Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 сентября 2020 г. N Ф06-65145/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А65-2983/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан - представитель Амирханова Л.Ш.(доверенность от 27.05.2020),
от Акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" - представитель Багаутдинов Д.Р.(доверенность от 31.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционным жалобам Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан,
Акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу N А65-2983/2020 (судья Абдрахманов И.И.), по иску Акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны (ОГРН 1021602027622, ИНН 7709035101), к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан, г.Набережные Челны (ОГРН 1041616098974, ИНН 1650040002), о признании незаконным и подлежащим отмене постановление ответчика о назначении административного наказания N16502002206601500004 от 30.01.2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ответчик), о признании незаконным и подлежащим отмене постановление ответчика о назначении административного наказания от N 16502002206601500004 от 30.01.2020 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан N 16502002206601500004 от 30.01.2020 г., о привлечении Акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", к административной ответственности, предусмотренной частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, изменено в части наложения административного взыскания, в виде штрафа в размере 400 000 руб., уменьшив размер административного штрафа до 200 000 руб. 00 коп. В оставшейся части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на отсутствие состава вменяемого правонарушения
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан в своей апелляционной жалобе просит Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2020 по делу N NА65-2983/2020 отменить в части удовлетворенных требований, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Набережные Челны удовлетворить, в удовлетворении заявления АО "ВТК КАМАЗ" отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права, полагает, что вынесенное постановление является законным и обоснованным в полном объеме.
Представитель Акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
30 января 2020 года ответчиком вынесено постановление о назначении административного наказания N 16502002206601500004, которым АО "ВТК "КАМАЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ, за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, и подвергнуто административному штрафу в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.
Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно материалам дела АО "ВТК "КАМАЗ" 11.09.2017 г. открыт счет N 0010117710815101 "BANK AL ETIHAD" (Иордания).
26.09.2017 г. в ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан представлены уведомления об открытии счетов в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Соответственно, банк "BANK AL ETIHAD", расположенный на территории Иордании и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства, является банком, находящимся за пределами территории Российской Федерации и, следовательно, на резидентов, открывших счета (вклады) в указанном банке, распространяются установленные частью 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) требования о представлении налоговым органам отчетов по данным счетам (вкладам).
Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г. N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе.
В силу пп.1 п.2 ст.24 Закона N 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны "представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
В соответствии с ч.7 ст.12 Закона N 173-ФЗ "резиденты, за исключением физических лиц -резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации N 819 от 28.12.2005 г. утверждены "Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации". Настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банк за пределами территории Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 Правил "юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала".
Согласно п. 5 Правил "подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала".
Пунктом 7 Правил установлено, что подтверждающие банковские документы представляются "в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.77 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" N 4462-1 от 11.02.1993 г. нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.
Согласно п.32 Приказа Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" "если при совершении нотариального действия (например, удостоверении сделки, свидетельствовании верности копии) одновременно совершается и перевод на другой язык, то перевод и подлинный текст могут помещаться на одной странице, разделенной вертикальной чертой таким образом, чтобы подлинный текст помещался на левой стороне, а перевод - на правой. Переводится весь текст документа, в том числе подписи и печати (при ее наличии). Если перевод совершается переводчиком, его подпись помещается под переводом. Удостоверительная надпись излагается под текстами документа и его перевода".
В соответствии со ст.46 и 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариусы свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой путем совершения удостоверительной надписи. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
В соответствии с п.10 Правил "непредставление подтверждающих банковских документов" является нарушением порядка представления резидентом отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Пунктом 10 Правил также установлено, что в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом подтверждающих банковских документов, представления юридическим лицом - резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.
Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа.
18.01.2019 г. АО "ВТК "КАМАЗ" в ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан (получено по почте 29.01.2019 г.) представлен отчет о движении денежных средств по счету N 0010117710815101 (в иорданском динаре), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2018 года.
