г. Вологда |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А13-4204/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 января 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гумаровой А.А.,
при участии от Комитета по управлению имуществом города Череповца представителя Цветковой Т.А. по доверенности от 31.01.2023 N 08-01-28-1/06,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Канакова Константина Вячеславовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2023 года по делу N А13-4204/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Канаков Константин Вячеславович (ОГРНИП 318352500053164, ИНН 352806675796; адрес: Вологодская обл., Кадуйский р-н; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом города Череповца (ОГРН 1023501247440, ИНН 3528008860; адрес: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, просп. Строителей, д. 4А; далее - Комитет) об отказе в заключении договора о размещении объекта услуг, выраженного в письме от 21.03.2023 N 08-01-24/386.
Определением суда от 23 мая 2023 года производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Вологодской области, принятого по результатам рассмотрения дела N А13-624/2023.
Протокольным определением от 14 ноября 2023 года производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2023 года в удовлетворении требований Предпринимателя отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) являются определяющими в решении вопросов по размещению объектов нестационарного характера. Отказ Комитета незаконный, поскольку размещение объекта соответствовало требованиям муниципальных правовых актов. Апелляционным определением Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года N 33А-3568/2022 по делу N 2А-1694/2022 признан недействующим подпункт 5.1 пункта 5 таблицы 1 приложения 2 к постановлению мэрии города Череповца от 25.12.2013 N 6263, которым установлена ставка арендной платы за эксплуатацию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, с видом разрешенного использования - "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). Рынки. Магазины. Развлечения. Эксплуатация", а не муниципально-правовой акт "Сезонные аттракционы", предназначенные для улицы. Для размещения сезонных аттракционов указанный вид разрешенного использования не предусмотрен. Комитет не представил утвержденный порядок расчета и формулы расчета платы на право заключения договора.
Представитель Комитета в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителя названного лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Комитета, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Предприниматель 10.03.2023 обратился в Комитет с заявлением о заключении договора о размещении объекта услуг на части земельного участка с кадастровым номером 35:21:0203012:241 на площади Химиков с целью предоставления услуг населению в период с 15.04.2023 по 15.05.2023 на месяц. Наименование объекта услуг - сезонные аттракционы. К заявлению приложены необходимые документы.
Письмом от 21.03.2023 N 08-01-24/386 Комитет указал на невозможность заключения договора о размещении объекта услуг на площади Химиков, сославшись на то, что 26.12.2022 апелляционным определением Вологодского областного суда N 33а-3568/2022 размер ставки, применяемый в расчете платы за право размещения объекта услуг для "сезонных аттракционов", признан недействующим. В связи с этим отсутствует возможность определения платы за право на заключение договора о размещении объекта услуг, которая является существенным условием договора, и информация о которой также является обязательной при размещении извещения на сайте уполномоченного органа.
Также в письме сообщено, что с учетом срока, необходимого для рассмотрения заявления и выполнения процедур, предусмотренных постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" и административным регламентом, утвержденным постановлением мэрии города Череповца от 13.09.2017 N 4299 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (далее - административный регламент), в случае принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора, срок действия договора, определенный периодом с 15.04.2023 по 15.05.2023, не может быть соблюден.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствия данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Глава V.6 ЗК РФ посвящена правовому регулированию использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены сезонные аттракционы (пункт 24 Перечня).
На территории Вологодской области порядок и условия размещения таких объектов определены постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208, которым в составе приложения 2 утверждены Порядок и условия размещения на территории Вологодской области объектов, указанных в пунктах 19, 23-25 перечня объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что размещение объектов услуг на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель и земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов осуществляется на основании заключенного с уполномоченным органом договора о размещении объекта услуг (далее - договор) (за исключением палаток и лотков, размещаемых в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции).
Согласно пункту 13 Порядка размер платы за заключение договора отнесен к числу существенных условий договора.
В соответствии с пунктом 3 Порядка размер платы за право заключения договора определяется как произведение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (земель) (приложение к Порядку), площади, необходимой для размещения объекта услуг, и ставки платы за право на заключение договора с применением повышающих (понижающих) коэффициентов.
Ставки платы за право на заключение договора принимаются равными ставкам арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена либо земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (при размещении объекта услуг в границах земель, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности), на территории соответствующего муниципального образования.
