Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2020 г. N Ф06-65923/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А65-2133/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу N А65-2133/2020 (судья Савельева А.Г.),
по иску Акционерного общества "Транснефть-Прикамье", г.Казань, (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340)
к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166)
о взыскании 597795 руб. 18 коп. неосновательного обогащения,
при участии третьих лиц - Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан (ИНН 1655183653),
при участии представителей:
от истца - представитель Круглова Л.В. по доверенности от 27.12.2019,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Прикамье", г.Казань (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны (далее - ответчик) о взыскании 597795 руб. 18 коп. неосновательного обогащения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2020 к участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований привлечено Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области (ИНН 1655183653).
Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 19.05.2020 исковые требования удовлетворил, взыскав с Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166) в пользу Акционерного общества "Транснефть-Прикамье", г.Казань, (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340) 597795 руб. 18 коп. неосновательного обогащения, 14956 руб. расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, а также на неправильное применение норм материального права.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении в суде апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы отзыва.
Ответчик и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных в порядке статьи 123 АПК РФ о месте и времени проведения судебного заседания.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как видно из представленных в дело документов, истцом и ответчиком был заключен договор аренды от 20.07.2016 N 4946-АЗ/ТПК-01-01-03-16-2305, по которому истцу был передан земельный участок с кадастровым номером 16:52:08 05 03:1738, находящийся по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, площадью 4697 кв.м. Размер арендной платы был определен исходя из Распоряжения МЗИО РТ от 25.11.2015 N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани)", решения Горсовета муниципального образования "г. Н. Челны" от 09.11.2015 N 3/4 "О земельном налоге", Постановления КМ РТ от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю", составил 87925 руб. в год.
Во исполнение условий данного договора, истцом было оплачено ответчику за 2017-2019 гг. 611531 руб. 86 коп., что подтверждается приложенными в материалы дела платёжными поручениями.
Между тем, при установлении размера арендной платы и порядка ее расчета, арендодателем не были учтены нормы действующего законодательства о размере арендной платы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, размер арендной платы за земли, находящиеся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 разъяснено, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, применения льготного порядка исчисления размера арендной платы связано с использованием земельных участков для целей размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации либо для проведения работ, связанных с пользованием недрами, и не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Статьей 39.7 Земельного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены общеобязательные принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и подлежащие использованию компетентными органами.
Согласно части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере хозяйствования субъектов естественных монополий, действующим в топливно-энергетическом комплексе, относится транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Во исполнение п. 5 Правил принят Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов". Для субъекта Российской Федерации - Республика Татарстан утверждена ставка арендной платы в размере 0,73 руб. за кв. м.
С 09.10.2018 вступил в силу Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.09.2018 N 478 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации и предоставленных без проведения торгов для размещения нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов". Для субъекта Российской Федерации - Республика Татарстан, утверждена ставка арендной платы в размере 2,00 руб. за кв. м.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимая в пределах своей компетенции решение об определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не вправе установить размер арендной платы, превышающий величину арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно расчёту истца (л.д.9-10), не опровергнутому ответчиком, переплата по договору составила 597795 руб. 18 коп.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Статья 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Поскольку ответчик в добровольном порядке, на основании претензии истца, не возместил последнему данную переплату, она подлежит взысканию с него в принудительном порядке.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что земельный участок, предоставленный АО "Транснефть - Прикамье" по договору аренды земельного участка от 20.07.2016 N 4946-АЗ/ТПК-01-01-03-16-2305 (далее по тексту - договор аренды N 2305) относится к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, основания для перерасчета арендной платы отсутствуют.
При рассмотрении настоящего дела суд определил, что к договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, используемых для размещения объектов государственного значения, к которым относятся в том числе линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, применяются нормы федерального законодательства о льготном порядке начисления арендной платы независимо от формы права собственности (федеральная, собственность субъекта РФ, неразграниченная государственная собственность и др.).
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Плата за пользование публичными земельными участками в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 3 ст. 65 ЗК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ относится к категории регулируемых цен. Позиция суда, согласно которой, "в случае, если ставки арендной платы утверждены непосредственно федеральным законом, являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников", согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2015).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 разъяснено, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
К объектам государственного значения, указанным в подпункте 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ, отнесены, в том числе линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий (в том числе объекты магистральных нефтепроводов, размещение которых является предметом Договора аренды N 2305).
Согласно п.1.3. Договора аренды N 2305 на земельном участке расположены линейные объекты:
- магистральный нефтепровод Киенгоп - Набережные Челны о!=700 мм, участок р. Кама-Набережные Челны, 207-258 км (кадастровый номер 16:00:000000:393);
- магистральный нефтепровод Набережные Челны - Альметьевск, d=700 мм, участок 0-32 км, участок 32-36 км, участок 36-37 км, участок 37-41 км, участок 41-44 км, участок 44-70 км (кадастровый номер 16:00:000000:394).
Понятие объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения приведено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Так, объекты федерального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента РФ, решениями Правительства РФ, и оказывают существенное влияние на социально - экономическое развитие России. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь.
Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2012 N 162-р к перечню объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ в области федерального транспорта, относятся магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных углеводородов.
Таким образом, применение льготного порядка исчисления размера арендной платы связано с использованием земельных участков для целей размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, и не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Судом первой инстанции верно применены к договорным правоотношениям ставки арендной платы, установленные действующим федеральным законодательством.
Статьей 39.7 Земельного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены общеобязательные принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и подлежащие использованию компетентными органами. Согласно части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития РФ. в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере хозяйствования субъектов естественных монополий, действующим в топливно-энергетическом комплексе, относится транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Во исполнение п. 5 Правил принят Приказ Министерства экономического развития РФ от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов". Для субъекта Российской Федерации - Республика Татарстан утверждена ставка арендной платы в размере 0,73 руб. за кв. м.
С 09.10.2018 вступил в силу Приказ Министерства экономического развития РФ от 06.09.2018 N 478 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации и предоставленных без проведения торгов для размещения нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов". Для субъекта Российской Федерации - Республика Татарстан, утверждена ставка арендной платы в размере 2,00 руб. за кв. м.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимая в пределах своей компетенции решение об определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не вправе установить размер арендной платы, превышающий величину арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, определением ВС РФ от 24.11.2014 N 305-ЭС14-2862 по делу N А41-31746/13, определением ВС РФ от 29.09.2016 N 303-ЭС16-12425, определением ВС РФ от 13.04.2017 N 304-ЭС17-3614, определением ВС РФ от 11.01.2018 N 305-ЭС18-22366, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2016 N Ф04-6415/2016 по делу N А75-3859/2016, Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2018 по делу А65-6033/2018, решением Арбитражного суда Московской области от 05.02.20202 по делу N А41-98765/19, решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2019 по делу N А53-26265/18, определением ВС РФ от 21.10.2014 по делу N А04-2288/2013 и др.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2020 года по делу N А65-2133/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2133/2020
Истец: АО "Транснефть-Прикамье", г.Казань, АО Альметьевское районное нефтепроводное управление Филиал "Транснефть-Прикамье", г.Альметьевск
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г.Казань