город Москва |
|
14 июля 2020 г. |
дело N А40-245734/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи О.С. Сумина, Д.Е. Лепихин,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2020
по делу N А40-245734/18
по заявлению ООО "Малти-Системс Текнолоджи" (ООО "М.С.Т.")
(ОГРН 1037739047994)
к Московской таможне (ОГРН 5087746672800)
о признании незаконным и отмене решения; об обязании;
от заявителя - Солода Р.Р. по доверенности от 09.01.2020;
от заинтересованного лица - Субаши Е.М. по доверенности от 04.02.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2020 признано незаконным решение Московской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, изложенное в письме от 09.08.2018 N 1712/23725 и на Московскую таможню возложена обязанность в десятидневный срок устранить допущенные нарушения путем возврата ООО "Малти-Системс Текнолоджи" излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 635.887, 05 руб.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества и таможенного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, в период с февраля 2017 по февраль 2018 ООО "Малти-Системс Текнолоджи" на таможенную территорию Российской Федерации по декларациям на товары 10129052/041217/0035655, 10129052/150218/0003537, 10129052/280217/0006083, 10129052/050517/0016296, 10129052/020217/0003124, 10129052/050517/0016348, 10129052/070617/0019476 ввезен товар и предъявлен к таможенному оформлению Московской таможне.
Товар задекларирован по кодами ТН ВЭД 9021 10 100 0 "приспособления ортопедические" и 9021 90 900 0 "приспособления ортопедические прочие", которые в соответствии с таможенным тарифом предусматривают ввозную таможенную пошлину в размере 5 %.
ООО "Малти-Системс Текнолоджи" уплачены суммы ввозной таможенной пошлины всего в размере - 635.887, 05 руб.
Вместе с тем, полагая, что код ТН ВЭД указанного товара должен был быть указан как 9021 39 900 0 "части тела искусственные прочие", что обусловлено описанием товара, его признаками, назначением и характеристиками, а товар с указанным кодом ТН ВЭД облагается ввозной таможенной пошлиной по ставке 0 %, 07.06.2018 ООО "Малти-Системс Текнолоджи" в соответствии с п. 2 ст. 191 Таможенного кодекса Таможенного союза и на основании ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ обратилось в Московскую таможню с заявлениями о внесении изменений в указанные декларации на товары после выпуска товаров, а 03.08.2018 общество обратилось с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей N 14652 и N 14662.
Письмом от 09.08.2018 N 1712/23725 таможенным органом сообщено заявителю о возврате заявлений без рассмотрения по мотиву отсутствия непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а именно корректировки деклараций на товары.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с настоящим заявлением в суд.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 50, 55, 405 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 346 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установив, что ООО "Малти-Системс Текнолоджи" как лицо, являющееся таможенным представителем и плательщиком излишне уплаченных таможенных платежей, обладало правом требовать их возврата в данном случае, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение таможни вынесено незаконно и нарушает права и законные интересы общества.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 20 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД, приведены в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утвержденном решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2020 N 54.
В силу ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" даны пояснения к товарной подсубпозиции 9021 39 900 0 "Части тела искусственные прочие".
Исходя из анализа указанных пояснений можно выделить следующие признаки товаров, относящихся к данной подсубпозиции: замещение дефектных частей тела; имплантируются в организм человека хирургическим путем; предназначены для постоянного пожизненного использования; одноразовое использование.
В данном случае ввозимый заявителем товар представляет из себя набор имплантатов (винты, гайки, заглушки, коннекторы, стержни и т.д.). Из указанных имплантатов собираются различные варианты имплантируемых систем, которые хирургическим путем вживляются в организм человека пожизненно.
Такая система не подразумевает возможности ее извлечения и повторного использования. В числе прочего, имплантируемая система применяется для протезирования фасеточных суставов и других частей позвоночного столба. При таком протезировании происходит удаление сустава и замена его функций имплантируемой системой.
В подтверждение своей позиции обществом представлены соответствующие справки, а также заключения судебно-медицинского эксперта АНО "Центр медицинских экспертиз" N 021725/7/77001 /042020/И-13569 и Профессора кафедры травматологии и ортопедии ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", в соответствии с которыми имплантируемая система осуществляет замещение (протезирование) функций поврежденных элементов заднего опорного комплекса позвоночника пациента (фасеточных суставов, дужек и остистых отростков).
Проанализировав представленные документы, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что по своим признакам ввозимый товар полностью соответствует признакам товарной подсубпозиции "Части тела искусственные прочие".
Описание же товарных подсубпозиций ТН ВЭД 9021 10 100 0 "Приспособления ортопедические" и 9021 90 900 0 "Приспособления ортопедические прочие" не соответствует данным о товаре и является более общим по отношению к более точной товарной подсубпозиции ТН ВЭД 9021 39 900 0 "Части тела искусственные прочие", присваиваемой декларантом.
Отнесение товара в более общую товарную подсубпозицию противоречит Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД.
Указанная правовая позиция по вопросу классификации рассматриваемых товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9021 39 900 0 согласуется и с выводами судов по делам N А40-21014/17, N А40-253472/18, N А41-199991/19.
Классификация товара по гармонизированной системе обязательной не является.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что спорный товар является медицинскими изделиями - имплантатами, которые имплантируются в организм человека хирургическим путем с целью замещения дефектных частей тела, не подразумевают повторного использования, а также о неверном присвоении товару кодов ТН ВЭД ТН ВЭД 9021 10 100 0 "Приспособления ортопедические" и 9021 90 900 0 "Приспособления ортопедические прочие".
В соответствии с положениями ч. ч. 1 - 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Из материалов дела следует, что 07.06.2018 ООО "Малти-Системс Текнолоджи" обратилось в Московскую таможню с заявлениями о внесении изменений в указанные декларации на товары после выпуска товаров, а 03.08.2018 обратилось с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей N 14652 и N 14662.
В соответствии со ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ и Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, должен был принять меры к рассмотрению заявления о внесении изменений в декларации на товары, оценить правомерность классификации товара, осуществленной ранее и рассмотреть вопрос о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, арбитражный суд пришел к правомерном выводу о том, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ срока, составляющего один месяц с момента подачи такого заявления.
Поскольку обществом представлены все необходимые документы, совокупный анализ которых свидетельствует об уплате обществом таможенных платежей в завышенном размере, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа основания для оставления заявлений общества без рассмотрения, в соответствии с ч. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое обществом решение Московской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, изложенное в письме от 09.08.2018 N 1712/23725 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Возложение на таможенный орган обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2020 по делу N А40-245734/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245734/2018
Истец: ООО "МАЛТИ-СИСТЕМС ТЕКНОЛОДЖИ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Солод Роман Романович
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12597/19
14.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26488/20
16.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-245734/18
07.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-245734/18
24.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-245734/18
14.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12597/19
10.06.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19599/19
19.02.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-245734/18