Размеры повышающих (понижающих) коэффициентов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Соответствующие ставки арендной платы и коэффициенты установлены постановлением мэрии города Череповца от 25.12.2013 N 6263 "Об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, об установлении ставок арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Череповец".
Подпунктом 5.1 пункта 5 таблицы 1 приложения 2 к постановлению мэрии города Череповца от 25.12.2013 N 6263 (в редакции, действовавшей в период обращения Предпринимателя в Комитет с заявлением о заключении договора) для вида разрешенного использования земельного участка "Развлечения. Эксплуатация" установлена ставка арендной платы в размере 4,46 %.
Постановлением мэрии города Череповца от 14.06.2019 N 2813 "О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории города Череповца" утверждены коэффициенты, применяемые для определения размера платы за право заключения договора о размещении объектов, указанных в пунктах 23, 24 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на территории города, в границах земельных участков, свободных от прав третьих лиц и находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена.
Как верно указано судом первой инстанции, на момент обращения Предпринимателя с заявлением о заключении договора апелляционным определением Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года N 33а-3568/2022 по делу N 2а-1694/2022 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 5.1 пункта 5 таблицы 1 приложения 2 к постановлению мэрии города Череповца от 25.12.2013 N 6263, которым установлена ставка арендной платы за эксплуатацию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Череповец", с видом разрешенного использования "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). Рынки. Магазины. Развлечения" в размере 4,46 % от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом иная ставка платы не утверждена.
В соответствии с пунктом 13 приложения 2 к постановлению Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 существенными условиями договора являются: фамилия, имя и (при наличии) отчество заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае если заявление подается физическим лицом; наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае если заявление подается юридическим лицом; наименование объекта услуг согласно Перечню; цель использования объекта услуг; кадастровый номер, местоположение, площадь земельного участка, при отсутствии кадастрового номера земельного участка - о номере кадастрового квартала земель; размер платы за право на заключение договора; срок действия договора; обязанность лиц, заключивших договор, использовать земли или земельные участки в соответствии с действующим законодательством; право уполномоченного органа осуществлять осмотры или обследования земель или земельных участков в целях выявления случаев использования земель или земельных участков для целей, не предусмотренных договором; условия и сроки внесения платы за право заключения договора; возможность прекращения действия договора по основаниям, указанным в пункте 17 настоящего Порядка; обязанность владельца объекта услуг в случае окончания срока действия договора или его досрочного расторжения демонтировать объект услуг в срок 10 рабочих дней с момента прекращения действия договора.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", следует, что в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
С учетом указанной нормы суд первой инстанции пришел к верному выводу, что размер платы за право на заключение договора при заключении договора о размещении объекта услуг на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, является существенным условием договора.
В связи с этим суд посчитал, что при отсутствии установленной ставки арендной платы у Комитета не имелось правовых оснований для заключения с Предпринимателем договора на право размещения объектов услуг.
Апелляционный суд считает данный вывод суда законным и обоснованным.
Утверждение подателя жалобы о том, что оспариваемое решение Комитета является незаконным ввиду отсутствия оснований для отказа в размещении нестационарного объекта, не может быть принято во внимание апелляционным судом.
Как правильно указал суд первой инстанции, в пункте 10 Порядка приведены основания для отказа в размещении объекта. Однако Комитет в письме от 27.12.2022 N 08-01-24/1847 указал на невозможность заключения договора до утверждения новой ставки платы со ссылкой на апелляционное определение Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года N 33а-3568/2022.
Доводы Предпринимателя о том, что при расчете платы за размещение объектов услуг при заключении договора Комитет должен был применить ставку арендной платы, равной 1,99 %, согласно сегменту "Отдых (рекреация)", обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом положений пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, поскольку возможность применения данной ставки арендной платы в данном случае заявителем не подтверждена.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о принятии судом первой инстанции неправомерного решения; приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют обстоятельства, изложенные в заявлении и иных процессуальных документах, и не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя. Излишне уплаченную государственную пошлину необходимо возвратить подателю жалобы на основании статьи 104 АПК РФ и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2023 года по делу N А13-4204/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Канакова Константина Вячеславовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Канакову Константину Вячеславовичу (ОГРНИП 318352500053164, ИНН 352806675796; адрес: Вологодская обл., Кадуйский р-н) из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 14.12.2023.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4204/2023
Истец: ИП Канаков Константин Вячеслав, Предприниматель Канаков К.В., Предприниматель Канаков Константин Вячеславович
Ответчик: Комитет по управлению имуществом города Череповца