин А.В. считает, что оспариваемое решение влечет за собой фактически прекращение им осуществления предпринимательской деятельности ввиду неактуальности такого вида деятельности как оказание услуг проката компьютеров и видеотехники.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 16.02.2009 Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и ИП Бармин А.В. заключили договор N 18-1164 аренды земельного участка площадью 60,50 кв.м, кадастровый номер 52:18:060108:0020, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: г. Нижний Новгород, Нижегородский район на пересечении улиц Трудовая и Ковалихинская, для использования его под временный павильон пункта проката компьютеров и видеотехники.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2019 N 2574 внесены изменения в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 01.09.2017 N 4123 "Об утверждении схемы размещения стационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2018-2022 годы", в частности, внесен пункт 5.394, со сведениями о размещении павильона по прокату компьютеров и видеотехники по адресу: город Нижний Новгород, ул.Ковалихинская, у дома 93Б.
На основании протокола заседания городской согласительной комиссии по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода от 29.05.2019 N 01-05/2019 администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода (далее - Администратор) и ИП Бармин А.В. (далее - Предприниматель) заключили договор на размещение нестационарного торгового объекта от 16.08.2019 N 05/179/2019.
Согласно пункту 1.1 данного договора Администратор предоставляет Предпринимателю право разместить нестационарный торговый объект (далее - НТО) - павильон площадью 60,50 кв.м по оказанию услуг проката компьютеров и видеотехники, по адресу: город Нижний Новгород, ул.Ковалихинская, у дома 93Б, а Предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта согласно ситуационному плану размещения НТО, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора, на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором, федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области.
Настоящий договор является подтверждением права Предпринимателя на размещение объекта в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов (схема N 5.394) и пунктом 1.1 настоящего договора.
В силу пункта 6.1 договора не допускается изменение существенных условий договора: основания заключения договора на размещение НТО, адресной привязки месторасположения Объекта, срока договора, ответственности сторон.
В день заключения договора на размещение НТО 16.08.2019 ИП Бармин А.В. обратился в администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода с заявлением о внесении изменений в схему размещения НТО в части изменения специализации НТО с "оказание услуг проката компьютеров и видеотехники" на "общественное питание" и изменения площади НТО с "60,50 кв.м" на "110,50 кв.м".
05.09.2019 районная комиссия рассмотрела заявление по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода.
По результатам проведенного заседания районной комиссия по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода оформила протокол от 05.09.2019 N 23-09/2019-05 в соответствии с которым комиссия приняла следующие решения:
* не увеличивать площадь НТО с 60,50 кв.м до 110,50 кв.м, поскольку предполагаемое место размещения павильона расположено в границах места размещения НТО, принадлежащего ИП Бабикян Э.О., уже включенного в схему;
* вынести на заседание согласительной комиссии вопрос об изменении специализации НТО в связи с отсутствием механизма по постановлению администрации "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода" от 08.02.2019 N 590.
По результатам заседания городской согласительной комиссии по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода оформлен протокол от 12.09.2019 N 06-09/2019, в соответствии с которым принято решение не вносить изменение в пункт 5.394 Схемы в части изменения специализации нестационарного торгового объекта с "оказание услуг проката компьютеров и видеотехники" на "общественное питание", поскольку внесение изменений в существенные условия договора на размещение не предусмотрено нормами постановления администрации "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода" от 08.02.2019 N 590.
Посчитав, что такое решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.02.2019 N 590 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода" и исходил из того, что администрация города Нижнего Новгорода доказала законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой органом местного самоуправления.
Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772).
Согласно пункту 2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 13.09.2016 N 143 (далее - Порядок N 143), размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствие с пунктом 5 Порядка N 143 схема размещения должна содержать: тип нестационарного торгового объекта, специализацию, местоположение, вид (форма) собственности земельного участка и размеры площади каждого места размещения нестационарного торгового объекта, а также сведения о нестационарных торговых объектах, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства и период размещения нестационарного торгового объекта.
Тип нестационарного торгового объекта: павильон, киоск, торговый автомат, торговая галерея, автомагазин (автофургон, автолавка), автоцистерна, торговая тележка, палатка, лоток, иные объекты и специальные приспособления.
Специализация нестационарного торгового объекта - торговая деятельность, при которой восемьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества составляют товары (услуги) одной группы. Специализация нестационарного торгового объекта указывается в наименовании нестационарного торгового объекта.
При осуществлении торговой деятельности в нестационарном торговом объекте должна соблюдаться специализация нестационарного торгового объекта, минимальный ассортиментный перечень, который должен быть постоянно в продаже.
В силу пункта 6 Порядка N 143 при разработке схемы размещения орган местного самоуправления должен учитывать требования Федерального закона N 381-ФЗ, земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации и использования объектов культурного наследия, в области образования, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также требования Федерального закона от 23.02.2013 N15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"; размещение существующих торговых объектов, находящихся в стадии строительства, реконструкции или эксплуатации; необходимость восполнения недостатка стационарной торговой сети и (или) недостатка тех или иных групп товаров.
Согласно пункту 8 Порядка N 143 внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется на основании предложений физических или юридических лиц, а также при изменении условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, в порядке, установленном для разработки и утверждения схемы размещения, но не чаще одного раза в месяц.
При этом пункт 8 Порядка N 143 не предусматривает безусловной обязанности органа местного самоуправления изменить Схему по желанию (заявлению) субъектов предпринимательской деятельности.
Требования к разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода (далее - Схема) и к заключению договоров на размещение НТО установлены постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.02.2019 N 590 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода" (вместе с Порядком размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода, Административным регламентом администрации города Нижнего Новгорода по предоставлению муниципальной услуги "Включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода или заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Нижнего Новгорода").
