Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2020 г. N Ф07-11522/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А56-135460/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: предст. Назарова Е.А. - доверенность от 03.03.2020
от заинтересованного лица: предст. Козлокова В.А. - доверенность от 08.05.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11341/2020) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2020 по делу N А56-135460/2019 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технология"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными и отмене постановлений и представления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технология" (далее - заявитель, Общество, ООО "Технология") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило:
- признать незаконными и отменить постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу) от 11.12.2019 N000049/2, N000050/2, N000051/2, N000052/2, N000053/2, N000054/2, N000055/2, N000056/2, N000057/2, N000058/2, N000059/2, N000060/2, N000061/2, N000062/2, N000063/2, N000064/2, N000065/2, N000066/2, N000067/2, N000068/2, N000069/2, N000070/2, N000071/2, N000072/2, N000073/2, N000074/2, N000075/2, N000076/2, N000077/2, N000078/2, N000079/2, N000080/2, N000081/2, N000082/2, N000083/2, N000084/2, N000085/2, N000086/2, N000087/2, N000088/2, N000089/2, N000090/2, N000091/2, N000092/2, N000093/2, N000094/2, N000095/2, N000096/2, N000097/2, N000098/2, N000099/2, N000100/2, N000101/2, N000102/2, N000103/2, N000104/2, N000105/2, N000106/2, N000107/2, N000108/2, N000109/2, N000110/2, N000111/2, N000112/2, N000113/2, N000114/2, N000115/2, N000116/2, N000117/2, N000118/2, N000119/2, N000120/2, N000121/2, N000122/2, N000123/2, N000124/2, N000125/2, N000126/2, N000127/2, N000128/2, N000129/2, N000130/2, N000131/2, N000132/2, N000133/2, N000134/2, N000135/2, N000136/2, N000137/2, N000138/2, N000139/2, N000140/2, N000141/2, N000142/2, N000143/2, N000144/2, N000145/2, N000146/2, в соответствии с которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
- признать незаконным и отменить представление МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу от 19.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 13.03.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу просит решение суда от 13.03.2020 отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции неправильно применены статьи 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Как указывает податель жалобы, в ходе проверки установлено, что Общество в нарушение части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ осуществило незаконные валютные операции, выразившиеся в выплате своим работникам (физическим лицам-нерезидентам) наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченных банках и (или) счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции от 13.03.2020 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании поручения от 27.11.2019 N 784020190121002 Инспекцией в период с 19.07.2019 по 27.11.2019 проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства и актов органов валютного регулирования за период с 01.01.2018 по 01.03.2018, по результатам которой составлен акт проверки соблюдения валютного законодательства от 27.11.2019 N 7804020190121004.
В ходе проверки выявлено, что ООО "Технология" (юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации) создан филиал на территории Республики Абхазия (место нахождения: г. Гудаута, ул. Чачба, д. 38), зарегистрированный 23.11.2017 и аккредитованный в установленном порядке, о чем выдано свидетельство от 04.12.2017 N 000188 об аккредитации филиала иностранного юридического лица в Республике Абхазия.
ООО "Технология" представлено уведомление от 25.12.2017 об открытии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами Российской Федерации, согласно которому Обществом 19.12.2017 открыт счет N 40807810600000000601 в иностранном банке Obschestvo s ogranichennoi otvetstvennostyu Kb Suhum-Bank (Республика Абхазия).
24.08.2018 Обществом был представлен отчет о движении денежных средств по счету N 40807810600000000601 в иностранном банке Obschestvo s ogranichennoi otvetstvennostyu Kb Suhum-Bank за 1 квартал 2018 года с подтверждающими банковскими документами.
По результатам анализа данных отчета о движении денежных средств по счету N 40807810600000000601 в иностранном банке Obschestvo s ogranichennoi otvetstvennostyu Kb Suhum-Bank и платежных ведомостей, Инспекцией установлено, что Обществом осуществлялось снятие денежных средств со счета в банке за пределами территории Российской Федерации и осуществлялись выплаты заработной платы работникам, являющимся иностранными гражданами, в наличной форме.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу о том, что выдача заработной платы в иностранной валюте физическому лицу-нерезиденту в наличной форме, проведенная без использования счета, противоречит требованиям абзаца второго части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ и является незаконной валютной операцией.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества протоколов от 02.12.2019 об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (по каждому факту выплаты в наличной форме заработной платы, произведенной работникам за 1 квартал 2018 года).
