Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2020 г. N Ф05-16771/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А41-80010/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Дарской А.В.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании дело N А41-80010/19 по исковому заявлению ОАО "РЖД" к ФГУП "ФЦДТ "Союз" о взыскании штрафа,
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД" - Липкань М.Е., доверенность от 15.07.2019, диплом;
от ФГУП "ФЦДТ "Союз" - Захарова О.А., доверенность от 01.01.2020, диплом;
от ФКП "Анозит" - не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГУП "Федеральный центр двойных технологий "Союз" (далее - ответчик, ФГУП "ФЦДТ "Союз") о взыскании штрафа в размере 464770 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "ФЦДТ "Союз" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, прекратить производство по делу.
При исследовании материалов дела, а также изучении доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что собственником вагона, в котором перевозился спорный груз является Федеральное казенное предприятие "Анозит", которое не было привлечено судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Учитывая изложенное, определением от 28 мая 2020 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Вышеназванным определением суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное казенное предприятие "Анозит".
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал заявленные требования, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ФГУП "ФЦДТ "Союз" возражал против удовлетворения заявленных требований.
Согласно письменному отзыву на исковое заявление ФКП "Анозит" возражало против удовлетворения искового заявления.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Рассмотрев и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковые требования ОАО "РЖД" подлежат удовлетворению в полном объеме в связи со следующим.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ФГУП "ФЦДТ "Союз" на основании статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - устав) заключён договор на перевозку груза - вагон для проводников, порожний вагон из-под прочих грузов, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭЗ712408.
В силу пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39), сведения о наименовании груза в накладной заполняются грузоотправителем.
Согласно сведениям, указанным в транспортной железнодорожной накладной N ЭЗ712408 ФГУП "ФЦДТ "Союз" с железнодорожной станции Яничкино Московской железной дороги (станция отправления) до железнодорожной станции Барабинск Западно-Сибирской железной дороги (станция назначения) отправляло груз весом брутто 25900 кг., тара 25900 кг., нетто 0 кг. (далее - груз).
Тариф за перевозку (провозная плата) поименованного в транспортной железнодорожной накладной N ЭЗ712408 груза составил 53424 руб.
Статьей 27 Устава установлено право перевозчика проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). Данное право реализовано ОАО "РЖД" 22.04.2019 при прохождении вагона N 28852689 через взвешивающий тензометрический рельс РТВ-Д станции Перово Московской железной дороги, выявлен излишек массы груза сверх перевозочного документа на 5,1 т.
В связи с указанным вагон N 28852689 был отцеплен и направлен на проверку значения массы загруженного в него груза на вагонных весах с оформлением результатов в книге регистрации коммерческих неисправностей вагонов в поездах в пунктах коммерческого осмотра формы ГУ-98.
В соответствии с пунктом 6.16 Регламента был оформлен акт общей формы от N 19380-1-ПП/4609 от 16.04.2019, указанный вагон был отцеплен и направлен для контрольного взвешивания на станцию Перово Московской железной дороги.
При контрольной перевеске на 200-тонных тензометрических вагонных весах ВТВ-Д в движении (дата последней поверки 14.06.2018) оказалось: вес брутто 30050 кг, тара вагона 25900 кг, нетто 4150 кг. При этом, по документу значится брутто 25900 кг, тара 25900 кг, нетто 0 кг. Грузоподъемность вагона 68000 кг.
Таким образом, излишек массы груза против документа определен с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы груза (согласно Рекомендаций МИ 3115-2008) и составляет 4150 кг.
В результате истцом было выявлено несоответствие массы груза указанного в перевозочных документах (транспортной железнодорожной накладной N ЭЗ712408).
По результатам проведенной проверки истцом был составлен коммерческий акт N МСК1906736/3 от 22.04.19, акты общей формы N 19380- 1-ПП/4609 от 16.04.2019, N38, 3/3002 от 22.04.2019.
Провозная плата рассчитывается в соответствии с Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Постановление Федеральной Энергетической Комиссии России от 17.06.2003 N47-т/5).
Согласно расчету ОАО "РЖД" провозная плата за груз массой 25900 кг., заявленный ответчиком к перевозке, составила 53424 руб., в то время как провозная плата за фактически перевезенный груз составила 92954 руб., что подтверждается прилагаемым расчетом провозной платы по Прейскуранту N 10- 01.
