город Воронеж |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А48-67/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.04.2020 по делу N А48-67/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) (ОГРН 1175749006069, ИНН 5705004250) к Администрации Бортновского сельского поселения Залегощенского района Орловской области (ИНН 5709003427, ОГРН 1025701656595) о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) (далее - пенсионный орган, заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации Бортновского сельского поселения Залегощенского района Орловской области (далее - ответчик, страхователь) о взыскании финансовой санкции в сумме 4 500 руб., из которых:
- за представление неполных и (или) недостоверных сведений о стаже застрахованных лиц за 2018 год в сумме 500 руб.;
- за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2019 года в сумме 1 500 руб.;
- за представление неполных и (или) недостоверных сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за февраль, март, апрель 2017 года в сумме 500 руб.;
- за представление неполных и (или) недостоверных сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в сумме 500 руб.;
- за непредставление в установленный срок сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в сумме 1 500 руб.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 16.01.2020 заявление принято судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 10.04.2020 по делу N А48-67/2020 заявленные требования удовлетворены частично, с Администрации Бортновского сельского поселения Залегощенского района Орловской области в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) взысканы финансовые санкции в размере 3 000 руб., из которых: за представление неполных и (или) недостоверных сведений о стаже застрахованных лиц за 2018 год в сумме 500 руб., за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2019 года в сумме 1 500 руб., за представление неполных и (или) недостоверных сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за февраль, март, апрель 2017 года в сумме 500 руб., за представление неполных и (или) недостоверных сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в сумме 500 руб. В удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции в размере 1 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГУ-УПФ РФ в Верховском районе Орловской области (межрайонное) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ-УПФ РФ в Верховском районе Орловской области (межрайонное) ссылается на правомерность привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". По мнению Фонда, дополнительное представление страхователем сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц, а является дополнением ранее представленных сведений.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционной жалобы Управления следует, что решение суда обжалуется им в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обществом не заявлено возражений о пересмотре судебного акта в части, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Учреждение 27.08.2019 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ ("дополняющая") за 2017 год на 3 застрахованных лиц.
Фондом установлено, что дополнительно представленные 27.08.2019 Учреждением по истечении установленного п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) срока сведения о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении трех застрахованных лиц не были отражены в исходной форме за указанный период, что является непредставлением сведений о застрахованном лице в установленный срок, за что предусмотрена ответственность ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
10.09.2019 Пенсионным фондом составлен акт N 067S18190006636, в котором было зафиксировано выявленное правонарушение.
08.10.2019 Пенсионный фонд вынес решение N 067S19190007234 о привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 500 руб.
На основании указанного решения пенсионный фонд выставил требование от 07.11.2019 N 067S01190007549 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.
Направленные ответчику требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке не исполнены, что и послужило основанием для обращения с рассматриваемым заявлением в суд, в том числе за взысканием штрафа в размере 1500 руб.
Судом области, признаны обоснованными требования Управления о взыскании с Администрации финансовой санкции в сумме в размере 3 000 руб. Судом отказано в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции в размере 1 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, в связи с отсутствием оснований для взыскания штрафных санкций, поскольку страхователь представил дополняющую форму сведений до момента выявления нарушений Пенсионным фондом.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области в обжалуемой истцом части, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 01 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-СТАЖ, не установлен.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
С учетом вышеприведенных нормативных положений можно сделать вывод о том, что при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Как следует из материалов дела, в отношении непредставления в установленный срок сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год заявитель первоначально представил отчетность формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год 28.02.2018 (л.д. 66-67).
Документы приняты Пенсионным фондом, какие-либо ошибки и неполнота сведений в представленной Учреждением отчетности органом Пенсионного фонда не выявлены.
27.08.2019 в связи с самостоятельным обнаружением неполноты представленных сведений в исходной отчетности страхователем подана форма СЗВ-СТАЖ ("дополняющая") в отношении 3 застрахованных лиц, не отраженных в сведениях ранее.
Таким образом, Администрацией до момента обнаружения Управлением несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения были переданы необходимые корректирующие сведения.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае Администрация предприняла необходимые меры к устранению выявленной ошибки путем направления "дополняющей" формы СЗВ-СТАЖ в пенсионный фонд, следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правильным.
Допущенные заявителем ошибки при подаче сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год были выявлены и устранены заявителем самостоятельно, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей (с учетом указаний контролирующего органа) и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о наличии в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения, поскольку дополняющая форма СЗВ-СТАЖ представлена в отношении новых застрахованных лиц, а не с целью исправления допущенных ошибок в исходной форме СЗВ-СТАЖ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае не имеется законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, так как состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений в установленный для этого срок.
В соответствии с правовыми подходами к разрешению аналогичных споров, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом Пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, самостоятельно или до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Аналогичный вывод содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе самостоятельно или в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.
Поскольку страхователь реализуя свое право, самостоятельно представил дополняющие сведения в отношении застрахованных лиц, чем обеспечил полноту ранее поданных сведений о работниках организаций, в данном случае действия страхователя не образуют событие и объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в соответствующей редакции), является правомерным.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции в размере 1 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными судом фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное), как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 10.04.2020 по делу N А48-67/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-67/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХОВСКОМ РАЙОНЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БОРТНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗАЛЕГОЩЕНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