Подтверждающие банковские документы к отчету по вышеуказанному счету представлены только за период с 01.10.2018 г. по 31.10.2018 г.
Дата нарушения - 18.01.2019 г.
26.11.2018 г. АО "ВТК "КАМАЗ" в ИФНС России по г. Набережные Челны представлены уведомления о закрытии счета N 0010117710815101, открытого в банке "BANK AL ETIHAD" (Иордания). Вышеуказанный счет закрыт 07.11.2018 г.
Пунктом 5 Правил определено, что в случае закрытия юридическим лицом -резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан с соблюдением сроков, установленных п.10 Правил, в адрес АО "ВТК "КАМАЗ" направлено уведомление от 04.02.2019 г. N 2.15-0-20/001940@ о необходимости представления надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов по счету N 0010117710815101 за период с 01.11.2018 г. по 07.11.2018 г.
АО "ВТК "КАМАЗ" письмом от 14.02.2019 г. N 85-91 в ответ на Уведомление Инспекции от 04.02.2019 г. N 2.15-0-20/001940 представлены нотариально заверенные подтверждающие банковские документы по счету N 0010117710815101 за период с 01.11.2018 г. по 07.11.2018 г.
В случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета неполностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, и направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов не является основанием для непривлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами".
Согласно ст.25 Закона 173-ФЗ "резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Ответственность за нарушение резидентами требований, установленных п.7 ст.12 Закона N 173-ФЗ и п.7 Правил, предусмотрена частью 6 ст.15.25 КоАП РФ, согласно которому "несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) -резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов: влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей".
В соответствии с ч.1 ст.4.3 КоАП обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается "повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения". Однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление апелляционной инстанции (дело N А65-23277/2018 от 26.11.2018 г.) по периодам 3, 4 квартал 2016 г. и 1 квартал 2017 г. (постановления налогового органа о назначении административного наказания N 124, N 127, N 128 от 18.07.2018 г.) за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, вступило в законную силу 26.11.2018 г.
Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. АО "ВТК "КАМАЗ" оплачен административный штраф в размере 120 000 руб. (40 000 руб. по каждому постановлению налогового органа о назначении административного наказания) 25.01.2019 г. согласно платежному поручению N 480 от 25.01.2019 г. Следовательно, дата исполнения вышеуказанного Постановления апелляционной инстанции 25.01.2019 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд верно указал, что АО "ВТК "КАМАЗ" повторно совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ, а именно АО "ВТК "КАМАЗ" за 4 квартал 2018 г. к отчету о движении денежных средств в банках за пределами РФ по счету N 0010117710815101, открытому в банке "BANK AL ETIHAD" (Иордания), подтверждающие банковские документы представлены не в полном объеме.
В соответствии с ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ "повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Всесторонне и полно исследовав материалы настоящего административного дела, суд сделал правильный вывод о том, что совершенное АО "ВТК КАМАЗ" деяние содержит все элементы состава повторного административного правонарушения, предусмотренного ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ, выражается в повторном несоблюдении АО "ВТК КАМАЗ" норм п.7 ст.12 Закона N 173-ФЗ, п.5 и п.7 Правил.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ, характеризуется непринятием резидентом надлежащих, достаточных и эффективных мер, направленных на представление отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и подтверждающих банковских документов в соответствии с нормами валютного законодательства РФ.
Вина АО "ВТК КАМАЗ" в совершении указанного административного правонарушения доказывается тем, что не представлены подтверждающие банковские документы в полном объеме, оформленные надлежащим образом. АО "ВТК КАМАЗ" не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в целях исполнения возложенной на него нормами валютного законодательства публично-правовой обязанности.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у АО "ВТК КАМАЗ" имелась возможность для соблюдения норм Правил, за повторное нарушение которых административная ответственность установлена ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ, однако АО "ВТК КАМАЗ" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению.
Таким образом, АО "ВТК КАМАЗ" не соблюдены требования п.7 ст.12 Закона N 173-ФЗ и п5.и п.7 Правил, то есть повторно совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена 4.6.5 ст.15.25 КоАП РФ.
