г. Вологда |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А13-23055/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от Прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю. по доверенности от 06.07.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Вытегорского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 февраля 2020 года по делу N А13-23055/2019,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Вологодской области (адрес: 160035, город Вологда, улица Пушкинская, дом 17; ОГРН 1033500042696, ИНН 3525044123; далее - Прокуратура) обратилась с иском в суд к Администрации Вытегорского муниципального района (адрес: 162900, Вологодская область, район Вытегорский, город Вытегра, проспект Ленина, дом 68; ОГРН 1023502091810, ИНН 3508001190; далее - Администрация), главе крестьянского фермерского хозяйства Замятину Виталию Петровичу (ОГРНИП 317352500041363, ИНН 772882581825; далее - Замятин В.П.) о признании договора безвозмездного пользования земельным участком от 01.11.2017 N 19, недействительным, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на Замятина В.П. в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу возвратить Администрации земельный участок с кадастровым номером 35:01:0103047:581.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04 февраля 2020 года по делу N А13-23055/2019 исковые требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Земельным законодательством проведение аукционов предусмотрено только в целях продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или заключения договора аренды такого земельного участка. Проведение торгов на право заключения договора безвозмездного пользования земельным участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено. Не все земельные участки подлежат предварительному согласованию, а только те, которые не сформированы и не стоят на кадастровом учете. Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, действующим земельным законодательством не предусмотрено, а, следовательно, действия Администрации по предоставлению земельного участка в безвозмездное пользование законны.
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (ссудодатель) и Замятиным В.П. (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования земельным участком от 01.11.2017 N 19 (далее - договор), в соответствии с которым Замятину В.П. передан в безвозмездное пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:01:0103047:581, местоположение: Вологодская обл., Вытегорский р-н, сельское поселение Девятинское, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с разрешенным использованием - с/х использование, общей площадью 508 270 кв.м, на срок до 01.11.2023.
При заключении спорного договора в нарушение требований пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ соответствующая публикация извещения о предоставлении земельного участка произведена не была, чем нарушен публичный порядок предоставления земельных участков и права неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на данный земельный участок.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Условия предоставления земельного участка в безвозмездное пользование определены в статье 39.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Порядок предоставления земельных участков в безвозмездное пользование регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Как указано в пункте 8 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
При этом, наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов.
Наличие либо отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.07.2018 по делу N А48-6895/2017, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2019 по делу N А57-22464/2018, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А13-6375/2019 от 16.12.2019 года.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Как следует из материалов дела, при заключении спорного договора соответствующая публикация извещения о предоставлении земельного участка произведена не была, чем нарушен публичный порядок предоставления земельных участков и права неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на данный земельный участок.
В силу положений пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 168 названного Кодекса предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Согласно пункту 75 указанного постановления применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Факт предоставления главе крестьянского фермерского хозяйства спорного земельного участка, минуя процедуры, предусмотренные статьей 39.12 ЗК РФ материалами дела подтвержден.
В данном случае отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения главе крестьянского фермерского хозяйства и лишило возможности других граждан реализовать свое право на заключение договора на испрашиваемый земельный участок.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный между Администрацией и главой крестьянского фермерского хозяйства Замятиным В.П., обоснованно признан судом недействительным (ничтожным).
Поскольку по оспариваемому договору пользование земельным участком осуществлялось на безвозмездной основе, в качестве последствий недействительности (ничтожности) сделки суд правомерно возложил на главу крестьянского фермерского хозяйства Замятина В.П. обязанность по возврату Администрации спорного земельного участка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются.
Из системных положений статей 39.10, 39.14, 39.18 ЗК РФ следует, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения торгов на основании предоставленного им заявления при условии, что этот гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
При наличии иных граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган обязан приступить к процедуре проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Между тем, наличие либо отсутствие иных претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
Поскольку при заключении договора безвозмездного пользования земельным участком был нарушен порядок, предусмотренный статьями 39.14, 39.18 ЗК РФ, так как данный договор мог быть заключен только в случае отсутствия иных претендентов на предоставление земельного участка, наличие или отсутствие которых могло быть установлено только посредством публичного информирования о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование, суд пришел к правильному выводу о том, что договор безвозмездного пользования земельным участком является ничтожным в соответствии со статьей 168 ГК РФ.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 февраля 2020 года по делу N А13-23055/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вытегорского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-23055/2019
Истец: Прокуратура Вологодской области
Ответчик: Администрация Вытегорского муниципального района, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Замятин Виталий петрович