Согласно пункту 1.4.8 Порядка размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода (далее - Порядок N 590) заявления субъектов предпринимательской деятельности, а также обращения структурных и территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода, контролирующих и надзорных органов, органов исполнительной власти Нижегородской области, общественных организаций и жителей города о включении (исключении) мест в (из) Схему(ы), внесении изменений в действующую Схему в части изменения типа, площади, специализации и периода размещения объекта рассматриваются на заседаниях районных комиссий и Согласительной комиссии в сроки и порядке, установленные Регламентом.
Субъекты предпринимательской деятельности при размещении НТО обязаны размещать НТО по указанному в договоре адресу (адресному ориентиру) в границах места размещения, установленного Схемой и определенного договором на размещение НТО; размещать НТО в количестве, предусмотренном договором и Схемой; сохранять тип НТО, специализацию, местоположение и размеры НТО в течение установленного договором периода размещения; обеспечить соответствие внешнего вида НТО индивидуальному форэскизу либо дизайн-коду НТО, утвержденному муниципальным правовым актом; не допускать размещение НТО, изготовленных из материалов, качество и безопасность которых не подтверждены документами, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующего вида материала (пункт 1.5 Порядка N 590).
НТО размещаются на территории города Нижнего Новгорода на основании договоров на размещение НТО, заключаемых по результатам открытых аукционов на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Нижнего Новгорода (далее - аукцион), проводимых в соответствии с настоящим Порядком, или без проведения аукциона, в порядке, установленном Регламентом.
Договоры на размещение НТО заключаются на места, включенные в схему.
Субъекты предпринимательской деятельности, размещающие НТО на земельном участке, предоставленном на праве аренды, либо планирующие разместить НТО, вправе обратиться в порядке, установленном Регламентом, с заявлением о включении нового места в схему, а в случае, если место включено в схему, - о заключении договора на размещение НТО.
В случае необходимости освобождения земельного участка от НТО в связи с изменением градостроительной ситуации (реализация планов благоустройства, строительство дорожных магистралей, транспортных развязок, изменение охранных зон инженерных сетей, перенос красных линий, реализация документов территориального планирования) администрация соответствующего района города не менее чем за 30 календарных дней до дня прекращения договора на размещение данного НТО организует уведомление субъекта предпринимательской деятельности об одностороннем расторжении договора на размещение НТО. Субъект предпринимательской деятельности в случае освобождения земельного участка от НТО в связи с изменением градостроительной ситуации вправе обращаться в установленном Регламентом порядке с заявлениями о внесении изменений в утвержденную схему о включении нового места на территории того района города Нижнего Новгорода, где ранее размещался НТО, аналогичной площадью, типа объекта и специализации и о заключении договоров на размещение НТО на новых местах по приоритетному праву без проведения аукциона. Субъект предпринимательской деятельности вправе обращаться о включении нового места в схему и заключении договора не более пяти раз до заключения договора на размещение НТО на новом месте (пункты 2.1-2.3 Порядка N 590).
В рассматриваемом случае на основании договора аренды Предпринимателю предоставлен земельный участок для использования его под временный павильон пункта проката компьютеров и видеотехники, а впоследствии заключен договор на размещение на указанном земельном участке нестационарного торгового объекта по оказанию услуг проката компьютеров и видеотехники.
Принадлежащий заявителю павильон по оказанию услуг проката компьютеров и видеотехники включен в схему размещения стационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2018-2022 годы.
Заявитель не представил и суд не установил доказательств несоответствия утвержденной администрацией города Нижнего Новгорода схемы размещения стационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2018-2022 годы вышеназванным нормативным актам, а также отсутствие потребности в обеспечении населения услугами проката компьютеров и видеотехники, что исключает возможность признать незаконным решение уполномоченного органа об отказе во внесении изменений в такую схему.
Иное толкование норм действующего законодательства позволяло бы заинтересованным лицам в любой момент требовать внести изменения в схему размещения НТО в зависимости от их желания изменить направление предпринимательской деятельности посредством принятия соответствующего судебного акта, тогда как утверждение схемы относится к полномочиям органов местного самоуправления. Суд не вправе вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий по решению вопросов местного значения, таких как обеспечение населения необходимыми товарами и услугами на определенных земельных участках.
Заключенные с Предпринимателем договоры определяют четкую цель и предмет использования земельного участка и расположенного на нем НТО. Договор на размещение НТО от 16.08.2019 N 05/179/2019 заключен ИП Барминым А.В. на конкретных условиях.
Подписывая договор, Предприниматель согласился с указанными в нем условиями, однако в этот же день он обратился с заявлением о внесении изменений в схему НТО, что свидетельствует о том, что фактически материально-правовой интерес заявителя по существу заключается в изменении вида осуществляемой им предпринимательской деятельности путем изменения специализации принадлежащего ему НТО.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса). Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Гражданского кодекса).
В случае не достижения согласия по поводу изменения условий договора заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием об изменении договора. Требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса).
При этом по смыслу пункта 2 статьи 450, статьи 451 Гражданского кодекса договор может быть изменен по требованию одной из сторон в судебном порядке, в том числе при существенном нарушении договора другой стороной, лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором, а также в связи с существенным изменением обстоятельств. Данная правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13, от 08.10.2013 N 3463/13.
Требование о внесении изменений в договор подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, а не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к аналогичному заключению о том, что отсутствует предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения органа местного самоуправления.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует Федеральному закону N 381-ФЗ, Порядку N 590, Порядку N 143 и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ИП Бармина А.В. признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2020 по делу N А43-45299/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2020 по делу N А43-45299/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бармина Александра Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-45299/2019
Истец: Бармин Александр Викторович
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода