г. Хабаровск |
|
17 июля 2020 г. |
А04-1860/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г. Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) на решение от 08.05.2020 по делу N А04-1860/2020
Арбитражного суда Амурской области в порядке упрощенного производства по заявлению "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (публичное акционерное общество) к государственному учреждению - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
"Азиатско-Тихоокеанский Банк" (публичное акционерное общество) (ОГРН 1022800000079, ИНН 2801023444, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (далее - управление) о признании недействительным решения от 20.02.2020 N 038S19200000518 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 08.05.2020 по делу N А04-1860/2020 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.05.2020 по делу N А04-1860/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Обществом 08.11.2018 представлена в управление исходная форма сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в количестве 4857 застрахованных лиц.
28.11.2018 представлена дополняющая форма сведений СЗВ-М за октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо.
По результатам проверки своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета управлением составлен акт от 20.01.2020.
По результатам рассмотрения материалов проверки, управлением вынесено решение от 20.02.2020 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Закон N 27-ФЗ) в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
О незаконности решения управления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленные требования общества.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем третьим части 2 статьи 16 Закона N 27-ФЗ определена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Законом, в том числе по их учетным данным.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь наделен правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России N 766н от 21.12.2016 (далее - инструкция N 766н) страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные (уточненные/исправленные) сведения.
Согласно материалам дела в исходной форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, направленной в фонд 08.11.2018, то есть в установленный законом срок, отражены сведения по 4857 застрахованным лицам.
В связи с выявлением факта непредставления сведений в отношении 1 застрахованного лица обществом представлены дополняющие сведения на это лицо 28.11.2018, т.е. до обнаружения данной ошибки управлением.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения учреждением, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, что допускает не применять к предпринимателю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Это стимулирует заинтересованность страхователей в своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Довод жалобы управления о том, что в дополняющей форме СЗВ-М за октябрь 2018 года общество не уточнило (исправило) представленные ранее сведения, а представило сведения о новом застрахованном лице подлежит отклонению как основанный на неверном понимании указанных норм права. Общество внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах в установленный для этого срок, ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Указание в новой редакции пункта 39 инструкции N 766н на выявление ошибок в ранее представленных и принятых пенсионным фондом сведениях не изменяет положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ о наличии у страхователя как права на уточнение сведений о застрахованных лицах, так и права на дополнение сведений о застрахованных лицах.
Кроме того, действующая редакция абзаца третьего пункта 39 инструкции N 766н так же указывает на невозможность применения финансовых санкций к страхователям, которые самостоятельно выявили ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованных лиц до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08.05.2020 по делу N А04-1860/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1860/2020
Истец: ПАО "Азиатско-Тихоокеанский Банк"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области межрайонное