Таким образом, стоимость перевозки за счет искажения грузоотправителем сведений о грузе была занижена на 207586 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, ОАО "РЖД" указало, что ФГУП "ФЦДТ "Союз" обязано уплатить штраф за искажение данных в железнодорожной накладной в размере 464770 руб. (47436*5).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.03 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Устав железнодорожного транспорта) за недостоверность сведений о массе груза и других сведений о грузе, внесенных в железнодорожную накладную, ответственность несет грузоотправитель в виде штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта.
Согласно статье 98 Устава железнодорожного транспорта ответственность в виде штрафа за неправильное указание в железнодорожной накладной наименования груза, особых отметок, сведений о грузе, о его свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозки грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, несет отправитель в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки.
На основании статьи 27 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
По факту проверки отправленного ФГУП "ФЦДТ "Союз" груза на станции назначения было установлено несоответствие массы груза указанного в перевозочных документах, о чем составлены акты общей формы и коммерческий акт.
Таким образом, факт указания грузоотправителем сведений, не соответствующих действительности, подтвержден документально.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В силу статьи 98 Устава железнодорожного транспорта ответчик должен уплатить штраф за неправильное указание в железнодорожной накладной наименования груза в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки.
Сумма штрафа в соответствии со статьёй 98 Устава равна пятикратной провозной плате за перевозку фактически перевозимого груза: 47436 *5 = 464770 руб.
Штраф ответчиком до настоящего времени не оплачен, в связи с чем истцом начислена сумма штрафа в размере 464700 руб. на основании статьи 98 УЖТ.
Расчет суммы штрафа, произведенный в соответствии со статьей УЖТ РФ, проверен апелляционным судом и признан верным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылается на то, что собственник вагона, в котором перевозился спорный груз - Федеральное казенное предприятие "Анозит", в нарушение обязательств по контракту N 1120187312261020101000714/5/1/20019 от 28.11.2018 не уведомил (не отразил в транспортной железнодорожной накладной при отправке груза) ответчика ФГУП "ФЦДТ "Союз" о наличии (массе) съемного и несъемного оборудования, а также о возможности изменения массы вагона, в связи с чем у последнего возникла обязанность по доплате провозного платежа.
Данный довод признается судом апелляционной инстанции несостоятельным в связи со следующим.
Как было указано ранее, при контрольном взвешивании на станции Перово Московской железной дороги были зафиксированы излишки массы груза против документов в вагоне N 28852689, следовавшего по накладной N 33712408 - 4150 кг.
Так, в вагоне N 28852689, следовавшего по накладной N 33712408, находилось оборудование съемное (турникеты, стойки, кассеты, призмы, хлебные щиты, стяжки, стропы и другое) массой 4150 кг, что подтверждается сторнированной транспортной железнодорожной накладной 33712408.
Собственником вагона N 28852689 является ФКП "Анозит".
Согласно техническому паспорту (справка ИВЦ ЖА 2651) тара вагона - 25.9 т, грузоподъемность - 68 т.
Согласно пункту 44 Приказа Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" (далее - Приказ N 374) масса съемного оборудования, съемных материалов для утепления вагона, а также реквизитов крепления, упаковки входит в массу груза. Масса несъемного оборудования, а также несъемных материалов для утепления вагона включается в тару вагона на основании данных его технического паспорта.
Данный технический паспорт не содержит никаких сведений о наличие в нем несъемного оборудования.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ФКП "Анозит" представлен отзыв с доводами о том, что в адрес ответчика отгружалась продукция и перевозилась в вагонах с навесным оборудованием и реквизитами крепления по МТУ АКТУ-СКВ - 03 Сх,ТУ, которое было указано в железнодорожной накладной ЭЖ 734639. Данная железнодорожная накладная была составлена ФКП "Анозит" для осуществления перевозки в адрес ответчика.
Так, для осуществления перевозки предыдущего груза - перхлорат аммония по накладной ЭЖ 734639 ФКП "Анозит" были разработаны МТУ. Местные технические условия были разработаны самим грузоотправителем. Целями разработки схем, чертежей, непредусмотренных техническими условиями, являются обеспечение безопасности движения и сохранности перевозимого груза.
С целью возврата вагона для проводников собственнику (ФКП "Анозит"), Ответчик направил от станции Яничкино Московской железной дороги до станции Баракбинск Западно - Сибирской железной дороги вагон N 28852689, указав в спорной накладной N 33712408 массу нетто - 0 кг. Дополнительных документов, подтверждающих, что в вагоне N 28852689 находится оборудование, ответчиком к накладной представлено не было.
