Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2020 г. N Ф07-11980/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А42-8366/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Рычаговой О.А.
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Барабановым С.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Хайбулловой-Куповых Н.А., доверенность от 14.01.2020
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2019/2020) АО "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2019 по делу N А42-8366/2019 (судья Камалова Е.С.), принятое
по иску АО "Мурманэнергосбыт"
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
3-е лицо: Комитет по тарифному регулированию Мурманской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) задолженности за тепловую энергию по договору N 896А от 30.11.2018, поставленную в период февраль-май 2019 года, в размере 28 864 054,84 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением от 11.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы истец ссылается на то, что заключенный сторонами государственный контракт является ничтожным, так как заключение контракта на основании п. 8 части 1 статьи 93 Закона N 44 без проведения конкурсных процедур нарушает требования Закона о контрактной системе, а установленная пунктом 7.1 контракта цена контракта определена в нарушение положений Закона N 44 и противоречит принципу баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей, ограничивает право истца на получение стоимости фактически оказанной абоненту услуги по теплоснабжению, при этом в силу публичности договора, истец был не вправе отказаться от его заключения.
Поскольку исполнение контракта осуществлялось в период отсутствия государственного регулирования и соответствующих тарифов, истец полагает, что применение тарифного метода определения цены контракта, как и заключение контракта в силу положения пункта 8 части 1 статьи 93 Закона N 44 противоречит действующему законодательству.
Не исследовав вопрос о ничтожности контракта, суд первой инстанции, по мнению истца, лишил его права на справедливое судебное разбирательство.
В связи с прекращением полномочий судьи Глазкова Е.Г. дело передано в производство судьи Рычаговой О.А.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Ответчик против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считая решение законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не установил оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком 30.11.2018 заключен государственный контракт N 896А на снабжение тепловой энергией в паре, согласно условиям которого истец (теплоснабжающая организация) обязался подавать ответчику тепловую энергию, а ответчик (абонент) обязался принимать и оплачивать тепловую энергию.
Согласно пункту 8.1 контракта расчета за тепловую энергию и воду производятся по тарифам, утвержденным Управлением по тарифному регулированию Мурманской области (с учетом НДС).
Ориентировочный годовой отпуск энергии и его стоимость; годовой расход невозвращенного конденсата и его стоимость определены сторонами в пункте 9.1 контракта. Объем тепловой энергии и ее стоимость с разбивкой по месяцам отражены в приложении N 4а к контракту.
Срок действия контракта - с 01.01.2019 по 31.12.2019 (пункт 12.1 контракта).
Контракт подписан с протоколом разногласий, в котором стороны согласовали пункт 7.1 контракта в следующей редакции: "Цена государственного контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта (за период с 01.01.2019 по 31.12.2019), составляет 182 035 580 руб. 09 коп., в том числе НДС в соответствии с п.3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации".
Направленное истцом в адрес ответчика 23.01.2019 дополнительное соглашение N 1 к контракту, в котором истец предложил изменить пункт 8.1 контракта, указав тариф на тепловую энергию в период с 01.01.19 по 31.01.19 в размере 4 241,81 руб.; в период с 01.02.19 по 31.12.19 в размере 6 869,77 руб. не был подписан ответчиком в связи с существенным изменением цены тепловой энергии по сравнению с заключенным сторонами контрактом (письмо от 22.03.2019 N 370/ЖКС N 2/13/219).
В связи с отменой тарифного регулирования в отношении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям с использованием теплоносителя в виде пара, истец приказом N 339 от 17.07.2019 утвердил прейскурант цен (тарифов), в том числе по ЗАТО г. Североморск, в период с 01.01.19 по 31.01.19 в размере 4 241,81 руб. (с НДС), в период с 01.02.19 по 31.03.19 в размере 6 869,77 руб. (с НДС), в период с 01.04.19 по 31.12.19 в размере 6 065,50 руб. (с НДС).
Полагая, что у истца отсутствовали правовые основания для увеличения в расчетных документах стоимости тепловой энергии, ответчик оплатил выставленные в его адрес счета-фактуры частично, по тарифу на тепловую энергию, в размере 3 534,84 руб. (без НДС), утвержденному постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 19.12.2017 за N 57/7 на 2018 год и согласованному сторонами в контракте.
Поскольку из общей суммы 84 323 645,65 руб., выставленной к оплате за спорный период, ответчик оплатил по тарифу, согласованному в контракте, 55 459 590,82 руб., истец обратился в суд с рассматриваемым иском, ссылаясь на наличие на стороне ответчика задолженности в размере 28 864 054,84 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец определил отпускные цены на тепловую энергию в паре на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 и отпускные цены на тепловую энергию в паре низкого давления, которые превышают ранее установленные цены за единицу услуги на 62%, и в одностороннем порядке, в отсутствие соглашения сторон, предъявил требование об оплате поставленной тепловой энергии по новым ценам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 15, статьи 15.1 Закона о теплоснабжении поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
Исковые требования основаны на заключенном сторонами контракте.
Разногласия сторон, рассматриваемые в рамках настоящего спора, возникли относительно цены контракта и тарифа на тепловую энергию, подлежащего применению при расчетах по контракту в спорный период.
Учреждение считает необоснованным применение Обществом нерегулируемой цены с 01.01.2019, поскольку при заключении контракта стороны согласовали тариф на тепловую энергию, действовавший на дату заключения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Тарифы и цены в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию, определены в части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Согласно частям 2.1, 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 404-ФЗ) с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
При этом регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) сохраняется в следующих случаях (пункт 2.2.):
1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 год.
В случае, указанном в пункте 2 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, цены не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с даты, определенной Правительством Российской Федерации, а в ценовых зонах теплоснабжения - с даты окончания переходного периода, если она наступила ранее (часть 2.3 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 404-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ).
Как следует из пункта 5 (5) Основ ценообразования (п. 5 (5) введен Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 126), с 01.01.2019 производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал данные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Таким образом, для указанных выше случаев дата отмены тарифного регулирования определена Правительством Российской Федерации с 01.01.2019 (постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 N 126).
Судом установлено и сторонами не оспорено, что применительно к объектам теплоснабжения по контракту, объем поставки тепловой энергии за 2017 год составил менее 50 000 Гкал., в связи с чем в отношении объектов теплоснабжения по заключенному сторонами контракту, цены (тарифы) на поставляемую тепловую энергию с 01.01.2019 регулированию не подлежат.
При этом пунктом 8.1 контракта определено, что расчеты за тепловую энергию и воду производятся по тарифам, утвержденным Управлением по тарифному регулированию Мурманской области, а истец определял стоимость контракта исходя из тарифа в размере 3 534,84 руб. (без НДС), утвержденного постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 19.12.2017 за N 57/7 на 2018 год.
Поскольку законодательство Российской Федерации не содержит запрета на установление цены на тепловую энергию (мощность), определенной по соглашению сторон договора, равной ранее утвержденной для регулируемой организации цене (тарифу) на соответствующий товар в сфере теплоснабжения, а также учитывая, что контракт заключен сторонами в период вступления в силу постановления, отменяющего государственное регулирование тарифов в рассматриваемом случае, а также на период, в котором тарифы не подлежат регулированию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что стороны договора своим соглашением определили цену товара, равную ранее установленному тарифу -3 534,84 руб. (без НДС).
Согласно справочному расчету истца, стоимость поставленной тепловой энергии за спорный период, определенная по согласованному в контракте тарифу-3 534,84 руб. (без НДС) составляет 55 459 590,82 руб. (с НДС).
Так как ответчик произвел оплату тепловой энергии за спорный период в общей сумме 55 459 590,82 руб. (с НДС), то есть оплатил поставленную энергию в полном объеме, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, изложенные в решении выводы основаны на исследовании представленных в деле доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2019 по делу N А42-8366/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Рычагова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8366/2019
Истец: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11980/20
15.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2019/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8366/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8366/19