Постановлениями Инспекции от 11.12.2019 N 000049/2, N 000050/2, N 000051/2, N 000052/2, N 000053/2, N 000054/2, N 000055/2, N 000056/2, N 000057/2, N 000058/2, N 000059/2, N 000060/2, N 000061/2, N 000062/2, N 000063/2, N 000064/2, N 000065/2, N 000066/2, N 000067/2, N 000068/2, N 000069/2, N 000070/2, N 000071/2, N 000072/2, N 000073/2, N 000074/2, N 000075/2, N 000076/2, N 000077/2, N 000078/2, N 000079/2, N 000080/2, N 000081/2, N 000082/2, N 000083/2, N 000084/2, N 000085/2, N 000086/2, N 000087/2, N 000088/2, N 000089/2, N 000090/2, N 000091/2, N 000092/2, N 000093/2, N 000094/2, N 000095/2, N 000096/2, N 000097/2, N 000098/2, N 000099/2, N 000100/2, N 000101/2, N 000102/2, N 000103/2, N 000104/2, N 000105/2, N 000106/2, N 000107/2, N 000108/2, N 000109/2, N 000110/2, N 000111/2, N 000112/2, N 000113/2, N 000114/2, N 000115/2, N 000116/2, N 000117/2, N 000118/2, N 000119/2, N 000120/2, N 000121/2, N 000122/2, N 000123/2, N 000124/2, N 000125/2, N 000126/2, N 000127/2, N 000128/2, N 000129/2, N 000130/2, N 000131/2, N 000132/2, N 000133/2, N 000134/2, N 000135/2, N 000136/2, N 000137/2, N 000138/2, N 000139/2, N 000140/2, N 000141/2, N 000142/2, N 000143/2, N 000144/2, N 000145/2, N 000146/2, Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ Инспекцией также вынесено представление от 19.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Не согласившись с указанными постановлениями и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 13.03.2020 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Закон N 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится, в том числе, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу статьи 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
При этом, в силу части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, Обществом открыт счет (вклад) N 40807810600000000601 в банке, расположенном за пределами Российской Федерации, Obschestvo s ogranichennoi otvetstvennostyu Kb Suhum-Bank (Республика Абхазия). Денежные средства на указанный счет в иностранном банке перечислены Обществом в соответствии с положениями Закона N 173-ФЗ (обратное Инспекцией не установлено и не доказано).
Соответственно, в силу части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ Общество вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными счет (вклад) в банке Obschestvo s ogranichennoi otvetstvennostyu Kb Suhum-Bank, расположенном за пределами Российской Федерации, в том числе осуществлять выплату заработной платы работникам физическим лицам-нерезидентам (то есть использовать валюту Российской Федерации или иностранную валюту со своего счета в качестве средства платежа по трудовым договорам).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции сама по себе операция по снятию денежных средств с указанного счета, так и последующая валютная операция с теми же денежными средствами, которые направляются на выплату заработной платы работникам, являющимся иностранными гражданами, в наличной форме, не противоречат положениям Закона N 173-ФЗ и не относится к запрещенным валютным операциям, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на положения абзаца шестого части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку положения указанной нормы касаются расчетов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
В рассматриваемом случае, Общество в соответствии с положениями абзаца второго части 2 статьи 14 и части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ осуществляло валютные операции с использованием счета, открытого в соответствии со статьей 12 Закона N 173-ФЗ в банке за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на этот счет в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приведенная Инспекцией судебная практика также не является аналогичной рассматриваемом спору, поскольку касается выплаты заработной платы юридическими лицами-резидентами физическим лицам-нерезидентам на территории Российской Федерации без использования счетов в уполномоченных банках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признал незаконными и отменил оспариваемые постановления и представление.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 13.03.2020 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 марта 2020 года по делу N А56-135460/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-135460/2019
Истец: ООО "Технология"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