Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф05-17839/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А40-301721/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Л.А. Москвиной, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Турко Дмитрия Павловича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2020, принятое судьей Поздняковым В.Д. (93-2421) по делу N А40-301721/19
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
к индивидуальному предпринимателю Турко Дмитрию Павловичу
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Миловидова О.В. по дов. от 14.11.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по г. Москве (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ИП Турко Д.П. (далее - предприниматель) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением от 21.01.2020 суд привлек предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. с конфискацией изъятого товара в количестве 2 единиц согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 03.10.2019.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления возражал против доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения. Предприниматель своего представителя для участия в судебном заседании не направил, извещен о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя управления, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в рамках проведения административного расследования в адрес Управления поступило Экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" по результатам лабораторных исследований, испытаний, измерений и оценки маркировки продукции N 06-01825 от 17.10.2019 (вх. N 01-29439-2 от 17.10.2019) (далее также - Экспертное заключение).
В соответствии с указанным Экспертным заключением объектом лабораторных исследований, испытаний, измерений послужила следующая продукция:
Образец 1 - Жидкость для заправки испарителей, парогенераторов торговой марки "VAPE ЛИКВИДЪ" серии "Frankly monеу": Frozen Sour Apple. 120 мл. Изготовитель ИП Мягченкова К.И., 156014, г. Кострома. 8-й Окружной проезд, д.1, кв.4. Нормативный документ: ТУ 2422-001-0102970378. Срок годности 4 года, годен до 25.11.2020;
Образец 2 - Жидкость с маркировкой "VAPE ON соmpanу", серии "Zombie party": Смузи малина-клубника, объем не указан. Изготовитель: ООО "Семь облаков" 620000, г. Екатеринбург, ул. Белинского 6А-243. ИНН 6685086430. Сайт: zombie-juices.com. Телефон: +7 922 22 96 192.Срок годности: 60 месяцев. Дата производства: 09.11.2016;
Образец 3 - Жидкость с маркировкой: "FRESH BLOOD": SWEET SECRET HIGH-QUALITY E-LIQUID джем из красных ягод, 120 мл. Изготовитель: ИП Мартынов Н.А. 109462, Москва, Волгоградский пр-т, 32, кв.8, по вопросам сотрудничества: info@parovozof.ru. Телефон: +7 (495) 166-34-51.Срок годности: 2 года. Дата производства: 01.03.2018;
Образец 4 - Жидкость с маркировкой "FRESH BLOOD": GARNET MYSTERY HIGHQUALITY E-LIQUID POMEGRANATE+ORANGE+BERRY. 3Mg salt nic. Изготовитель: ИП Мартынов II.Д. 109462. Москва. Волгоградский пр-т. 32. кв.8. по вопросам сотрудничества: sale@freshbloodlab.com. Телефон: +7 (495) 166-34-51.Срок годности: 3 года. Дата производства: 25.12.2016.
В ходе проведенных исследований установлено, что использование указанной продукции, сопровождающееся выделением в окружающую среду различных химических веществ, идентифицированных в жидкостях для заправки испарителей, в том числе токсических и канцерогенных, и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является нарушением ч.1 ст.13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пп.1.3, 1.6, 2.1.1, 3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности".
31.10.2019 уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции по факту выявленного нарушения в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения управления на основании ст.23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении от 31.10.2019 в настоящем случае не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, соблюден.
Привлекая предпринимателя к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Как усматривается из Экспертного заключения, Образцы N N 1-4 не соответствуют ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 по информации для потребителя, нанесенной на этикетку.
В пробах дыма (аэрозоля) из образцов обнаружены и идентифицированы от 10 до 14 химических веществ, которые за единичными исключениями оказывают влияние на центральную нервную систему и органы дыхания в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" и Федеральным регистром потенциально опасных химических и биологических веществ. Идентифицированные химические соединения также оказывают влияние на сердечно-сосудистую, эндокринную и мочевыделительную системы, печень, почки, желудочно-кишечный тракт. Количественная оценка риска с установлением степени влияния выявленных химических веществ на организм человека невозможна из-за отсутствия их количественного определения в дыме (аэрозоле).
Формальдегид, обнаруженный во всех пробах жидкостей, по классификации МАИР относится к группе 2А - вероятный канцероген для человека. Также формальдегид обладает доказанным токсическим действием на органы дыхания и иммунную систему человека. Формальдегид обнаружен во всех образцах жидкостей для электронных испарителей в концентрациях от 0,1 мг/дм3 до 0,2 мг/дм3.