В обоснование заявленных возражений ответчик указывает на то, что транспортная железнодорожная накладная N 33712408 заполнялась на основании сведений, указанных в транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ734639, а также, что ФКП "Анозит" не уведомил (не отразил в транспортной железнодорожной накладной при отправке груза) ФГУП "ФЦДТ Союз" о наличии (массе) съемного и несъемного оборудования, ни о возможности изменения массы вагона, не представил иные документы в адрес ФГУП "ФЦДТ "Союз".
Однако, суд апелляционной инстанции указывает на то, что вышеуказанные обстоятельства не влияет на возложение имущественной ответственности за внесение недостоверных сведений в транспортную накладную на основании ст. 98 УЖТ РФ на ответчика, поскольку грузоотправителем по накладной N 33712408 является ФГУП "ФЦДТ Союз".
Так, в вагоне N 28852689, следовавшего по спорной накладной N 33712408, находилось оборудование съемное (турникеты, стойки, кассеты, призмы, хлебные щиты, стяжки, стропы и другое) массой 4150 кг, что подтверждается сторнированной транспортной железнодорожной накладной 33712408.
В соответствии ч. 5 ст. 30 УЖТ РФ "Окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа."
Сторнирование проводилось агентом ТЦФТО для перерасчета добора провозных платежей на основании коммерческого акта N МСК1906736/3 от 22.04Л9г.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что грузоотправитель изначально был обязан массу данного съемного оборудования включить в массу груза.
Статьями 26, 27 УЖТ РФ предусмотрено, что при предъявлении грузов для перевозки именно грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу. За искажение сведений о грузе, в результате которого снижается стоимость перевозки или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта грузоотправители несут ответственность, предусмотренную статьей 98 Устава железнодорожного транспорта.
В соответствие с пунктом 1.4.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2009 N 39 (далее - Правила N39) основные графы листа 1 - железнодорожной накладной заполняются грузоотправителем, затем для дальнейшего оформления документ передается перевозчику. При этом в графе "За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю" грузоотправитель указывает должность и фамилию. Так, в накладной N33712408 имеется подпись грузоотправителя - заместителя начальника цеха В.И. Зенина, а также отметка грузоотправителя "за правильность внесенных в накладную сведений отвечаю".
Таким образом, имеющаяся в материалах дела транспортная железнодорожная накладная N Э3712408 с указанной массой груза нетто, равной 0 кг, является подтверждением того, что все сведения, внесенные в нее грузоотправителем, согласованы сторонами договора, вагон принят к перевозке.
Исходя из анализа статей 98, 119 Устава железнодорожного транспорта, разъяснений, изложенных в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в предметом судебного разбирательства о взыскании штрафа является факт наличия искажений в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов.
Указанное обстоятельство (несоответствие массы груза данным, указанным в перевозочном документе) удостоверяется коммерческими актами и актами общей формы.
Пунктами 6, 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 определено, что при обнаружении искажения в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Представленные истцом документы в совокупности подтверждают превышение массы груза против накладной N Э3712408: акт общей формы N174 от 21.03.2019 г., коммерческий акт NМСК 1906736/3 от 22.04.2019 г, содержат все необходимые данные, подтверждающие факт превышения массы груза в вагоне N28852689, а также содержат достаточно сведений, подтверждающих, что данные документы были составлены по факту превышения массы груза по спорной накладной: в коммерческом акте и актах общей формы содержатся ссылки на накладную N33712408, в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта, даты обнаружения излишка массы груза против документа в коммерческом акте и актах общей формы совпадают, контрольная перевеска осуществлялась надлежащим образом на поверенных вагонных весах, находящихся в исправном состоянии.
В свою очередь, ответчик является профессиональным участником отношений в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом. Вместе с тем, не указывает и не подтверждает наличие обстоятельств, свидетельствующих о существовании объективных и независящих от ответчика препятствий, не позволяющих ему осуществить досмотр вагонов до предъявления груза к перевозке с целью проверить достоверность отраженной в перевозочных документах информации, как и обстоятельств, освобождающих от ответственности в порядке положений пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеуказанное, принимая во внимание совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В связи с удовлетворением исковых требований, расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 12295 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, 271.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2019 года по делу N А41-80010/19 отменить.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный центр двойных технологий "Союз" в пользу Открытого акционерного общества 464770 руб. штрафа, 12295 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Московской области.
Судья |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80010/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФГУП "ФЦДТ "Союз"
Третье лицо: Федеральное казенное предприятие "Анозит"