г.Москва |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А40-632/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ВИЗАВИ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2020 по делу N А40-632/20 (145-6)
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
к ООО "ВИЗАВИ"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Астапович А.А. по дов. от 06.07.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее также - заявитель, административный орган, Росалкогольрегулирование) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ВИЗАВИ" (далее также - ответчик, Общество) к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Решением от 14.02.2020, принятым по настоящему делу, суд привлек ООО "ВИЗАВИ" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, а также пришел к выводу об отсутствии нарушений процедуры при составлении протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой в судебном заседании поддержал в полном объеме, просил по изложенным в жалобе основаниям решение отменить в части суммы назначенного штрафа и принять по делу новый судебный акт, заменив назначенную судом сумму штрафа в размере 200 000 руб. на предупреждение.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился; в порядке ст.262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителя Росалкогольрегулирования.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ВИЗАВИ" имеет выданную Департаментом торговли и услуг города Москвы лицензию от 19.11.2019 N 77РПА0014721 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресу: 127282, г.Москва, ул.Тихомирова, д.17, корп.1, этаж 1, помещ. VII, сроком действия до 18.11.2024.
На основании поступившего в Росалкогольрегулирование заявления Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" от 13.12.2019 N 2182 в отношении ООО "ВИЗАВИ" определением N 06-02/19 от 17.12.2019 возбуждено дело об административном правонарушении.
В результате проведенного административного расследования Росалкогольрегулированием установлен факт оборота (закупка и хранение) пивных напитков и медовухи различных наименований без документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Перечень пивных напитков и медовухи различных наименований приведен в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 06-02/19-1 от 17.12.2019.
Согласно требованиям подп.1 п.1 ст.25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в рамках дела об административном правонарушении произведено изъятие данной алкогольной продукции (протокол N 06-02/19-2 изъятия вещей и документов от 17.12.2019).
В ходе проведения административного расследования административным органом вынесено определение от 17.12.2019 N 06-02/19-3 об истребовании сведений, у Общества запрошены документы на изъятую алкогольную продукцию, в том числе предусмотренные ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ.
В ответ на данное определение Общество представило письмо от 18.12.2019 N б/н (вх. N Вх-18724 от 20.12.2019) с указанием на отсутствие возможности представить товаросопроводительные документы на изъятую алкогольную продукцию в связи с их утратой.
Таким образом, предусмотренные ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ документы, подтверждающие легальность производства и оборота закупленной Обществом алкогольной продукции (пивные напитки и медовуха различных наименований), ответчиком административному органу представлены не были.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к выводу о том, что Общество в рассматриваемом случае по адресу осуществления своей деятельности совершило административное правонарушение, выразившееся в обороте (закупка и хранение) алкогольной продукции (пивные напитки и медовуха различных наименований) в количестве 205 единиц без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, а именно: без товарно-транспортных накладных, за что частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
26.12.2019 уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции по факту выявленного нарушения в отношении ООО "ВИЗАВИ" составлен протокол N 07-02/19-ЮЛ об административном правонарушении.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения Росалкогольрегулирования на основании ст.23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В рассматриваемом случае нарушений процедуры составления протокола N 07-02/19-ЮЛ об административном правонарушении от 26.12.2019 не установлено.
Привлекая ответчика к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективной стороной данного административного правонарушения является оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Статьей 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Под оборотом в силу п.16 ст.2 указанного Федерального закона понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
На основании п.2 ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п.1 ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в нелегальном обороте.
Согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, запрещен.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются, в том числе без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не отрицается.
На основании ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель не представил доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Таким образом, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеются законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения ООО "ВИЗАВИ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, является обоснованным.
Оснований для освобождения ответчика от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ в настоящем случае не усматривается.
Размер ответственности определен судом в минимальном размере санкции ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель указывает на наличие оснований для замены Обществу административного наказания в виде штрафа предупреждением (ст.4.1.1 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае заявителем нарушены требования, установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Нарушение Обществом данных требований посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства и оборота алкогольной продукции, что свидетельствует о наличии существенной угрозы здоровью и жизни потребителей.
Таким образом, принимая во внимание общественную опасность совершенного Обществом правонарушения, исходя из целей и общих принципов назначения наказания, и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, основания для применения ч.2 ст.3.4 КоАП РФ отсутствуют.
При таких данных, учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также степень вины ответчика, суд первой инстанции соразмерно и обоснованно посчитал возможным назначить Обществу за выявленное административное правонарушение наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъятой из оборота по протоколу N 06-02/19-2 изъятия вещей и документов от 17.12.2019.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2020 по делу N А40-632/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-632/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
Ответчик: ООО "ВИЗАВИ"