Дополнительная вероятность развития рака у курильщика на всем протяжении жизни (70 лет) от воздействия формальдегида, содержащегося во всех образцах жидкостей, при условии, что человек весом 70 кг "выпаривает" 1 мл жидкости в день, составила от 1,28Е-07 до 5,98Е-08. Полученные значения относятся к первому уровню риска: индивидуальный риск в течение всей жизни, равный или меньший 1х10-6, что соответствует одному дополнительному случаю серьезного заболевания или смерти на 1 млн. экспонированных лиц. Данный уровень риска по классификации Р 2.1.10.1920-04 относится к минимальному уровню, что не требует дополнительных мероприятий по его снижению.
По результатам оценки риска для здоровья человека от воздействия химических веществ, идентифицированных в жидкостях для заправки испарителей, установлено, что неканцерогенный риск у человека, употребляющего ежедневно 1 мл исследованных курительных жидкостей, превышает допустимый уровень.
С учетом того, что процесс "парения" сопровождается выделением в окружающую среду различных химических веществ, идентифицированных в жидкостях для заправки испарителей, может быть нанесен вред здоровью как самого курильщика, так и лиц, его окружающих от "пассивного" курения.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что специальную жидкость для электронных сигарет, как и сами электронные сигареты, нельзя признать табачной продукцией, и их оборот, следовательно, не регулируется требованиями решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107, согласно которому с 15 мая 2016 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию".
В этой связи судом правомерно проанализированы положения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.04.2008 N 27.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные 4 нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно п.1 ст. 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
В силу п.1.3, 1.6 СанПиН 1.2.2353-08, санитарные правила являются нормативным правовым документом, действующим на всей территории Российской Федерации и определяющим канцерогенную опасность для человека химических (исключая радиоактивные изотопы), физических и биологических факторов среды обитания, а также производственных процессов (далее - канцерогенные факторы), установленную по результатам эпидемиологических и экспериментальных исследований.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими деятельности обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по обеспечению требований настоящих санитарных правил в целях профилактики онкологической заболеваемости.
Согласно п.3.2, 3.3 СанПиН 1.2.2353-08 основным мероприятием является исключение возможности контакта человека с канцерогенными факторами в производственной и бытовой сферах. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует использовать технологические и производственные процессы, не приводящие к возникновению и выделению в производственную и окружающую среду канцерогенных факторов.
3.3. В случае невозможности устранения воздействия канцерогенных факторов, включенных в санитарные правила, организациями принимаются меры по снижению их воздействия на человека, включая установление ПДК или ПДУ с учетом канцерогенного эффекта в соответствии с критериями установления гигиенических нормативов. Обеспечивается регулярный контроль за их соблюдением. Периодичность контроля за содержанием канцерогенных веществ в различных средах устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии законных оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ в рамках настоящего дела, поскольку ответчиком не обеспечено соблюдение обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ и СанПиН 1.2.2353-08.
Довод автора апелляционной жалобы о том, что он не может нести ответственность за обязательные требования к продукции, поскольку он является продавцом и не мог знать о химическом составе продукции и влиянии ее на здоровье, является ошибочным. В силу требований указанных выше нормативных актов любое лицо должно принимать меры по снижению воздействия канцерогенных факторов на человека и обеспечивается регулярный контроль за их соблюдением.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения ответчиком административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 31.10.2019.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприниматель обязан был принять все необходимые и зависящие от него меры по недопущению выявленных в ходе проверки нарушений.
Доказательств, подтверждающих принятие всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований норм действующего законодательства в означенной области, а также доказательств невозможности соблюдения таких требований предпринимателем суду не представлено.
Реализация рассматриваемой продукции с нарушением установленных требований создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Таким образом, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных управлением требований является обоснованным.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией, установленной ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.
Доводы предпринимателя о наличии существенных нарушений при проведении экспертизы в ходе рассмотрения настоящего дела своего документального подтверждения не нашли.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе, Экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" по результатам лабораторных исследований, испытаний, измерений и оценки маркировки продукции N 06-01825 от 17.10.2019, приходит к выводу о том, что событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения доказано.
Основания, позволяющие поставить под сомнение выводы Экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" по результатам лабораторных исследований, испытаний, измерений и оценки маркировки продукции N 06-01825 от 17.10.2019, основанного на проведенной в рамках дела об административном правонарушении экспертизе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Указанное доказательство не было исключено ввиду содержания в нем недостоверных сведений. Альтернативных средств доказывания, способных опровергнуть содержащиеся в нем сведения о фактах, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, предпринимателем представлено не было.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы также не могут быть положены в основу вывода о необходимости отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2020 по делу N А40-301721/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.