Административные правонарушения по ст.15.25 КоАП РФ посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирование и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Суд верно указал, что АО "ВТК КАМАЗ" повторно совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований валютного законодательства, установленных п.7 ст.12 Закона N 173-ФЗ и п.7 Правил, а именно несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.
В соответствии с ч.7 ст.12 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
И в случае неисполнения данной обязанности в срок, налоговый орган направляет Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.
Таким образом, никакие объективные обстоятельства не препятствовали АО "ВТК КАМАЗ" принять меры по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и в установленном порядке представить подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций в 4 квартале 2018 г.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Административное правонарушение, совершенное в области валютного законодательства, посягает на регламентированный порядок обеспечения режима в сфере функционирования валютного регулирования и валютного контроля и препятствует осуществлению государственного контроля и надзора во внешнеэкономической деятельности.
Неисполнение законного требования органа валютного контроля посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением валютного законодательства.
Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов.
Информация, содержащаяся в представляемых инспекции отчетах необходима ей, как агенту валютного контроля, для осуществления своих контрольно - надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций.
Общество, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, должно быть не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного законодательства, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично -правовых обязанностей.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 Кодекса, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Как установил суд, в отношении указанного лица, ИФНС по г. Набережные Челны принимались решения о привлечении его к ответственности за совершение им однородных правонарушений, предусмотренных ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16 апреля 2019 г. N 307-АД18-24091) применение данного правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых законодательством.
Вместе с тем, суд правомерно счел возможным изменить оспариваемое постановление в части наложения административного взыскания в виде штрафа в размере 400 000 руб., снизив размер административного штрафа до 200 000 руб. по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Заявителю наказание назначено в размере, предусмотренном частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ - 400 000 руб.
Из текста оспариваемого постановления следует, что Инспекцией обстоятельств отягчающих административную ответственность не выявлено.
Согласно пояснениям заявителя движения денежных средств по счету не производилось, что подтверждается письмами. Bank AL ETIHAD (Иордания) от 10.04.2018 N 8110/2870/2018; от 07.06.2018 N 8110/3070/2018; от 07.11.2018 N 8110/3702/2018, а также переписка Общества с налоговым органом: от 10.04.2018 N 85-294; от 06.06.2018 N 85-465; от 22.06.2018 N 85-504.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что в данном случае отсутствуют какие либо реальные неблагоприятные последствия в виде осуществления незаконных валютных операций либо препятствование уполномоченным органам в осуществлении валютного контроля, то есть отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Нарушение в настоящем случае носит формальный характер, связанный с отсутствием у заявителя подтверждающих документов.
Ответчик в свою очередь не представил доказательства совершения заявителем операций по вышеуказанному счету и намеренного предоставления отчета без подтверждающих банковских документов. Материалами дела подтверждаются принятие заявителем мер, направленных на получение необходимых сведений (которые не имели должного результата), что не является обстоятельством, исключающим вмененное правонарушение, однако правомерно учтено судом при определении степени вины заявителя и оценки тяжести совершенного деяния.
Совершение обществом ранее аналогичных нарушений (по иным периодам, которые квалифицировались по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ), не препятствует снижению штрафа (размер которого является значительным) за совершение правонарушения, которое в данном случае квалифицировано административным органом по ч. 6.5 ст.15.25 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что правонарушение совершено не в результате умышленного бездействия общества; учитывая отсутствие движения по счету, закрытие счета, суд, применив положения статьи 4.1 КоАП РФ, правильно указал на наличие в данном конкретном случае исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями и правомерно счел возможным снизить ООО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" размер назначенного штрафа до 200 000 руб., что составляет половину минимального размера административного штрафа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьёй 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 в данном случае будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта. В рассматриваемой ситуации назначение заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу N А65-2983/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2983/2020
Истец: АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан, Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан, г.Набережные Челны
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд